Теории единства профессионального и жизненного личностного самоопределения

Концепция профессионального развития Д. Сьюпера. Д. Сьюпер известен своим многолетним изучением профессиональных карь­ер. Под его руководством был осуществлен исследовательский проект мониторинга профессионального развития 200 старше­классников. Старшеклассни­ки были всесторонне психологически обследованы и затем в тече­ние 20 лет, прослеживалась их судьба, устанав­ливались связи между успехами в их профессиональном развитии и данными первоначального психологического обследования. Ученый связал профессиональное развитие Человека с личностной зрелостью, формированием и реализаци­ей его «Я-концепции». То, кем становится человек, зависит не только от внешних обстоятельств, но и от самого человека. Оказа­лось, что профессиональная зрелость школьников проявляется по показателям их информированности о путях подготовки к вы­бранной профессии, по степени соответствия склонностей и способностей, по осведомленности о длительности рабочего дня. Прогностически ценными стали сведения о выраженности интереса к профессии, наличии профессионального опыта и степени экономической самостоятельности подростка. Д. Сьюпер показал, что профессиональная зрелость личности старшеклассника влияет на удовлетворенность его будущей карьерой, уровень будущих профессиональных достижений, профессиональную самооценку. Он предложил рассматривать профессионализацию личности не как одномоментный акт установления соответствия требований профессии и индивидуальных свойств человека, а как длитель­ный процесс развития, существенно зависящий от субъектных факторов, а не только от внешних обстоятельств. Модель последова­тельных стадий профессионального развития личности Д.Сьюпера отражает в большей мере вариант продвижения в рамках выбранной профессиональной области. Важное значение имеет его тезис о том, что профессиональным развитием можно управлять через влияние на «Я-концепцию», сознание и самосознание лич­ности. Удовлетворенность профессией зависит от того, в какой мере человек может реализовать свои способности, интересы личностные свойства в профессии. К концу жизни ученый разра­ботал модели карьеры, в которых человек оказывается последова­тельно в разных (или сразу в нескольких) ролях — ребенка, уча­щегося, неопределившегося гражданина, профессионального ра­ботника, домохозяина (старшего члена семьи), человека, поддерживающего ранее достигнутый уровень.

Исследование взаимосвязи профессионального и личностного жиз­ненного самоопределения в отечественной психологии. В последние годы все большее число психологов связывают процессы профес­сионального самоопределения с выбором образа жизни, личнос­тным самоопределением. Действительно, выбирая профессию, человек планирует способ существования, соответствие своего будущего статуса, образа жизни предпочитаемым смысложизненным ценностям, соотносит свое прошлое, настоящее и будущее в рамках единой каузально опосредованной развивающейся духов­ной целостности своего Я. В русле данного подхода выполнены исследования Е.А. Климова, а также работы его учеников, посвя­щенные формированию профессионального сознания и самосоз­нания у представителей разнотипных профессий. Составляю­щие профессионального сознания и самосознания как основы профессиональной идентификации личности, ядро ее професси­ональной «Я-концепции» выполняют функцию регулятора про­фессионального поведения, отражают эмоциональные и когни­тивные компоненты профессионального опыта субъекта труда, сте­пень вовлеченности его в профессию, отношение к профессии, от которых, в свою очередь, зависит дальнейший процесс профессионализации.

Профессиональный труд приобретает определенный смысл для личности в зависимости от выбранной общей жизненной страте­гии. Дружинин выделил семь основных вариантов жизни — жизненных стилей: «жизнь как предисловие» «жизнь как творчество»; «жизнь как достижение»; «жизнь по пр правилам» «жизнь как сон»; «жизнь — трата времени»; «жизнь — жизни». Обозначенные В.Н.Дружининым типы жизнен­ных стилей-стратегий не являются исчерпывающими, человек в своей жизни может совершенствоваться или деградиродировать меняя выбранную ранее стратегию, возможно, что существуют некие смешанные варианты стилей жизни. Обозначенные варианты жизни представляют собой системообразующие формы, которые могут быть наполнены разными конкретными видами про­фессионального продвижения, вариантами карьеры, которые при всем своем многообразии могут иметь сходство, заданное идеаль­ными субъективными моделями потребного будущего. Выявить своеобразие контуров субъективной смысложизненной стратегии клиента можно с помощью психобиографических методов, мето­дов каузометрии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: