· Словосочетание «Дух Святой» Встречается в Танахе в двух текстах (Ис. 63:10 и Пс. 50:13), в то время, как выражения Дух Божий и «Дух Господень» встречаются гораздо чаще.
· Все тексты, упоминающие Дух Божий, можно объединить в две группы:
o Дух Святой, как орудие Бога:
§ Дух Святой представлен как неотъемлемый участник деяний Господа:
· Участвует в творении (Быт 1:2; Пс. 32:6).
· Живит творение (Пс 103:30).
· Исх. 15:10.
§ Инструментальная функция Святого Духа не означает, что Дух всего лишь орудие, лишенного личностных качеств.
§ Употребление слова – Дух, как тождественному слову «сила», также не дает оснований полагать, что Он безличностен, потому что по отношению к Богу Отцу также применяется это слово. Пс. 139:8; Ис. 12:2.
o Личностная характеристика Святого Духа.
§ «Но они возмутились и огорчили Святого Духа Его; поэтому Он обратился в неприятеля их: Сам воевал против них.» (Ис. 63:10).
§ «И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.» (Быт 6:3).
§ «Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благий да ведет меня в землю правды.» (Пс 142:10). Ср. «Господь - Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться:» (Пс 22:1,3).
§ Дух Святой утверждает кающегося Давида «Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.» (Пс. 50:13-14) Более точный перевод «Дух Твой владычественный да утвердит меня».
§ Представлен, как посылающий Помазанника Божия.
· «Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его.» (Ис. 48:16).
· «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы» (Ис. 61:1). См. «Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.» (Лк 4:17-21).
· «Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние. Но они возмутились и огорчили Святого Духа Его; поэтому Он обратился в неприятеля их: Сам воевал против них.» (Ис. 63:9-10).
o Отношение Духа к Богу.
§ Во многих текстах Священного Писания прослеживается идентичность Духа Святого и Личности самого Бога.
§ «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты.» (Пс. 138:7-8).
§ «Лицо Божье» здесь тождественно «Духу Твоему»
· «Лицо» в библейской традиии означает присутствие Бога:
o «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.» (Быт 3:8).
o «Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями.» (Быт 6:11).
o «да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!» (Чис. 6:25-26).
o «Яви нам свет лица Твоего, Господи!» (Пс 4:7).
· Пребывание Бога среди Израиля часто изображается, как пребывание Его Духа:
o «Завет Мой, который Я заключил с вами при исшествии вашем из Египта, и дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь!»(Агг. 2:5).
o «не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей.» (Ис. 41:10).
§ Концепция Духа Божьего в иудейской традиции.
· В Таргумах, Мишне, Мидрашах, Талмуде используется специальный термин для передачи особого присутствия Божия среди людей – «Шхина» (от глагола «обитать», «присутствовать»). Этот термин тождественен выражению «Дух Святой». Происхождение этого слова в тех текстах ТАНАХа, где говорится о Боге, пребывающем в скинии или среди Своего народа.
o «И слава Господня (Шхина) осенила гору Синай» (Исх. 24:16);
o «И устроят они Мне святилище и буду обитать (Шхина) посреди их» (Исх. 25:8);
o «Какое место изберет Господь, Бог ваш, чтобы пребывать (Шхина) имени Его там,…» (Втор. 12:11);
o «… от Господа Саваофа, живущего (Шхина) на горе Сионе» (Ис. 8:18);
o «это место престола Моего и место стопам ног Моих, где Я буду жить среди (Шхина) сынов Израилевых» (Иез. 43:7);
· В Таргумах слово «Шхина» используется вместо имени Бога везде, где говорится о локализации присутствия Божия, чтобы у читателя не сложилось представление, будто бесконечный и вездесущий Бог может быть локализован.
· В следующих текстах, где говорится о явлении Бога и Его славы, вместо имени Господь употребляется термин «Шхина»:
o «…и сказал [Иаков]: истинно Господь (Шхина) присутствует на месте сем» (Быт. 28:16);
o «да пойдет Владыка (Шхина) посреди нас» (Исх. 34:9);
o «ковчег завета Господа Саваофа (Шхина), сидящего на херувимах (1 Цар. 4:4);
o «А над тобою воссияет Господь (Шхина), и слава Его явится над тобою» (Ис. 60:2).
· Таким образом, в ТАНАХе и иудейской традиции существует представление о Духе Святом, как вездесущном присутствии Божием, идентичном Личности Бога. Новозаветное учение о Святом Духе лишь углубляет это представление в связи со спасительным служением Иисуса Христа.
Среди мыслящих иудейских исследователей всегда были те, кто пытались сформулировать Троицу, отталкиваясь от языка откровения. В конце XIX века известный раввин Иосиф Рабинович обосновал 7 догматов веры, веруя в единого Бога в трех лицах, Рабинович постарался изложить свою веру в семи догматах, он избегает описания имманентных отношений в Боге, однако он говорит о Слове и о Святом Духе и представляет Его, как присущее всегда. Он называет Троицу: «Бог, Его Слово и Святой Дух».