Семинар-диспут. Тема 6. Психология воспитания и самовоспитания

Цель: формирование представлений о современных проблемах психологии воспитания и самовоспитания, овладение практическими приёмами и техниками развития различных сфер личности.

Вопросы для обсуждения:

1. Проблема развития мотивационно-потребностной сферы личности.

2. Проблема развития эмоционально-волевой сферы личности.

3. Проблема развития нравственной сферы личности.

4. Проблемы развития самосознания личности.

5. Понятие о коррекции развития личности. Основные причины отклонений в поведении.

6. Самовоспитание как высшая форма самоуправления.

Темы рефератов:

1. Психологические основы гуманистического воспитания личности.

2. Проблемы развития творческой активности личности.

3. Психологические факторы социального воспитания.

4. Психологические факторы семейного воспитания.

5. Психологические факторы школьного воспитания.

6. Нарушение социализации у детей.

7. Тактика коррекционной работы с трудными подростками.

8. Психологический анализ приёмов самовоспитания.

Литература:

1. Иващенко, Ф.И. Психология воспитания школьников: Учебное пособие / Ф.И. Иващенко. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1999. – 136 с.

2. Казанская, В.Г. Педагогическая психология / В.Г. Казанская. – СПб.: Питер, 2005. – 365 с.

3. Лишин, О.В. Педагогическая психология воспитания: Учебное пособие / О.В. Лишин. – М.: Ин-т практ. психологии, 1997. – 256 с.

4. Марищук, Л.В. Психология развития и педагогическая психология: пособие. – Мн.: БГУФК, 2010. – 231 с.

5. Педагогическая психология / Под ред. Л. Регуш, А. Орловой. – СПб.: Питер, 2008. – 414 с.

6. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие / Н.Ф. Талызина. – М.: Академия, 1998. – 288 с.

7. Фридман, Л.М. Психология воспитания / Л.М. Фридман. – М.: Сфера, 1999. – 108 с.

8. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов / Г.А. Цукерман. – Рига: Эксперимент, 1997. – 278 с.

Образовательные технологии: доклады, презентации, дискуссия, метод анализа конкретных ситуаций.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Составить структурно-логическую схему по теме «Психология воспитания и самовоспитания».

2. Проанализировать статьи / книги:

Развитие творческой активности школьника / Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1991. – 155 с.

Особенности обучения и воспитания одарённых детей // Психология одарённости детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. – М.: Академия, 1996. – С. 107-121, 129-139.

Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребёнка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. – М.: «Педагогика», 1972. – С. 7-44.

Особенности воспитания эмоциональной сферы личности // Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – С. 73-83.

Развитие волевой сферы личности // Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Ин-т практ. психологии, 1995. – С. 302-332.

Лесгафт, П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания / П.Ф. Лесгафт; Под ред. М.П. Ивановой. – М.: Ин-т практ. психологии, 1998. – 416 с.

Прихожан, А.М. Психологические проблемы нравственного воспитания школьников / А.М. Прихожан. – М.: МП СССР, 1980. – 35 с.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: проверка выполнения заданий самостоятельной работы.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: реферат, устный опрос (групповой или индивидуальный), тестирование (письменное или компьютерное), комплексные ситуационные задания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: