Упражнение 12

Прочитайте о языке танца из книги Г.Е. Крейдлина «Семиотика, или Азбука общения» (Крейдлин, Г.Е. «Семиотика, или Азбука общения»: учеб. пособие / Г.Е. Крейдлин, М.А. Кронгауз. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 240 с.). Символичен ли танец? Имеет ли он специальные обозначения у разных народов?

Когда мы танцуем какой-нибудь современный танец, то едва ли думаем о сообщении, передаваемом партнеру или зри­телям. Мы просто получаем удовольствие от музыки, от соб­ственных движений, от движений партнера и от самой атмос­феры. Хотя и сейчас внимательный зритель, наблюдая за танцем, может многое сказать о характерах танцующих и об их отношениях. В древности же искусство танца было сложной знаковой системой, а сам танец - достаточно сложным тек­стом, который танцоры передавали друг другу, зрителям и очень часто богам. Танец включался в различные церемонии и обряды, служил подготовкой каких-то событий (например, охоты или жертвоприношения), а порой заключал их, был венцом какой-то человеческой деятельности. И сейчас у неко­торых народов танец сохранил свою знаковую сущность. Та­ким образом, танец - это не просто вид искусства, в котором образы создаются с помощью движений и различных положе­ний человеческого тела, танец еще и текст, состоящий из все­возможных знаков-жестов, знаков-движений и знаков-поз.

Люди танцуют столько, сколько помнят себя. «Человек разумный» всегда был еще и «человеком танцующим». Как именно возник танец, можно только предполагать. Может быть, он появился из движений и жестов, связанных с обыч­ной деятельностью; может быть, его источник - эмоциональ­ные жесты. По многим легендам, танец подарили людям боги. Согласно одному из мифов считалось, что танцы возникли в связи с рождением владыки богов и людей Зевса. В индуист­ской религии создателем и первым исполнителем танцев яв­ляется бог Шива, который, танцуя, создал из хаоса (всемирного беспорядка) Вселенную. Искусство танца очень различно в разных культурах. Танцы разных народов различаются не только по форме, но и по тому, для чего люди или боги танцуют.

В древности танец почти обязательно был составной час­тью религиозных ритуалов. Во время религиозных праздни­ков в древних Ассирии, Египте и других восточных странах обязательно танцевали. Об этом свидетельствуют сохранив­шиеся тексты, рисунки и скульптуры. В Древней Греции та­нец тоже был составной частью культа различных богов. В честь бога Аполлона, покровителя искусств, танцевали мед­ленные торжественные танцы. А в честь бога вина Вакха его жрицы, вакханки, устраивали дикие, разнузданные пляски, втягивая в них всех зрителей даже против их собственного желания. Но в Греции были не только религиозные ритуаль­ные танцы. С помощью танца греки воспитывали юношей. «Пиррические» танцы были обязательной составной частью воспитания спартанских юношей. Эти военные атлетические танцы способствовали гармоническому развитию тела буду­щих воинов.

У многих народов постепенно формировались группы профессиональных танцоров, исполняющих, в частности, танцы во время религиозных обрядов. Язык ритуального танца требовал точного, иногда виртуозного исполнения. В Древнем Риме, например, существовали две салии. Салиями называли специально созданные группы жрецов-плясунов (слово «салии» произошло от латинского глагола «salire», что означает «прыгать, плясать»). В эти группы - коллегии - входили 12 жрецов бога Марса и 12 жрецов бога Квирина. Члены коллегии должны были танцевать во время праздни­ков, шествий и т. п. И во время ежегодных празднеств в честь бога войны Марса они исполняли военные пляски. Также и в Индии в течение многих веков ритуальные танцы были моно­полией варны брахманов - то есть жрецов, одной из четырех групп индийского общества. В храмовых представлениях вы­ступали только профессиональные танцовщики. Храмовые танцовщицы, которых индийцы называли «девадаси», танце­вали во время особых церемоний: посвящений женщин слу­жению божеству.

Очень интересны танцы одного специального жанра с осо­бым символическим значением. Это космические танцы, по­казывающие движения небесных тел. Древнегреческий фило­соф и историк Платон полагал, что идея создания такого вида танцев принадлежит древним египтянам, которые разработа­ли его форму за два с половиной века до нашей эры. Египтяне, жизнь которых в сильной степени зависела от разлива Нила, этой большой реки, кормящей их, почитали небесные светила.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: