Формы организации обучения. Понятие о формах организации обучения, их классификации. Формы организации обучения в мировой науке и практике работы школы. Урок - основная форма обучения в современной школе. Типология и структура уроков. Система уроков по теме. Другие формы обучения. Организация учебной деятельности учащихся, коллективная и индивидуальная работа на уроке. Подготовка учителя к уроку. Анализ и самоанализ урока.
Методические рекомендации: на основе первичных знаний о единстве содержания и формы обучения изучить зависимость форм организации обучения от его целеполагающих элементов, а также выявить факторы, влияющие на выбор формы обучения. Изучить известные в дидактике типы и типологии уроков.
Базовые понятия: форма и содержание обучения, индивидуальная, групповая и коллективная формы обучения, организационные формы обучения, урок, структура урока, типы урока, типологии уроков, неурочные формы обучения, игра как форма обучения.
Задания для самостоятельной работы:
|
|
1. Докажите, что урок является основной формой обучения в школе. Определите причины его исторического долголетия.
Отчет: миниреферат
2. Покажите особенности различных типов уроков по Вашей дисциплине.
Ответ: составление таблицы
3. Осуществите классификацию форм обучения учащихся по различным критериям.
Ответ: составление таблицы
4. Подготовьте сообщение на тему «Нетрадиционные формы организации образовательного процесса в школе».
Тема: Теории учебного процесса.
Личностно-ориентированное обучение. Развивающее обучение. Теория поэтапного формирования умственных действий. Модульное обучение. Понятие о педагогической технологии, технологии обучения как направлении в дидактике, педагогике. Характеристика «технологичного» процесса обучения: диагностичные цели, оперативный и итоговый контроль, ориентация на гарантированное достижение целей, воспроизводимость обучающего цикла. Виды технологий: репродуктивные, продуктивные, алгоритмические. Информационные технологии обучения. Интернет, виртуальное обучение.
Методические рекомендации: расширить знания о структурных элементах технологий обучения и условиях их применения.
Задания для самостоятельной работы:
1. На основе знаний о структуре технологии обучения составьте сравнительно-педагогическую характеристику, выполненную в виде таблицы известных в дидактике ее видов.
2. Выявите и охарактеризуйте факторы, определяющие вид технологии обучения.