Законодательство в области медиа. Системы ответственности и контролирующие СМИ органы

На тему: «Медиасистема Бразилии»

Страна: Россия

Группа: ФЖМ-12

Студент: Мельникова А.В.

Преподаватель: Алгави Л.О.

Москва

Содержание:

Общая характеристика системы СМИ………………………..………..…3

Национальная медиаполитика……………………………………………..4

Медиаконцерны………………………………………………………….…...6

Традиционные медиа………………………………………………………..12

Новые медиа……………...……………………………………………..……20

Медиаорганизации…………………………………………………………..24

Кадры……………………………………………………………………….…27

Тенденции и перспективы развития медиа…………………………..….31

Список использованной литературы……………………………………..34

Общая характеристика системы СМИ

Бразилия является самой влиятельной страной Южной Америки. Она имеет мощную экономику и представляет собой одну из мощнейших демократий в мире. Интересно также, что сегодняшний президент Бразилии – член левой Партии трудящихся Дилма Вана Русеф – стала первой в истории страны женщиной на этом посту.

Да и бразильский медиарынок - пожалуй, самый крупный на южноамериканском континенте. В стране действуют тысячи радиостанций и сотни телеканалов, в больших количествах издаются газеты и журналы, набирает обороты и сегмент Интернета.

В Бразилии почти 90% всей газетно-журнальной продукции сосредоточено в руках нескольких объединений. Такие ведущие газеты, как «Глобу», «Жорнал ду Бразил», «Эстаду ди Сан-Паулу», «Фольяди Сан-Паулу», например, отражают интересы крупных промышленников, клерикалов, правых кругов.

В стране есть всем известная «медиаэлита» – владельцы целых конгломератов, занимающихся сферой медиа. Эти национальные корпорации, в том числе самая преуспевающая их них – «Глобу» (Globo), – доминируют на рынке СМИ, владея радио и телевизионными сетями, а также множеством газет и платных телеканалов одновременно.

Популярные бразильские сериалы, по большей части производимые тем же лидером Globo, экспортируются во многие страны мира. Большим зрительским спросом также пользуются игровые программы и такой жанр, как реалити-шоу.

Конституция Бразилии не так давно стала гарантировать свободу печати. Поэтому острая полемика на злободневные политические и социальные темы в СМИ теперь стали обычным явлением.

Далее расскажем обо всём по порядку и в подробностях.

Национальная медиаполитика

Законодательство в области медиа. Системы ответственности и контролирующие СМИ органы

Даже если не считать периода военной диктатуры (1964-1985 гг.), Бразилия за свою историю пережила как минимум два момента, когда СМИ в той или иной форме контролировались властью.

Еще со времен Империи в XIX веке деятельность прессы регламентировалась специальным Законом от 2 октября 1823 года. А после провозглашения республики было издано еще два законодательных акта (в 1953 и 1967 гг.). Последний - так называемый «Закон о СМИ» - был принят, получается, уже при военном режиме. Он недвусмысленно ограничивал свободу слова. Диктатура установила строгие нормы деятельности журналистов, навязала редакциям свои правила, подвергая все жесткой цензуре.

В 1988 году, после того, как страна перешла к демократической президентской форме правления и приняла новую Конституцию, бразильский «Закон о СМИ» претерпел серьезные изменения. Так, были внесены поправки, разрешающие свободу слова, информации и деятельности СМИ (свобода слова и печати). Также были разработаны новые нормы деятельности массовой информации, отменена цензура и узаконено право граждан на публичный ответ на любую публикацию в СМИ. Отдельно закреплялось и право бразильцев на распространение и получение информации.

Всё же наравне с этими новшествами «Закон о СМИ» содержал целый ряд устаревших положений, сохранившихся со времен диктатуры. К примеру, за отдельные нарушения профессиональной этики журналистов могли подвергнуть несуразно строгим наказаниям... Причём, наказания эти были более суровыми, чем те, что предусматривались на тот момент Уголовным и Гражданским кодексами. Такой инструмент, оказалось, часто использовался диктатурой для ограничения распространения нежелательной информации в бразильской прессе.

И только в 2009 году высшая судебная инстанция страны – Верховный Федеральный суд – наконец, упразднила этот допотопный закон, объявив его не соответствующим действующей Конституции. Если раньше, скажем, разрешалась цензура новостей в прессе, книг и других источников информации, то нынешнее решение суда полностью всё это отменяет. Что интересно – долгожданный реакционный шаг вперед поддержали и активисты по борьбе за права человека и свободу информации.

К слову, некоторые из судей буквально до последнего отстаивали отдельные положения устаревшего «Закона о СМИ». Так, например, председатель Верховного суда Жилмар Мендис, голосовавший последним, выступал за сохранение права «ответного выступления» в СМИ. Сохранение ответственности журналистов за клеветнические и порочащие публикации также нашло двух других сторонников среди голосовавших.

Тем не менее, «Закон о СМИ» отменили. Отныне при рассмотрении исков о защите чести и достоинства бразильские судебные инстанции будут руководствоваться исключительно нормами уголовного права. Иски о возмещении ущерба против СМИ и отдельных журналистов будут впредь рассматриваться в соответствии с Гражданским кодексом страны.

Что же касается «права ответа на обвинения в СМИ», то оно будет предоставляться в индивидуальном порядке на усмотрение Верховного суда вплоть до принятия отдельного закона Национальным конгрессом (парламентом) Бразилии.

Кроме того, современное бразильское законодательство запрещает создавать в стране медийные агентства. Эта норма препятствует развязыванию цен на средства распространения рекламы, и, по словам руководителей рекламных агентств, позволяет им играть решающую роль в процессе планирования того, как следует использовать каналы распространения рекламы. Но, как считает глава одной из международных медийных компаний, такой закон мешает возникновению ударной силы на медиарынке, которая бы ускоряла процесс обсуждения и урегулирования цен. Ведь бразильский медиарынок – это, как известно, соглашение, поддерживаемое двумя крупнейшими в стране владельцами СМИ, которые не желают впускать в страну международные медиакомпании.

Есть и ещё один важный момент. Хотя медиарынок Бразилии является самым значительным в Южной Америке, представители Международного института прессы назвали Бразилию одной из самых опасных для журналистов стран. К сожалению, это объясняется многочисленными угрозами и нападениями на журналистов, проводящих журналистские расследования. Видимо, новый «Закон о СМИ» не уделяет такому серьёзному вопросу должного внимания и не предусматривает защиту для журналистов в этих случаях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: