В непринуждённой обстановке гости и читают стихи известных и неизвестных поэтов о любви, слушают песни и романсы, такие как «Средь шумного бала» П. И. Чайковского на стихи А. Толстого, «Я помню чудное мгновенье» М.И. Глинки, песню М. Звездинского на стихи Н. Заболоцкого «Очарована, околдована…». песню А.Пугачёвой на стихи В. Тушновой «Не отрекаются, любя…»
Среди ребят могут найтись желающие прочитать знаменитые стихотворения «Нежность» Б. Ахмадулиной, «Отдать тебе любовь?» Р. Рождественского, «балладу о прокуренном вагоне» А.Кочеткова, стихи Э.Асадова.
Уместно будет вспомнить о творческом союзе Евгения Евтушенко и композитора Евгения Крылатова, и всем вместе под гитару исполнить «Серёжку ольховую».
Эпиграфом к вечеру могут статьстроки Роберта Рождественского
«Все начинается с любви…
Твердят: «Вначале было слово».
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви!..
Затем обратиться к любовной лирике Пушкина и Лермонтова, Тютчева и Фета, Блока и Есенина, Ахматовой и Цветаевой, Асеева и Беллы Ахмадуллиной. Здесь так же можно предложить выступить начинающим поэтам.
Лепесток шестнадцатый «…Но для чего пережила тебя любовь моя?»
Этот литературно-музыкальный вечер-портрет посвящён любви Александра Сергеевича Грибоедова и его юной жены Нины Чавчавадзе. Ведущими могут выступать двое – юноша и девушка. Звучать «Вальс» Грибоедова, проецироваться портреты, виды старого Тифлиса.
Сильная любовь Грибоедова - последнее благо в его жизни, последняя вспышка его Гения. Жизнь перед уходом, как бы замедлив свой бег, блеснула яркой молнией над головой поэта, уже обреченного…
Гри6оедов ехал в Персию с горьким предчувствием трагического завершения своей жизни. Он слишком хорошо знал Восток и самого персидского шаха Фетх-Али. Знал, что, как бы ни был шах льстив и любезен, он никогда не простит Грибоедову
Туркманчайского договора, прекратившего долгую войну России с Персией и заключенного на выгоднейших для России условиях. Понимал он и то, что не сможет не защищать русских пленных, оставшихся в Персии, и это ему тоже не простится.
Назначенный Николаем I Полномочным министром при Персидском дворе Александр Сергеевич пожелал отправиться к месту службы через Тифлис.
Здесь во времена своей юности он служил «секретарем по иностранной части» при генерале Ермолове и полюбил Тифлис, как любят человека. Ему нравились его многолюдье, праздность... И этот недвижный жаркий воздух. И пряный аромат роз. Нравились ему и древние строения, сделанные на азиатский лад. Необъяснимо озорную веселость вселяли в этого мрачного, как бы зараженного сплином человека маленькие усталые ослики, изящно движущиеся по городу с перекидными корзинами. Да к тому же движущиеся в такт мелодическим звукам бубна, зурны... Какие невероятные эти ослики-музыканты! А звуки неслись откуда-то сверху, с гор... Грибоедов мог слушать их часами.
Тифлис широко открыл перед Грибоедовым двери знаменитых домов. Многие избранные приходили во дворец Паскевича, генерала, сменившего "по высочайшему повелению" Ермолова, впавшего в немилость. В Тифлисе еще помнили, как тридцать три года назад персы подожгли столицу Грузии, как громили они церкви, дома, магазины, театры, бани, как начали страшную резню. Тифлисцы ненавидели персов и Грибоедова считали избавителем.
Итак, после петербургских сумерек - яркий солнечный свет. В этом городе солнца, песен, винограда, роз жизнь Грибоедова, обворожительного по светскости и образованности человека, правда, несколько склонного к мистицизму, наполнилась вдруг счастьем. Огромным и лучезарным. И те счастливые недели, дни, даже часы... обернулись легендой.
16 июля 1828 года АлександрСергеевич обедал у давней своей тифлисской приятельницы Прасковьи Николаевны Ахвердовой, сорокапятилетней вдовы известного боевого генерала. Когда-то эта прелестная жительница Петербурга, получившая серьезное образование, вышла замуж за вдовца, у которого осталось от первого брака двое детей. Вскоре у них родилась и своя дочь, Дашенька. А через пять лет после женитьбы Федор Исаевич Ахвердов умер, оставив на попечение Прасковье Николаевне свой дом, детей да еще родню князя Чавчавадзе. Князь по делам службы часто отсутствовал, жена его болела, и детей Чавчавадзе - Нину, Давида, Катеньку Прасковья Николаевна воспитывала вместе со своими. Обе семьи были одной большой семьей.
Дом Ахвердовой славился гостеприимством на весь Тифлис. Здесь звучала музыка, которую знала и любила Прасковья Николаевна. А ее фортепьяно считалось "вторым" в Тифлисе. Грибоедов мог часами играть здесь. Именно в этом доме когда-то он, сопровождаемый Вильгельмом Кюхельбекером, читал только что написанные акты комедии Торе от ума". Он помнил, как все весело смеялись, как одобрительно отзывались о его таланте...
Александра Сергеевича встретили ласково, проводили, обнимая, через длинный коридор с цветными витражами окон, за которыми пел на балконе жаворонок в клетке, в столовую. Весело усадили за прекрасно сервированный стол. То и дело поднимали бокалы в его честь, открывали бутылки французских вин. И любезная хозяйка шепнула ему, что скоро прибежит его любимица Нино, которая нежно извиняется за опоздание: она только что специально (!) для встречи с ним приехала из Цинандали. Ахвердова, смеясь, сказала, что Нино мечтает играть с ним в четыре руки. Захватит ноты...
Нина Чавчавадзе вошла тихо, стараясь не обратить на себя внимания. Но Грибоедов ее сразу заметил и был удивлен: перед ним в богатом грузинском наряде, легких крошечных туфельках (какова ножка!) предстала не девочка, какую он видел последний раз три года назад, а высокая, стройная девушка с плавными, грациозными движениями, с огромными черно-карими глазами, в которых светились доброта и нежность. Уже не детские... Легкий шарф, наброшенный на голову и спускающийся до полу, не мог скрыть ее длинных, почти до туфелек, кос. "Боже, неужели это та девочка, музыкальными занятиями которой я когда-то руководил?.. А какие глаза! Какой взгляд! Настоящая "Мадонна" Мурильо!" — подумал он.
Нину посадили напротив Грибоедова. Он долго и внимательно смотрел на нее. За весь обед не проронил ни слова. И вдруг резко встал, посмотрев на высокие часы, висевшие меж окон и играющие каждый час менуэт, подошел к ней и взял за руку. "Пойдемте со мной... Мне нужно, мне необходимо что-то сказать вам!" Нина удивилась: "Я только что хотела сесть играть... Ноты остались на пюпитре..." Она оказалась послушной, как в детстве, и покорно пошла с Грибоедовым на улицу.
Здесь они оба переменились и вдруг, как дети, перебежав через дорогу, влетели в дом, заглянули в гостиную, затем в комнату княгини Соломэ, матери Нины, затем перешли на террасу... И, наконец, сели. На город уже спустилась южная ночь, издали послышалась мелодия — пел ласковый голос сазандара. Остро потянуло запахом роз. У Грибоедова разгорелись щеки. Занялось дыхание.
- Я мечтал за обедом, чтобы с вами поскорее остаться наедине. А вот сейчас не знаю, что сказать...
- Все, что ни скажете вы, для меня будет приятно. С детства я привыкла, Александр Сергеевич, уважать вас. И... любить.
- Любить?.. Знаешь, какое слово ты сказала? Я могу с ума сойти от счастья! Или ты шутишь?..
Она заплакала. Потом, посмотрев на него, засмеялась. А Грибоедов все живее и живее говорил ей о себе, о своей бурной жизни, о Персии, в которую ему предстоит ехать. Потом он поцеловал ее и сказал: "Я люблю тебя!" Схватившись за руки, они побежали к матери Нины, чтобы она благословила их. И - к бабушке. И - ко второй матери, Прасковье Николаевне Ахвердовой. А уже ночью Грибоедов отправил курьера с письмом к отцу Нины в Эривань, где тот командовал полком,— с просьбой о благословении на брак.
Он долго смотрел вслед уезжавшему на огненном коне курьеру. "Вдруг Гарсеванович не даст благословения?.. Господи, мне уже 34... А ей, голубушке, неполных шестнадцать...". И вдруг быстро пошел в дом Паскевича, взял своего любимого коня и ускакал в ночь. Несколько суток его не было в Тифлисе. А по возвращении его ждало ласковое письмо из Армении: Александр Гарсеванович Чавчавадзе дал согласие на брак. Невеста Грибоедова — Нина Чавчавадзе—была достойной представительницей старинного княжеского рода Грузии. Но воспитывалась она на европейский лад, изучала русский и французский языки, брала уроки пения, танца, музыки. Только что Нина начала выезжать в свет, где ее одухотворенная красота была сразу замечена. На балах, маскарадах, приемах уже шептали ей слова восхищения, слова любви. Но она лишь улыбалась приветливо и благодарила: еще ничто не волновало ее сердца...
Поощряемый всей родней, особенно бабушкой Мариам Чавчавадзе, с радостью благословившей их на брак - "Живите в дружбе, дети мои...", сумасшедший от нахлынувшей любви, полный надежд на счастье Александр Сергеевич Грибоедов вводил Нину Александровну Чавчавадзе в Сионский кафедральный собор...
Это было 22 августа 1828 года. Торжественно звонили колокола. Восторженность собравшихся в соборе почти физически передавалась Грибоедову. Его трясла лихорадка. И в тот момент, когда он должен был надеть на палец Нины обручальное кольцо, рука его так задрожала, что кольцо, звеня, покатилось по каменному полу... "Дурная примета!" — подумал Грибоедов, но, мгновенно овладев собой, поднял кольцо и надел на прелестный пальчик жены. Глаза ее сияли, и мысль о дурной примете тут же выветрилась из головы. Свадебный обряд был завершен со всей торжественностью. А когда Грибоедовы выходили из собора, уже вся Сионская площадь была заполнена народом. Казалось, все тифлисцы высыпали на улицу.
Со всех балконов и крыш летели розы под ноги молодым. Их поздравляли песнями, танцами, перед ними расстилали бурки, стреляли из ружей, кричали: "Горько!". У самой двери дома, куда направлялись Александр Сергеевич и Нина, образовалась арка из скрещенных сабель и клинков, через которую медленно и красиво прошли молодожены.
А в доме уже звенела музыка: менуэт сменялся грузинским национальным танцем "Таши", мазурку перебивал менгрельский огневой "Перхули"... Передавали по кругу огромный серебряный рог с гербом князей Чавчавадзе. Все торжественно пели: "Мравалжа миер..." - "Многие лета..." "Мравалжа миер..." - подхватывал, казалось, весь Тифлис.
Обняв Нину за талию, он читал ей стихи, сочиняемые тут же, за столом. Она смотрела на него с нежностью и внимательно слушала. Кажется, впервые в жизни он был весел, он был счастлив.
Все в Тифлисе совершалось с головокружительной стремительностью: 22 августа — свадьба. Через два дня — торжественный обед на сто персон, с танцами. Его устроил сам губернатор города, устроил с такой пышностью, которая удивила даже грузин. А 9 сентября в солнечный полдень Грибоедовы уже сели на лошадей. Их было сто десять. Какое необыкновенное зрелище: караван молодых породистых жеребцов, растянутый на версту.
Все у них было романтично: ночевали под шатрами высоко в горах, дышали свежим морозным воздухом, много смеялись, неслись во весь опор... Нина, имея прекрасный голос, пела грузинские песни во время обеденных стоянок. И вот, наконец, приехали в Персию, в Тавриз. Здесь новобрачные расстались. Грибоедов торжественно последовал в Тегеран. А ждавшая ребенка Нина не могла уже сопровождать его — слишком плохи, оказались персидские дороги.
Полномочный министр был в темно-синем парадном мундире с сияющей золотой отделкой, в великолепной треуголке, со шпагой, окруженный казачьим войском в сто человек... Он ехал в дорогом, из красного сафьяна, экипаже... Арабские кони, чистопородные, купленные им специально для этой поездки в Карабахе, как бы несли его по воздуху. Красота, говорил он Нине, действует на персов безотказно. Все это нужно для престижа России.
Но при расставании гордое лицо министра словно бы гасло, куда-то уходила сановность. Он был бледен, смотря в последний раз ей в глаза.
- Я клянусь быть тебе верным во всем: в чувствах, принципах, человеколюбии... Ежедневно Грибоедов писал своей юной жене в Тавриз. За две недели она получила десять писем. И все они полны душевного сочувствия, нежности, любви. "Грустно без тебя, как нельзя больше, - писал он ей. - Теперь я истинно чувствую, что значит любить..." Это были последние дошедшие до Нины Александровны и, таким образом, до всех нас слова Грибоедова. Последние слова. О, они таят в себе не только силу сказанного, но и тайну невысказанного. "Бесценный друг мой, жаль мне тебя, грустно без тебя, как нельзя больше..."
Единственным удовольствием в Тавризе была для Нины игра на фортепьяно. Она без конца вспоминала, как радостно было ей музицировать в четыре руки с Александром... Она вспоминала, как он любил прозрачность Моцарта, как мог часами исполнять его, как уходила тогда его меланхолия, как улетучивались черные мысли. Теперь, играя Гайдна, Моцарта, Бетховена, она воскрешала образ своего Сандра, вспоминала его длинные красивые пальцы, немного нервные, но с такой нежностью прикасавшиеся к ее лицу... Она любила смотреть ему в глаза, приглаживать его лохматые густые брови. Он был один, единственный, самый лучший. Она знала, что он может быть и вспыльчив, и резок, и самолюбив, но все это не имело никакого значения. Потому что, считала она, человека надо судить по его главным качествам. А главное в нем — честность, правдивость, искренность... О, эта его искренность, это его обаяние, умение расположить к себе людей...
Мрачные предчувствия не обманули Грибоедова. 30 января (по старому стилю) 1829 года Полномочный министр России в Тегеране был зверски убит.
Персы не простили Грибоедову освобождение русских пленных. Ведь некоторые из них служили в гареме шаха, то есть были его собственностью. Хватило искры, чтобы воспламенить страсти мусульман, пришедших в мечеть за получением благословения на "убийство русского посланника". Вместе с Грибоедовым был уничтожен весь состав русской миссии; уцелел только очень осторожный человек — старший секретарь Мальцев. Пропал и весь архив Грибоедова, в котором были начатые им новые произведения.
От Нины Александровны долго скрывали смерть мужа, хотя она, кажется, догадывалась: и эти его тревожные письма ("Пленные здесь меня с ума свели..."), и слишком долгое молчание. По настоянию князя Чавчавадзе, знавшего о гибели Грибоедова, Нину из Тавриза перевезли в Тифлис. Она жила в доме Ахвердовой, где все делали вид, что Александр Сергеевич, связанный какой-то тайной, не может писать ей, — это было нужно для сохранения ее будущего ребенка. Грибоедов надеялся, что у него будет сын. Он просил его назвать Александром и призывал Нину воспитать сына честным, стойким, готовым на подвиг. ("А подвиг будет, а подвиг предстоит!") Грибоедов в их коротком свадебном путешествии в Цинандали признавался ей: "Смысл жизни вижу в улучшении человеческой породы. Все лучшее в нас должно быть передано нашим детям, сыну..." Почему он был уверен, что будет сын? И вот это — жило в ней. Это оберегали все родственники. И в одночасье все разбилось: к Ахвердовой пришла двоюродная сестра Грибоедова — Елизавета Алексеевна Паскевич, важная кавалерственная дама. Не терпевшая возражений, она сказала, что хочет повидаться с Ниной. Уверяла, что не проговорится. Но!..
Более месяца пролежала Нина в горячке. Опасались за ее жизнь, за рассудок... Тифлис оделся в черный цвет. Траур носили все: женщины, мужчины, дети. Черным флером были перевиты трубы домов. В город вошло Горе... Оплакивали великого Поэта, защитника пленных, Министра, смирившего разбушевавшихся убийц. Плакал Тифлис, опасаясь и за юную вдову, которой предстояло достойно похоронить мужа.
Ночь... Медленно двигался к Сионскому собору богато украшенный коврами катафалк, гроб был накрыт черным балдахином... Тифлисцы с зажженными факелами провожали в последний путь своего Героя. Отпевали его в день их обручения — только годом позже.
Нина Грибоедова предала земле прах мужа, как он и завещал, на горе Мтацминда. Это было трудно сделать. Высшее духовенство не разрешало захоронения русского поэта на Святой горе. Не разрешало поставить там и памятник. Но все же она выиграла долгий четырехлетний бой. Скульптору из Петербурга Василию Ивановичу Дамут-Малиновскому она заказала эскиз надгробия. Мавзолей получился достойным. Оплату за памятник производил издатель Собрания сочинений Грибоедова. Нина вместе с отцом несколько раз ездили в Москву для свидания со скульптором Кампиони, который в своей мастерской на Кузнецком мосту отливал памятник в бронзе, а постамент к нему делался в мраморе.
Могила Грибоедова находится в часовне с красивейшими резными дверями чугунного литья, а перед ней — необыкновенный памятник, изображающий изящно и величественно склоненную фигуру плачущей женщины. Барельеф, высеченный внизу, воскрешал, словно живого, Грибоедова. На постаменте высечены слова: "Ум и дела твои бессмертны в памяти русской... Но для чего пережила тебя любовь моя?"
Действительно, для чего? А для того, чтобы показать, какой бывает на свете Любовь. Для того, чтобы свидетельствовать, что такое настоящая верность. Под словами эпитафии подпись: "Незабвенному, его Нина". Оба они действительно — незабвенны!
Нина Чавчавадзе - Грибоедова на всю жизнь осталась верна любви и памяти мужа. Она пережила его на тридцать лет. Ее руки просили многие талантливые и именитые люди: грузины, русские, армяне. Ее называли «черной розой» Но для нее не было выше и прекраснее имени, чем имя Александра Грибоедова. Нина Александровна Грибоедова, урожденная княжна Чавчавадзе скончалась в июне 1857 года в возрасте сорока девяти неполных лет от холеры, бушующей в Тифлисе. Ее хрупкая, «истинно ангельская» душа, так давно и тихо жаждавшая встречи с потерянными любимыми, бесшумно, на летней заре, покинула земные пределы, стала лишь скорбной бронзовой фигурой, обнимающей подножие могильной плиты.
Они похоронены рядом. На их могилу приходят влюбленные. Бережно кладут розы в нишу часовенки. (Когда-то она вся утопала в цветах!) Молодожены клянутся любить так, как любили друг друга Нина Чавчавадзе и Александр Грибоедов.
Лепесток семнадцатыйакция «Мой ТОП-10»
Это своеобразный сплав различных творческих дел в отряде. На вырезанных из цветной бумаги ладошках каждый участник акции пишет популярные в своей семье: 1 – книги, 2 – фильмы, 3 – песни, 4 – игры, 5 – хобби-увлечения, 6 – места отдыха, 7 – вид спорта, 8 – кулинарное блюдо, 9 – праздники, 10 – традиции.
Далее детская инициативная группа собирает ладошки, группирует мнения подростков по темам и доводит их до всех. Можно провести угадайку, в чём же наши мнения совпали, а можно провести КТД. По итогам опроса формируется 10 микрогрупп, которые получают следующие задания:
1. В течение определенного времени эту информацию красочно оформить, например, в виде развёрнутой книги, вписав в неё самые любимые семейные книги, или нарисовать фотоленту, а в каждом кадре написать название фильма, режиссёра, главных героев и сюжет фильма.
2. Представить форму семейного досуга и рассказать о популярных семейных писателях и произведениях или о художественных фильмах и телевизионных программах, о любимых песнях и играх, о семейном хобби и интересных маршрутах путешествий и отдыха, о самом популярном виде спорта и кулинарном блюде, и, конечно же, о семейных праздниках и традициях.
Можно попробовать и другие варианты подведения итогов опроса «Топ 10», например, на тематическом огоньке «Семья - начало всех начал» или читательской конференции подростки могут, объединившись в микрогруппы (по принципу – любимое произведение), рассказать об авторе и самом произведении, почему эти книги или произведения занимают почётное место в их семейной библиотеке.