Источники – способы закрепления и выражения правовых норм(правовой обычай, юридический прецедент, нормативно-правовой акт(официальный акт правотворчества)
Нормы, регламентирующие отдельные аспекты правового статуса воздушного пространства, начали складываться в конце XIX в. С открытием в 20-х гг. регулярных полетов стало возможным говорить о значении практического использования воздушного пространства; начали активно осуществляться воздушные перевозки коммерческого характера. Государства заключали соглашения о порядке использования воздушного пространства, о международных полетах и т.д. Предметом международно-правового регулирования становилось все больше вопросов воздухоплавания, совершенствовалась правовая регламентация, и, наконец, международные нормы и институты образовали самостоятельную отрасль международного права — международное воздушное право.
Нормы международного воздушного права зафиксированы во многих международных документах и, в частности, в Варшавской конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 г.
|
|
в 1934 г.), Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. (СССР участвует с 1970 г.), Конвенции об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности, 1952 г. (РФ участвует), Конвенции об открытом море 1958 г., двусторонних соглашениях о международном воздушном сообщении, о предотвращении инцидентов в воздушном пространстве, о налогообложении доходов от воздушных перевозок и т.д.
Важнейшими принципами современного международного воздушного права являются: уважение суверенитета государства над воздушным пространством в пределах его территории; обеспечение безопасности международной гражданской авиации; свобода полетов в международном воздушном пространстве.
18. Основные этапы развития системы управления ГА
Управление Воздушного флота, входящее в состав военного ведомства. 19 ноября 1917 всероссийская коллегия по управлению воздушным флотом республики в составе 9 человек была поставлена во главе.
24 мая 1918 года Увофлот преобразован в Главное управление рабоче-крестьянского Красного Воздушного Флота (Главвоздухлот). В том же году национализированы все авиа предприятия страны.
Декабрь 1922 года при Главвоздухлоте создана инспекция гражданского воздушного флота
9 февраля 1923 был создан Совет по ГА.
17 мая 1923 создано первое авиатранспортное предприятие –«Добролет». Цель – развитие гражанского воздушного флота на территории СССР, перевозка пассажиров, почты, грузов и пр.
29 октября 1930 Главная инспекция и «Добролет» упразднялись. Вместо – Всесоюзное объединение гражданского воздушного флота.
|
|
25 февраля 1932 на его месте создается Главное Управление Воздушного флота.
19 мая 1934 года тресты эти были ликвидированы. Создано 12 территориальных управлений.
Т. о. в СССР был завершен процесс централизации управления деятельностью ГА.
Во время ВОВ Аэрофлот был подчинен Наркомату обороны.
В 1964 на бабазе ГУГВФ при Совете Министров СССР было созано общесоюзное Министерство ГА.
Указом президента от 15 марта 1996 была образована Федеральная Авиационная служба.
30 ноября 1999 утверждено Положение о ФАС, согласно которому основной задачей ФАС стал гос контроль за деятельностью в области ГА, за соблюдением воздушного законодательства РФ и международных договоров РФ.
В 2000 г. Образована Гос служба ГА (ГСГА)
19. Система и структура федеральных органов исполнительной власти в области ГА
В систему органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федералные служба и федеральные агентства.
А)Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Возглавляет – федеральный министр.
Б)Федеральная служба – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, гос безопасности, защиты и охраны гос границы РФ, борьбы с преступностью, Общественной безопасности. Возглавляет – директор федеральной службы. Может иметь статус коллегиального органа.
В) Федеральное агентство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию гос услуг, по управлению гос имуществом и правоприменительные функции. Возглавляет – директор. может иметь коллегиальный статус.
Согласно Указу Президента от 9 марта 2004 образовано:
- МинТранса и связи РФ – функции по принятию нормативных актов.
- Федеральная служба по надзору в сфере транспорта – контроль и надзор.
- Федеральное агентство ВТ – правоприменительные функции, функции по оказанию гос услуг и по управлению имуществом в сфере ВТ
Минтранс осуществляет руководство и организацию деятельности правительства РФ при ИКАО и Постоянного представительства РФ при Международной морской организации, осуществляет функции по выработке гос политике и нормативно-правовому регулированию в сфере ГА, морского городского, автомобильного и пр транспорта. Принимает следующие нормативные правовые акты: правила перевозок пассажиров, багажа, груза, грузобагажа на основании и во исполнение транспортных указов и кодексов; правила формирования, применения тарифов, правила продажи билетов, выдачи накладных; формы билета, багажной квитанции и грузовой накладной в ГА и пр. МинТранс – юридическое лицо, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием.
Федеральное агентство –функции по оказанию гос услуг и по управлению имуществом в сфере ВТ.
Федеральное агентство ВТ осуществляет полномочия авиационных властей в области ГА, находится в ведении МинТранса, организует: проведение обязательной сертификации аэродромов (кроме международных и категорированных), используемых в целях ГА; использование части воздушного пространства, которая определена для воздушных трасс, местных воздушных линий, гражданских аэродромов и аэропортов; обучение и повышение квалификации авиаперснола. Осуществляет: аккредитацию представительств иностранных организаций, осуществляющих деятельность в области ГА на территории РФ; ведение гос реестра гражданских аэродромов и аэропортов РФ
|
|
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет лицензирование видов деятельности: ремонт авиа техники, деятельность по техническому обслуживанию ВС, по ремонту ВС, обслуживанию воздушного движения, деятельность по обслуживанию пассажиров, багажа, грузов и почты на эродромах и аэропортах.
Еще одним органом исполнительной власти в области ГА является Соссийское авиационно – космическое агентство (Росавиакосмос). Осуществляет реализацию гос политики, координацию и гос регулирование деятельности предприятий и организаций космической деятельности, авиационной и ракетно-космической техники военного назначения, я вляется государственным заказчиком по созданию и эксплуатации авиационной и космичесокй техники научного и социально-экономического назначения. В своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, указами и распоряжениями Презадента РФ, Положением о Российском авиационно-космическом агентстве. Задачи: контроль и организация в области использования космического пространства в мирных целях