Рис. 123. Погружной центробежный электронасос.
Корпус многоступенчатого погружного электронасоса представляет собой стальную трубу, точно обработанную по внутренней поверхности и имеющую с обоих концов резьбу.
С нижней стороны в корпус завинчивается основание насоса 5, по окружности которого закреплена приемная сетка 3, не допускающая попадания в полость насоса механических частиц, а с верхней стороны — ниппельная гайка 12. Непосредственно к основанию насоса прилегает специальная втулка б, а за ней укладываются направляющие аппараты 10 в сборе с рабочими колесами 8. Над последним верхним направляющим аппаратом монтируется верхний подшипник 11. Все эти детали при монтаже зажимаются между основанием насоса и ниппельной гайкой и таким образом удерживаются в неподвижном состоянии.
Рабочие колеса связаны с валом насоса призматической шпонкой и могут смещаться вдоль вала; при работе каждое колесо опи-
рается на торцовый выступ расположенного под ним направляющего аппарата. Благодаря такой посадке осевые нагрузки от колес передаются непосредственно на направляющие аппараты и через них на основание насоса.
Между колесами и направляющими аппаратами с целью уменьшения трения устанавливаются текстолитовые шайбы 9, запрессованные в кольцевой паз на нижнем торце колеса, и шайбы 7, надетые на его втулку сверху.
Осевое усилие, возникающее вследствие давления жидкости на верхний торец вала, воспринимается сдвоенным радиально-упорным подшипником 2, а случайные осевые нагрузки, направленные вверх, воспринимаются третьим радиально-упорным подшипником.
Верхняя опорная пята скольжения 13, состоящая из набора текстолитовых и бронзовых шайб, имеет вспомогательное значение, воспринимая часть осевой нагрузки и предотвращая продольный изгиб вала.
Рис. 124. Схема одной ступени насоса. |
Опорная пята, так же как и опорные поверхности рабочих колес, смазывается жидкостью, откачиваемой насосом из скважины. Радиально-упорные подшипники смазываются специальной густой смазкой, поступающей из протектора. Утечка этой смазки через зазоры вдоль вала предотвращается сальником 4, который состоит из набора свинцово-графитных колец и резиновых шайб.
Корпус насоса соединяется с колонной подъемных труб при помощи ловильной головки 14, которая навинчивается на выступающую часть ниппельной гайки 12. Головка имеет внутреннюю резьбу, соответствующую резьбе насосно-компрессорных труб, и специальные наружные проточки для выполнения ловильных работ.
На нижний конец вала надета шлицевая муфта 1 для соединения с валом протектора.
На рис. 124 показана схема одной ступени насоса. Лопатки 1, которые составляют ротор насоса, опираются на элементы статора 3 насоса через текстолитовые кольца 4. Поэтому осевые нагрузки, которые развиваются на валу двигателя, передаются корпусу насоса.
Лопатки посредством шпонки укрепляются на валу 2, а элементы, которые составляют статор, закреплены в корпусе насоса затяжной гайкой.
Лопатки могут быть изготовлены из бронзы, чугуна, пластических материалов, а элементы, составляющие статор, делаются из чугуна.
Принцип работы центробежного насоса заключается в том, что увеличение напора жидкости, протекающей через него, происходит
17*
изобарическое изменение температуры в одном направлении приводит к тому, что жидкая смесь через парожидкое состояние опять обращается в жидкое состояние.
Из рассмотрения диаграммы фазового состояния следует, что явление обратной конденсации или обратного испарения для смеси данного конкретного состава может наблюдаться в строго определенном интервале давлений и температур. Оно не может происходить при изменении температуры или давления индивидуального вещества.
Явления обратной конденсации и испарения известны в природных условиях — на газовых месторождениях с высокой температурой и высоким пластовым давлением. Такие месторождения называются газоконденсатными. Об особенностях разработки таких месторождений будет сказано в соответствующем разделе.
Глава II