Память – совокупность процессов запоминания, сохранения и восстановления информации (лекции Дормашева).
Мнемическая функция – способность к запоминанию, и при соответствующих условиях к восстановлению данных. Мнемическая функция лежит в основе памяти, но далеко не исчерпывает ее (С.Л. Рубинштейн). Единой памяти нет, есть много видов памяти.
I. ЗАПОМИНАНИЕ. Имеется ввиду намеренное запоминание (напр., заучивание словесного материала). В этом случае субъект самостоятелен. Обучение – несколько субъектов (напр., учитель и ученик). Научение – формирование индивидуального опыта у животных.
II. СОХРАНЕНИЕ. Эта стадия менее всего доступна изучению. Об этой стадии можно судить на основе первой и последней стадий. Основной процесс – забывание. Забывание – угасание следов памяти. Забывание:
▫ стирание (интерференция)
▫ реконструкция (связано с мотивацией)
▫ вытеснение (психоанализ): удаление негативного аффективного опыта в сферу бессознательного.
III. ВОССТАНОВЛЕНИЕ. Процессы:
ü Припоминание. Произвольный поиск информации и ее извлечение.
ü Воспроизведение. Буквальная репродукция материала.
ü Рассказ. Восстановление осмысленного материала в свободной форме (~ свидетельство)
ü Узнавание.
Это – явная работа памяти; но есть еще и неявная:
1. Эффект сбережения. При повторном заучивании забытого материала тратиться меньше сил и времени.
2. Эффект переноса. Пр.: если мы умеем кататься на коньках, то мы быстрее научимся кататься на велосипеде.
3. Интерференция. Негативное влияние прошлого материала последующего (проактивная интерференция) и наоборот (ретроактивная интерференция).
4. Предшествование – запомненный накануне материал может облегчать восприятие другого материала.
Функции памяти (по С.Л. Рубинштейну):
1) Приобретение, сохранение и использование личного опыта.
2) Присвоение, сохранение и использование общественно-исторического опыта.
3) Память – условие единства личного сознания или тождества личности.
Характеристика памяти (характеристики продуктивности работы памяти).
Как можно оценивать память человека.
1. Прочность, длительность хранения информации.
2. Объем - количество материала, которые сохранены и доступны.
3. Быстрота запоминания (обратно коррелирует с прочностью).
4. Точность припоминания. Девиз когнитивной психологии: «лучше быть ошибочно точным, чем смутно правильным!».
5. Готовность восстановления материала (связь с мотивацией).
6. Легкость восстановления.
7. Своевременность и уместность восстановления.
Основные виды связей памяти:
- ассоциативные связи
- структурные связи (гештальтпсихология). Связи образуются только в том случае, если они входят в gestalt (целое).
- семантические (смысловые) связи, образующиеся в результате мышления.