2.Паравербальные. Паралингви́стика— раздел языкознания, изучающий невербальные (неязыковые) средства, передающие совместно с вербальными смысловую информацию в составе речевого сообщения, а также совокупность таких средств.
Различают три вида паралингвистических средс:
фонационные — темп, тембр, громкость речи, заполнители пауз,мелодика речи, диалектные, социальные или идиолектные особенности артикуляции звуков; кинетические — жесты, поза, мимика говорящего;
графические — особенности почерка, графические дополнения к буквам, заменители букв.
3.Невербальные ( мимика, жестикуляция, язык тела, визуальный контакт).
Существуют различные зоны визуальной коммуникации:
Интимная зона (15-45 см) – допускаются только самые близкие люди. В каждой культуре свой размер интимной зоны.
Личная зона (45-120 см) – общение деловых партнеров.
Социальная зона (120-350 см) – общение в малой группе (10-15 чел.). Пресс-конференции, круглый стол, семинар и т.д..
Публичная зона (от 350 см) – общение с большой группой людей, массовой аудиторией.
|
|
Общение субъектов друг с другом может быть диалогическим или монологическим.
Диалогическое и монологическое общение рассматривается социальной психологией как типы общения
Диалогическое общение осуществляется тогда, когда собеседники позитивно настроены по отношению друг к другу и воспринимают себя в качестве равноправных партнеров.
Монологическое общение реализуется при неравноправных позициях партнеров и представляет собой субъект-объектные отношения. Монологическое общение может быть императивным и манипулятивным.
Императивное общение проявляется в стремлении одного из общающихся доминировать над другим, принуждать его к определенным действиям, контролировать его поступки. При императивном общении один из субъектов считает, что он имеет право или даже обязан управлять поведением другого.
Манипулятивное общение также характеризуется субъект-объектным отношением, однако манипулятор стремится использовать партнера в качестве объекта таким образом, чтобы тот этого не заметил, прибегая к игре, притворству, лицемерию и т.д.
Е.Л.Доценко, исследуя психологию манипуляции, выделил ее основные признаки: стремление и умение психологически воздействовать на других людей; отношение манипулятора к другому человеку как к средству достижения собственных целей; стремление получить односторонний выигрыш; скрытый характер воздействия; использование психологической силы, игра на слабостях; мастерство и сноровка в осуществлении манипулятивных действий.