Образование, поддержка и основные ресурсы

В Бразилии официальный образовательный цикл включает в себя:

ü восемь лет основного (начального) образования

ü три года среднего образования

ü четыре-шесть лет высшего образования

ü и дополнительное образование

Основное (начальное) образование в этой стране является обязательным и бесплатным. Большинство бразильских начальных школ финансируется муниципалитетами или штатами. Но за прошедшие десятилетия государство вкладывало в образование очень мало средств, поэтому стандарты государственного образования понизились. Это привело к тому, что фактически весь средний класс отправляет детей в частные школы.

Среднее образование (на португальском языке «ensino medio») не обязательно в Бразилии, хотя и занимает всего три года. Средние школы финансируются так же муниципалитетами и штатами. И выходит, что качество образования в этих школах меняется в соответствии с инвестиционными возможностями властей.

Подавляющая часть бразильских школ не обеспечивает профессиональное образование. Но есть несколько учреждений, которые наряду с регулярным образованием дают ещё и необходимые профессиональные навыки. Такие школы в стране называют «escolas tecnicas» (технические училища).

Что касается высшего образования, то оно в Бразилии совсем не обязательно, нет плана относительно его обобщения, как со средним образованием. Однако абсолютное большинство федеральных инвестиций в образование направлено именно на высшее образование. Причина этого, по оценкам специалистов, состоит в том, что несмотря на несовершенность фундаментального бразильского образования, деканы и профессора местных университетов имеют намного более сильное лобби и связи, чем директора и учителя школ, влияние которых, соответственно, минимально.

Самым крупным и престижным университетом в стране по праву считается Университет Сан-Паулу (Universidade de São Paulo), основанный в 1934 году. Здесь студенты могут выбирать из 40 различных учебно-исследовательских подразделений. Также интересно, что среди объектов университета есть 4 заведения здравоохранения, 4 музея, 44 библиотеки и собственный большой и современный кинотеатр.

В этом Университете, конечно, открыто и подразделение, на котором готовят будущих журналистов. Специальность «Журналистика» здесь представлена как учебная программа по социальным коммуникациям (предусмотрены дневное и вечернее отделения). Чтобы успешно пройти испытание (сдать экзамены) и поступить сюда, абитуриентам настоятельно рекомендуется окончить специальную среднюю школу, известную как Школа связи и искусств при Университете Сан-Паулу (Escola de comunicacoes e artes Universidade de São Paulo). Уже потом, поступив в Университет, студентам читают лекции, например, по теории коммуникаций, истории политических учений, основам экономики, философской мысли, этике, управлению бизнесом, документалистике, фото-, радио-, тележурналистике и новым медиа.

В Бразилии, к тому же, есть общественные и частные колледжи и университеты. Общественные образовательные учреждения подразделяются на поддерживаемые Федеральным правительством (большинство), штатами (некоторые) и муниципалитетами (очень немногие). Обучение в общественных вузах полностью бесплатно, жилье предоставляется очень редко, обычно для студентов, которые приезжают из других городов, книги и другой учебный материал не предоставляются, а питание, как правило, субсидируется.

Из-за федерального финансирования общественные университеты, в основном, лучше, чем частные. В течение долгого времени бразильское государство было единственным инвестором, готовым тратить огромные суммы денег на создание и функционирование хороших учебных заведений. Большинство частных вузов в стране предлагают специальности по гуманитарным наукам, таким, как юриспруденция (специальность с самым большим ростом за последние годы), администрирование, учет.

Дополнительное образование в Бразилии также сконцентрировано в общественных университетах. Магистерские и докторские курсы находятся в общественных учреждениях. В некоторых случаях, даже в общественных учреждениях, магистратура и докторантура платные. При этом у учреждений есть свобода набора обучающихся, и требования обычно включают наличие рекомендательных писем и плана будущих научных изысканий.

Если абстрагироваться от той журналистики, которую сегодня преподают в Университете Сан-Паулу, то стоит сказать, что само по себе медиаобразовательное движение пришло в Латинскую Америку лишь в конце 70-х – начале 80-х годов ХХ века. Но уже в конце 90-х можно было говорить о его значительном прогрессе.

И вот в настоящее время в Латинской Америке насчитывается уже свыше 40 различных организаций, занимающихся медиаобразованием. Теперь к этому процессу все чаще подключаются телеканалы (просветительские): TV Culture (Сан-Паулу), Futura Channel (Рио-де-Жанейро). Медиаобразование сейчас активно осваивает и Интернет.

В Бразилии медиаобразование интегрировано в образовательные стандарты и обязательные программы школьного обучения с 1 по 12 классы. Только процесс реального медиаобразования в бразильских школах (в стране работают 45 тыс. государственных и 10 тыс. частных школ) пока протекает довольно медленно. Может, из-за того, что педагоги по привычке считают, что медиа – это, прежде всего, развлечение.

Всё же основную задачу современного медиаобразования педагоги Бразилии и многих других стран Латинской Америки видят в том, чтобы развивать критическое мышление учащихся по отношению к медиатекстам разных видов - в области прессы, ТВ, радио, кино, Интернета и т.д. – и научить их создавать собственные медиатексты на основе полученных знаний о технических СМК. Предполагается также, что медиаграмотные школьники и студенты смогут лучше проявить себя как граждане демократического общества.

Интересно, что медиаобразовательные программы в том же Университете Сан-Паулу осуществляются под чутким руководством профессора факультета коммуникации и образования, доктора наук Исмара Де Оливейра Суареса. Он – один из разработчиков программы CAAP («Всемирный коммуникационный альянс»), которая объединила учащихся из Бразилии, Аргентины, Индии, Венесуэлы, США и других стран. Теперь Суарес возглавляет этот альянс. Особенность программы CAAP состоит в том, что она осуществляется через Интернет и рассчитана на развитие умений школьников в области медиакультуры (исследования на медиаматериале, видеоконференции, создание и анализ медиатекстов, особенно сетевых и не только).

Отдельного упоминания сегодня заслуживает проект «Медиапродукция в классе», который уже охватил 200 государственных школ в аргентинском Буэнос-Айресе. И аналогичное движение развивается в Бразилии: 250 учителей ведут медиаобразовательные программы с 25 тыс. учащимися.

И важное место в латиноамериканском медиаобразовании отводится ещё и подготовке медиапедагогов, которая идет в нескольких университетах южноамериканского континента и, в частности, в Бразилии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: