В ресторане посетитель обращается к официанту:
- Скажите, почему порция, которую я получил сегодня, в два раза меньше вчерашней, а цена та же самая?
- А где вы вчера сидели?
- У окна.
- Понимаете ли, сидящим у окна мы специально даем большую порцию в целях рекламы.
Трансактный анализ показывает, как нечистый на руку официант уходит от ответственности.
Обращение посетителя - трансакция Р->В. Встречный вопрос: В<-В. Ответ посетителя - В->В. Ответ официанта В<-В.
Таким образом, официант перевел разговор в область обмена деловой информацией (трансакции "Коллеги" В<->В), чем разрешил неприятную ситуацию.
Или такая ситуация.
- Официант! Видите, вот эту пуговицу? Я нашел ее в своей тарелке! - О, благодарю вас! А я ее повсюду ищу!
Клиент задал трансакцию Р->Д (требование признать вину, извиниться хотя бы). Нахальный, но находчивый официант вместо извинения (Р<--Д) предпочел перевести разговор в отношение "Коллеги" (обмен информацией).
Но не все манипуляции у официантов проходят. Вот пример.
Официант:
- У нас здесь все по последнему слову техники, все блюда готовятся при помощи электричества.
Клиент:
- В таком случае, нельзя ли дать этому куску мяса добавочный электрошок?
Обращение официанта представлено явной трансакцией В->В и скрытой трансакцией В-->Д. Сообразительный клиент принял игру (В<-В), но провел контрудар (В<--Р) (рис. 29; требование исправить недоработку).
Рис. 29
Предупредительная хозяйка
Хозяйке квартиры рекомендовали новых возможных квартирантов, студентов-химиков, увлекающихся экспериментированием. Она показывает им комнату:
- Здесь раньше жил химик. Он много экспериментировал как раз в этой комнате.
- Вероятно, пятно на потолке - результат его экспериментов?
- Нет, это сам химик.
Цель скрытого управления новыми жильцами очевидна Мишень воздействия - страх. Явная трансакция В->В дополнена скрытой: В-->Д (апелляция к чувству страха).