Печать и издательства
На прессу – второй по значению рекламоноситель (после ТВ) – приходится не более четверти медиарекламного рынка. Пресса играет немаловажную роль, хотя и чтение газет и журналов больше свойственно образованной части бразильцев (элите), особенно мужского пола. Вот почему массовая пресса распространяется, как правило, в виде спортивных газет либо в виде популярной в стране бесплатной прессы. Но положительная тенденция заключается в том, что происходит постепенный рост грамотности населения.
Следует учитывать и то, что большинство газет в Бразилии выросли из местных и региональных, так что они остаются важным источником местных новостей. К тому же, они в основном принадлежат наиболее влиятельным в регионе семьям (Фриас, Чивита, Мариньо) или сообществам – и, соответственно, служат их рупором. Так, например, «Глобу» (О Globo — «Земной шар», 1925 г., 200 тыс.); «Журнал ду Бразил» (Jornal de Brasil - «Газета Бразилии», 1891 г., 170 тыс.); «Эстаду ди Сан-Паулу» (Estado de Sao Paolo — «Штат Сан-Паулу», 1875 г., 250 тыс.); «Фолья ди Сан-Паулу» (Folha de Sao Paulo — «Листок Сан-Паулу», 1921 г., 340 тыс.).
|
|
Журналы, как и в других странах, сохраняют значимость как специфический инструмент маркетинговой коммуникации, особенно «качественной аудиторией». Сегмент журналов в Бразилии очень развит: более 1700 журналов, среди которых только женских – 150.
Средний объём тиража ежедневного выпуска печатных изданий в Бразилии (газет и журналов) – 4,52 млн. экз.[Lasswell]. При этом в стране выпускается всего 7 федеральных печатных изданий: Jornal de Brasilia, Jornal Alo Brasilia, Brasilia em Dia, Fatorama Brasilia, Jornal da Comunidade, Tribuna do Brasil и Jornal Coletivo.
Ведущими печатными изданиями в Бразилии являются:
«Диа» (O Dia) - ежедневная газета Рио-де-Жанейро;
«Коррейу Бразиленсе» (Correio Braziliense) - влиятельная ежедневная газета;
«Глобу» (O Globo) - ежедневная газета, принадлежащая группе Globo;
«Журнал ду Бразил» (Jornal de Brasil) – ежедневная газета Рио;
«Фолья ди Сан-Паулу» (Folha de Sao Paulo) – ежедневная газета Сан-Паулу;
«Эстаду ди Сан-Паулу» (Estado de Sao Paolo) – ещё одна ежедневная газета Сан-Паулу.
Издательской деятельностью в стране занимаются непосредственно издательские дома (компании), входящие в состав крупных бразильских медиаконцернов, выпускающие принадлежащие им газеты и журналы. Так, Grupo Folha владеет издательством Plural Editora, Grupo Abril принадлежит издательская компания Editora Abril, а Globo распоряжается издательским домом Editora Globo. Editora как разпереводится с португальского как издательство.
Также издательством активно занята Национальная ассоциация журналистов Бразилии (ANJ), которая самолично издаёт, например, Journal ANJ, Jornais Brasileiros, Journal na Educacio, Suplemento LER, Clipping.
|
|
Радио
Интересно, что самым первым шагом бразильского медиамагната Роберту Мариньо, который только начинал строить свою медиаимперию Globo, стало создание сети новостных радиостанций: так появились Radio Globo и Radio CBN.
На общем медиарынке и рынке рекламы доля радио держится стабильно (4-5%). Сейчас также активно внедряется цифровое вещание. В 2006 году создан Альянс цифрового радио. И теперь цифровое вещание ведут такие станции, как Sistema Globo de Radio, RBS, Bandeirantes, Band News FM, Alpha, молодёжная 89 FM. Из-за размеров страны рынок радио не слишком изучен: из около 4 тысяч радиостанций, примерно 40% профессиональных (с рекламным финансированием), остальные политические или религиозные.
Вот главные радиовещательные сети страны:
«Радиу Насионал» (Radio Nacional) - вещание государственной компании «Радиубраз» на средних волнах и FM;
«Радиу Глобу» (Radio Globo) - коммерческая сеть корпорации Globo;
«Радиу Эльдораду» (Radio Eldorado) - дочерняя компания газетного издательства «Эстаду де Сан-Паулу», ведет новостной канал на средних волнах и музыкальный канал на FM;
«Радиу Бандейрантеш» (Radio Bandeirantes) - радиовещательная сеть небольшой корпорации «Групу Бандейрантеш»;
«Радиу Культура» (Radio Cultura) - общественная сеть программ о культуре.
К сожалению, в Бразилии по-прежнему остро стоит проблема расслоения на бедных и богатых. Тяжелыми социальными условиями отличаются крупнейшие города страны - Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Они окружены кварталами трущоб - их называют фавелами, - в которых проживает почти треть населения этих мегаполисов. Поэтому возникла необходимость создания радиостанций вроде радио «Фавела» (Radio Favela).
Это FM-радиостанция, вещающая из Белу-Оризонти. В эфире она с 1981 года. Вещание ведётся из фавелы Носса-Сеньора-ди-Фатима (Пресвятая Дева Фатимы Nossa Senhora de Fátima) района Серра Белу-Оризонти. В первые годы вещания радиостанция считалась пиратской и подвергалась преследованиям со стороны властей. В настоящее время имеет официальный статус, подпадая под действие федерального закона об общественном радиовещании.
ТВ и телекоммуникационные сети
ТВ в Бразилии начало деятельность в 1950 году с запуском к настоящему времени прекратившего своё существование телевизионного канала Rede Tupi. С тех пор, телевидение Бразилии значительно улучшилось, став одной из самых больших и наиболее производительных коммерческих телевизионных систем в мире. Самая большая сеть - Globo, является четвёртой по величине коммерческой сетью в мире и одной из крупнейших телевизионных экспортёров по всему миру.
Проблема аудиовизуальной концентрации собственности СМИ, относительно более остра в этой стране нежели в США. Согласно исследованию Донос да Мидиа, компания Globo управляет 340 телевизионными станциями, больше чем SBT и Record Rede. Это объясняется тем, что ТВ в стране было начато частным сектором. Первая национальная сеть общественного телевидения TV Brazil была развёрнута только в 2007-м, и в тот же день в стране было впервые введено цифровое ТВ, изначально охватывающее города Бразилиа, Рио, Сальвадор, Сан-Луис и Сан-Паулу.
Телекомпания Globo была основана в 1962 году с привлечением американского капитала и, начав вещание в 1964-м, довольно быстро стала крупнейшей на рынке (почти 100% технический охват бразильской аудитории – до 80 млн. зрителей в день, а также 74% доля в прайм-тайм, по данным 2007 года).
Правительство много сделало для развития ТВ вообще: в частности, субсидировало покупку телевизоров. А выдача лицензий на вещание, полностью завися от диктаторов во время военного режима, определялась и личными отношениями.
Во многом благодаря административному ресурсу медиагруппа и телекоммуникационная компания Globo уже к 1970 годам далеко оторвалась от конкурентов. Только в это время правительство стало принимать определённые меры по воссозданию конкуренции в медиа. Монополия в СМИ стала представлять некоторую опасность, ведь – в отличие от многих других стран – военная диктатура в Бразилии держалась не на отдельных харизматических лидерах, а на генералитете в целом.
|
|
Получается, что одной из важнейших составляющих успеха знаменитого Globo является государственная поддержка: как владелец ведущих бразильских медиа, причём, ряд входящих в группу СМИ принадлежат непосредственно политикам, Globo традиционно активно пользуется правительственной помощью для развития своих коммуникаций, особенно ТВ. В дальнейшем во время президентских кампаний группа хоть и поддерживала отдельных кандидатов, но старалась держаться умеренной позиции, уделяя внимание актуальным вопросам и делая акцент на популярном и развлекательном вещании.
Значительную долю телеэфира Globo (до 80%) составляют программы собственного производства, особенно много производится и выпускается телесериалов (студия Projac). В 2004 году медиагруппа Мариньо даже вошла в Книгу Гиннеса: в производстве одновременно находились 1705 различных серий. Сериалы (или теленовеллы) – визитная карточка Globo, причём, в производство вкладываются сравнительно крупные средства. А недавно «мыльная» компания занялась и совместным производством сериалов: с Telemundo (америк. NBC), Azteca (Мексика), SIC (Португалия).
Globo принадлежит и международная телекомпания TV Globo Internacional (охватывает 5,5 млн. зрителей в 115 странах, в том числе 550 тыс. подписчиков). Распространение этой компании постоянно растёт. К тому же, она вещает на платформах местных операторов (кабельное, спутниковое, IPTV). Globo TV Sports продаёт права на трансляции бразильских соревнований в 125 стран мира.
Вот и другие не менее важные составляющие бразильского ТВ:
«ТВ Банд» (TV Band) - коммерческая сеть небольшой корпорации «Групу Бандейрантеш»;
«Реде Глобу» (Rede Globo) - крупная коммерческая телевизионная сеть гиганта Globo;
«Система Бразилейра ди телевизао» (Sistema Brasileiro de Televisao) - крупная коммерческая телевизионная сеть;
|
|
«ТВ Рекорд» (Rede Record) - крупная коммерческая телевизионная сеть;
«НБР» (NBR) - вещание государственной компании «Радиубраз»;
«Реде ТВ» (Rede TV) - коммерческая сеть;
«ТВ Культура» (TV Cultura) - общественная сеть культурного и образовательного телевещания.
Телекоммуникации Бразилии (в количественном отношении):
Ø Телефонных линий — 41,4 миллионов в 2009 году,
Ø Мобильных телефонов — 173,9 млн штук в 2009 году,
Ø Телевизионных станций — 138 в 1997 году,
Ø Радиостанций в 1999 году:
· AM — 1365,
· FM — 296,
· коротковолновых — 161,
Ø Пользователей Интернета — 50 млн. на март 2008 года (26,1 % населения).
Кино и индустрия развлечений
Студия Projac, о которой уже говорилось выше, является крупнейшей в Латинской Америке – её называют Голливудом в Сан-Паулу. Основное кино- и телепроизводство происходит именно там. Наравне с теленовеллами в Projac занимаются и съёмками кинофильмов.
Сериалы исторически прозвали «мыльными операми», главным образом, потому, что они предназначались в большей степени домохозяйкам, сидящим на диване перед экраном и в перерывах между сериями (и на рекламах) занятым уборкой в доме (с помощью моющих средств). Вот почему в телесериалы, а потом и в кинопродукцию стали потихоньку внедрять рекламу разных моющих средств. К тому же, на первых порах, когда теленовеллы только запускали в эфир телеканалов Бразилии, большинство населения было не знакомо с правилами гигиены. Поэтому рекламодатели не только в рекламных паузах, но и в самих сериалах пытались акцентировать внимание на том, как следует умываться и чистить зубы (это не только product placement, говоря современным языком, но и просветительская функция). Это касается и кино.
Так, например, самым крупным брендом в Бразилии был признан бренд Omo (моющее средство), который даже превосходит по распространенности бренд Coke. Об этом рассказал Тревор Горин из компании Unilever, которая, по его словам, работает в Бразилии уже более 75 лет. Так что бренд Omo считается уже не импортным, а бразильским национальным. То же самое можно сказать и о бренде Dove. Это фантастическое достижение для рекламодателя, если люди начинают считать его бренд частью национальной потребительской культруры.
Ещё в Рио-де-Жанейро есть крупный развлекательный парк Globoworld. На него немного похож и другой парк развлечений в окрестностях Рио - «Терра-Энкатада» (Terra Encatada). Это всевозможные аттракционы, в том числе американские горки, «ковер-самолет», «торнадо» и т.п., которые собирают миллионы туристов каждый год. Первый, правда, гораздо больше по размерам и представляет собой бразильский аналог Disneyland.
В мире Бразилию уважают, в первую очередь, за высокие достижения в области футбола. А примером вклада страны в мировую культуру могут служить автор классических музыкальных произведений Эйтор Вилла-Лобос и Антонио-Карлос Жобим, которого боготворят любители босановы. Также известен бразильский музыкальный жанр африканского происхождения, считающийся одним из основных проявлений национальной культуры страны. Под современным понятием «самба» подразумевается городской музыкальный жанр Рио-де-Жанейро, т. е. городская самба кариока (кариока - так называют себя местные жители Рио). По стране открыто множество различных профессиональных школ самбы. Но популярный танец самба — не единственное проявление танцевальной массовой культуры Бразилии. Среди самых знаменитых школ танца — балет «Стажиум» (Stagium) и «Группа Корпу» (Grupo Corpo). Ещё широко известны бразильские школы капоэйры - бразильское национальное боевое искусство, сочетающее в себе элементы танца, акробатики, игры, и сопровождающееся национальной бразильской музыкой. Школы капоэйры сейчас объединяют десятки тысяч людей по всему миру. Регулярно проводятся фестивали, семинары.
Cтоит обязательно сказать о таком важном и ярком сегменте в индустрии развлечений и культурной жизни Бразилии, как карнавал. Это ежегодный фестиваль, который проводится за сорок дней до Пасхи и отмечает начало Великого поста. Бразильский карнавал является крупнейшим народным праздником страны и имеет некоторые отличия от карнавалов как в Европе, так и в других странах Латинской Америке. Кроме того, существуют региональные вариации карнавала в самой Бразилии. По масштабам и массовости самым крупным и значительным считается карнавал в Рио-де-Жанейро. Во время него местные кариоки стараются уехать из города и смотреть действо (парад школ самбы) по ТВ, на самом карнавале присутствуют в основном туристы со всех концов света. Из Рио традиция карнавальных парадов школ самбы очень скоро распространилась на другие города и особенно прижилась в Сан-Паулу.