Классификация способностей

Естественные (те, что общие для человека и животных) — восприятие, память, возможность к элементарной коммуникации;

Специфически человеческие (имеющие социально-историческое происхождение). Они подразделяются на общие и специальные.

Под общими способностями понимается такая система индивидуаль­новолевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности.

Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например ли­тературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т. п.

К специальным способностям следует отнести и способности к практической деятельности, а именно: конструктивно-технические, организаторские, педагогические и другие способности.

Специальные способности органически связаны с общими. Чем выше развиты общие способности, тем больше создается внутренних условий для развития специальных способностей. В свою очередь развитие специальных способностей, при известных условиях, поло­жительно влияет на развитие интеллекта.

Кроме того есть подразделения специфических способностей на практические и теоретические, учебные и творческие, предметные и межличностные.

Четыре подхода к определению репродуктивных и творческих спо­собностей.

1. Все зависит от мотивации, ценности, личностных черт (А.Маслоу и др.). Основными чертами творческой личности являют­ся:

- когнитивная одаренность;

- чувствительность к проблемам;

- независимость суждений.

2. Креативность является самостоятельным фактором, незави­симым от интеллекта (Гилфорд, Тейлор, Я.А.Пономарев).

3. Теория интеллектуального порога Е.Торранса: взаимосвязь между уровнем интеллекта и творческими способностями следующая:

если ИК ниже 115-120, то интеллект и креативность образуют один фактор,

если более 120 — то креативность явлется отдельным факто­ром. Т.е., нет творческих личностей с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.

4. Высокий уровень развития иинтеллекта предполагает высо­кий уровень развития творческих способностей и наоборот ((Д.Векслер, Г.Айзенк, А.Термен).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: