Гипермаркет. Супермаркет

Супермаркет — крупный магазин самообслуживания с площадью торгового зала не менее 400 кв. м, торгующий преимущественно продовольственными товарами, непродовольственные товары составляют в его ассортименте около 30%. За рубежом в супермаркете обеспечиваются более низкие цены, в России же цены в этих магазинах достаточно высокие. Для супермаркетов характерны широкая выкладка расфасованных, удобно расположенных товаров и быстрое обслуживание покупателей. В крупных супермаркетах ассортимент товаров насчитывает 4—6 тыс. наименований: 1,5—2,5 тыс. продовольственных и 2—3,5 тыс. непродовольственных товаров.

На протяжении ряда лет понятие «супермаркет» определялось по-разному. Когда супермаркеты только появились, это определение имело целью выделить их из распространенных в то время универсамов. Сегодня можно говорить о супермаркете как о магазине с большой ассортиментной насыщенностью, высоким качеством обслуживания и эффективным использованием площадей. Как правило, на той же площади, что и в универсаме, оборот в супермаркете в 3—5 раз больше. Тип магазина сегодня определяют организация поставок и торговли. Так, современные супермаркеты работают напрямую с дистрибьюторами, а самые дорогие и престижные производят закупки за рубежом.

Гипермаркеты. Их основная отличительная черта — доступные цены, а не разнообразие торгового обслуживания и дополнительных услуг. Гипермаркет отличается от супермаркета бо2льшими размерами, дальнейшим развитием методов самообслуживания и тенденцией установления прямой связи между изготовителем и потребителем.

Все товары транспортируются в гипермаркеты поставщиками напрямую в гипермаркеты. Этот принцип показателен для французской компании «Carrefour», владеющей огромным количеством гипермаркетов, в т.ч. в других странах.

Гипермаркеты представляют собой магазины с торговой площадью от 6 до 20 тыс. кв. м, торгующие как предметами роскоши, так и товарами широкого потребления, с акцентом на основные потребительские товары и продукты питания. В разных странах к гипермаркетам относят магазины самообслуживания с торговой площадью: в США — от 4 тыс. кв. м, во Франции — от 2,5 тыс. кв. м. В Германии гипермаркетами называют супермаркеты с площадью от 1,5 тыс. кв. м и универмаги с площадью от 4 тыс. кв. м.

Гипермаркеты с величиной общей площади 10—50 тыс. кв. м представляют собой крупные рационально организованные предприятия. Номенклатура товаров — 25—35 тыс. наименований. Гипермаркеты преимущественно распространены в Германии, Франции, Бельгии.

По итогам 2009 года, гипер- и супермаркеты стали самым быстрорастущим каналом розничной торговли товарами повседневного спроса. По данным регулярной переписи торговых точек (ТТ), проведенной Nielsen[8], прирост по количеству ТТ в этом сегменте розничного рынка составил 12,6% на уровне национальной городской России. В 24 крупнейших мегаполисах рост канала составил 5,1%, и наибольший вклад в 2009 году внесли малые города, где крупные ритейлеры активно наращивали свое присутствие. В то же время традиционная торговля постепенно сдает свои позиции в крупных городах, открытые рынки продолжают сокращаться (падение количества торговых точек по продовольственным и непродовольственным открытым рынкам составило соответственно 10% и 12%).

На сегодняшний день крупнейшие сети, работающие в формате гипер- и супермаркетов занимают 6,3% рынка розничных продаж продуктов питания.

Рисунок 9 Доля гипер- и супермаркетов на рынке розничных продаж продуктов питания России на 2009 год

Лидером в формате гипермаркетов является торговая сеть «Auchan». Кроме того, торговая сеть «Auchan» является безусловным лидером среди всех форматов по объему товарооборота и по выручке на 1 квадратный метр торговой площади. 36 гипермаркетов «Auchan» могут генерировать выручку в 180-240 млрд. руб. в год[9].

В ближайшее время в России могут появиться гипермаркеты торговой сети WalMart. Wal-Mart — крупнейшая в мире розничная сеть, в которую входит (на середину февраля 2007 года) 6782 магазина в 14 странах. В их числе — как гипермаркеты, так и универсамы, продающие продовольственные и промышленные товары. Стратегия Wal-Mart включает в себя такие слагаемые как максимальный ассортимент и минимальные, стремящиеся к оптовым, цены.

При этом в 2009 году эта другой иностранный оператор - торговая сеть официально ушла с Российского рынка. Объяснение ухода «Carrefour» - "отсутствие перспектив". Участники рынка видят другие причины - ошибки менеджмента и внутренние проблемы головной компании.

Среди российских сетей данные форматы также активно развиваются:

· формат гипермаркет - ТС «Мегамарт» (группа Дикси), ТС «Карусель» (X5 Retail group), ТС «О'key», ТС «Седьмой континент», ТС «Магнит» (24 объекта, общая торговая площадь 81 403);

· формат супермаркет – ТС «Перекресток» (X5 Retail group), ТС «Минимарт» (группа Дикси), ТС «О'key», ТС «Седьмой континент».

Таблица 15 Основные характеристики торговых сетей формата гипер- и супер- маркет

  Перекресток Минимарт Мегамарт Карусель Ашан О'key Седьмой континент
Формат сети супер- супер- гипер- гипер- гипер- гипер-, супер- гипер-, супер-
Торговая площадь, тыс. кв.м 284, 4 5, 5 30,1 285,6 386,6    
Кол-во магазинов              
в т.ч. "гипермаркет" - -          
в т.ч. "супермаркет"     - - -    
Сред. площадь магазина, кв. м 1 034,03 685,75 2 008,07 4 923,81 10 738,89 3 857,14 1 295,77
Выручка (без НДС) 2009 год, млрд. руб. 73, 19   6, 32 53, 55     49, 08
Выручка на 1 кв. м /год, тыс. руб. 257,38 364,75 209,95 187,50 543,20 354,50 266,72

По данным Nielsen ShopperTrends доля тех, кто оставляет большую часть бюджета в гипермаркетах снизилась (с 33% в 2009 году до 26% в 2010).

4.2.2 Торговые сети ******* области

******* область играет ведущую роль в экономике ****** Федерального округа. Рынок здесь характеризуется экономической стабильностью, насыщенностью и разнообразием представленных продуктов.

Близость к крупным логистическим центрам добавляет области привлекательности. По объему оптовой торговли ******* область занимает лидирующие позиции в ****** Федеральном округе. Кроме того, область (в основном город ****) аккумулирует административные, финансовые и экономические ресурсы всего региона, что не может не быть привлекательным как для российских, так и для зарубежных компаний.

В ****** области представлены практически все крупные федеральные игроки рынка ритейла. Свои сетевые структуры имеют здесь X5 Retail group («Пятерочка», «Карусель»), Группа Дикси («Дикси», «Мегамарт», «Минимарт») «Ашан», «Metro». Многие ритейлеры обладают развитыми торговыми сетями в регионе.

На рынке ******* области присутствуют черты, характерные для всех региональных рынков: они развиваются с более низкой базы и имеют большую долю нецивилизованной розницы. И если в городе ***** сильна конкуренция за покупателя, то средние и малые города области еще остаются недостаточно освоенными крупными федеральными и региональными сетями.

Рисунок 10 Размещение торговых точек сетевых операторов в ******* области

Hа рынке присутствуют и успешно развиваются и региональные игроки: ТС «Сеть 2», ТС «Сеть 1», ТС «YYY», ТС «Сеть 3», ТС «Сеть 4», ТС «Сеть 6», ТС «Сеть 8», ТС «Сеть 9».

Местные торговые сети представлены различными форматами.

Таблица 16 Форматы и география крупнейших торговых сетей ******* области

Торговая сеть География присутствия Формат  
 
Сеть 1 ************ Супермаркет, дискаунтер, гипермаркет  
Сеть 2 ************ Супермаркет  
YYY ************ Супермаркет, магазин у дома  
Сеть 8 ************ Супермаркет  
Сеть 6 ************ Магазин у дома  

В 2009 году региональные торговые сети в большинстве продемонстрировали снижение выручки и уменьшение количества торговых точек.

Таблица 17 Динамика региональных ритейлеров в 2009 году

Торгова сеть Динамика выручки Динамика количества торговых точек
Сеть 1 +14% +46
Сеть 6 +9% +1
YYY снижение -12
Сеть 8 снижение +1

Местные сети активно развивают собственные торговые марки и собственные производства.

Таблица 18 СТМ и собственное производство в региональных сетях

Торговая сеть СТМ в товарообороте, % СП в товарообороте, %
На начало 2010 На март 2010 На начало 2010 На март 2010
Сеть 1 14,8 12,9 4,5 3,9
Сеть 6        
Сеть 2 н/д   н/д  
YYY 1,9 6,2    
Сеть 8     3,1 3,8

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: