Концепция профессионального развития Д. Сьюпера. Д. Сьюпер известен своим многолетним изучением профессиональных карьер. Под его руководством был осуществлен исследовательский проект мониторинга профессионального развития 200 старшеклассников. Старшеклассники были всесторонне психологически обследованы и затем в течение 20 лет, прослеживалась их судьба, устанавливались связи между успехами в их профессиональном развитии и данными первоначального психологического обследования. Ученый связал профессиональное развитие Человека с личностной зрелостью, формированием и реализацией его «Я-концепции». То, кем становится человек, зависит не только от внешних обстоятельств, но и от самого человека. Оказалось, что профессиональная зрелость школьников проявляется по показателям их информированности о путях подготовки к выбранной профессии, по степени соответствия склонностей и способностей, по осведомленности о длительности рабочего дня. Прогностически ценными стали сведения о выраженности интереса к профессии, наличии профессионального опыта и степени экономической самостоятельности подростка. Д. Сьюпер показал, что профессиональная зрелость личности старшеклассника влияет на удовлетворенность его будущей карьерой, уровень будущих профессиональных достижений, профессиональную самооценку. Он предложил рассматривать профессионализацию личности не как одномоментный акт установления соответствия требований профессии и индивидуальных свойств человека, а как длительный процесс развития, существенно зависящий от субъектных факторов, а не только от внешних обстоятельств. Модель последовательных стадий профессионального развития личности Д.Сьюпера отражает в большей мере вариант продвижения в рамках выбранной профессиональной области. Важное значение имеет его тезис о том, что профессиональным развитием можно управлять через влияние на «Я-концепцию», сознание и самосознание личности. Удовлетворенность профессией зависит от того, в какой мере человек может реализовать свои способности, интересы личностные свойства в профессии. К концу жизни ученый разработал модели карьеры, в которых человек оказывается последовательно в разных (или сразу в нескольких) ролях — ребенка, учащегося, неопределившегося гражданина, профессионального работника, домохозяина (старшего члена семьи), человека, поддерживающего ранее достигнутый уровень.
|
|
Исследование взаимосвязи профессионального и личностного жизненного самоопределения в отечественной психологии. В последние годы все большее число психологов связывают процессы профессионального самоопределения с выбором образа жизни, личностным самоопределением. Действительно, выбирая профессию, человек планирует способ существования, соответствие своего будущего статуса, образа жизни предпочитаемым смысложизненным ценностям, соотносит свое прошлое, настоящее и будущее в рамках единой каузально опосредованной развивающейся духовной целостности своего Я. В русле данного подхода выполнены исследования Е.А. Климова, а также работы его учеников, посвященные формированию профессионального сознания и самосознания у представителей разнотипных профессий. Составляющие профессионального сознания и самосознания как основы профессиональной идентификации личности, ядро ее профессиональной «Я-концепции» выполняют функцию регулятора профессионального поведения, отражают эмоциональные и когнитивные компоненты профессионального опыта субъекта труда, степень вовлеченности его в профессию, отношение к профессии, от которых, в свою очередь, зависит дальнейший процесс профессионализации.
|
|
Профессиональный труд приобретает определенный смысл для личности в зависимости от выбранной общей жизненной стратегии. Дружинин выделил семь основных вариантов жизни — жизненных стилей: «жизнь как предисловие» «жизнь как творчество»; «жизнь как достижение»; «жизнь по пр правилам» «жизнь как сон»; «жизнь — трата времени»; «жизнь — жизни». Обозначенные В.Н.Дружининым типы жизненных стилей-стратегий не являются исчерпывающими, человек в своей жизни может совершенствоваться или деградиродировать меняя выбранную ранее стратегию, возможно, что существуют некие смешанные варианты стилей жизни. Обозначенные варианты жизни представляют собой системообразующие формы, которые могут быть наполнены разными конкретными видами профессионального продвижения, вариантами карьеры, которые при всем своем многообразии могут иметь сходство, заданное идеальными субъективными моделями потребного будущего. Выявить своеобразие контуров субъективной смысложизненной стратегии клиента можно с помощью психобиографических методов, методов каузометрии.