Для подвески насосных труб, направления продукции скважины в выкидную линию, герметизации устья, а также для обеспечения отбора газа из затрубного пространства на устье скважины устанавливают специальное оборудование.
1 Нормализация — термическая обработка стали, заключающаяся в нагреве-ее.до определенной температуры с последующим охлаждением на воздухе. В результате нормализации улучшаются структура и механические свойства (прочность) стали.
Устьевое оборудование глубиннонасосной скважины состоит из
планшайбы и тройника-сальника. На рис. 104 показана схема такого
оборудования с тройником-сальником конструкции Азинмаша. На колонный фланец 1 устанавливают планшайбу 2 с подвешенными на ней трубами 3. В планшайбе просверлены отверстия для отвода
= газа из затрубного пространства и для замера уровня жидкости в скважине аппаратом Яков-
: лева или эхолотом. _ П
;" В верхнюю муфту 4 труб ввин- гЧ~| /• |
| чивают тройник 5 для отвода
;. нефти. Выше тройника для его
|
|
' герметизации и пропуска сальникового штока 7 устанавливают сальник 6, набивку которого уплотняют сверху крышкой 8.
Жидкость, подаваемая насосом, направляется через боковой отвод тройника в выкидную линию и далее в замерную или газосепарационную установку.
Газ из затрубного пространства при расположении га-зосепарационной установки около скважины направляется в нее, а при других условиях отбирается через вакуумную газосборную сеть или поступает на прием специального компрессора, в котором сжимается и нагнетается в выкидную линию, по которой транспортируется вместе с жидкостью.
насос- |
Рис. 104. Оборудование устья ной скважины. |
На выкидной и газоотводя-щей линиях устанавливают задвижки и обратные клапаны, обеспечивающие контроль за движением продукции и исключающие возможность перетекания жидкости из выкидных линий в скважину. Иногда в выкидную линию включают «гляделки» — вставки из прозрачного плексигласа, позволяющие наблюдать за поступлением жидкости из скважины, а при осуществлении дистанционного контроля монтируют датчики подачи простейшей конструкции.
' Сальниковый шток, являющийся верхней штангой в колонне насосных штанг, подвешивается к головке балансира станка-качалки на стальном канате, а иногда на втулочно-роликовой цепи. Сальни-
новый шток соединяется с канатом специальным устройством — канатной подвеской.
Канатная подвеска (рис. 105) имеет две траверсы с клиновыми зажимами для каната и сальникового штока.
Сальниковый шток 11 подвешивается в клиновом зажиме верхней траверсы 5, а концы стального каната 7, перекинутого через ролик на головке балансира станка-качалки, закреплены в зажимах нижней траверсы 2. Нагрузка, создаваемая штангами и столбом жидкости над плунжером насоса и воспринимаемая верхней траверсой, передается на нижнюю траверсу через опорные втулки 4.
|
|
Винты 3 имеют вспомогательное значение и служат для увеличения зазора между траверсами в тех случаях, когда необходимо установить специальный прибор-динамограф, чтобы измерить нагрузки, возникающие в колонне штанг при работе насоса.
Клиновой зажим состоит из втулки с внутренней конической расточкой, плашек с конической наружной поверхностью и нажимной гайки.
Зажимы для каната и сальникового штока различаются между собой размерами деталей и формой плашек. Втулки клиновых зажимов наглухо приварены к траверсам, причем втулки канатных зажимов одновременно являются и опорами верхней траверсы.
При заделке каната в
Рис. 105. Канатная подвеска для штанг.
1 — нажимная гайка; 2 — нижняя траверса; з — подъемный винт; 4 — втулка; 5 — верхняя траверса; в — клиновое устройство; 7 — канат; в — зажимная втулка; 9 — вкладыш; 10 — клиновый захват; 11 — сальниковый шток. |
подвеску его концы вводят сначала в отверстия верхней траверсы, а затем во втулки нижней траверсы. После
этого вокруг каната равномерно укладывают плашки, стянутые кольцевой пружиной, и вместе с ними канат втягивают обратно во втулку таким образом, чтобы его концы немного выступали наружу. Закрепляется канат нажимной гайкой, которая расклинивает плашки между канатом и стенками втулки. Для большей надежности крепления концы каната заливают свинцом.
Канатные подвески выпускаются на нагрузку 30, 50 и 100 кН
(3, 5 и 10 т) под шифром ПКН (подвеска канатная нормального ряда).
Верхнюю часть канатной подвески надевают на блочек балансира станка-качалки, а траверсу соединяют с сальниковым штоком путем захвата его плашками.