Спецсеминар

Просеминар - занятие, готовящее к семинару, проводится на первых курсах. Цель -

ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы, с литературой,

первоисточниками, методикой работы над ними. Опыт показывает, что студенты

первого курса не умеют работать с несколькими источниками и, прочитав список

рекомендуемой литературы, не знают, как отобрать необходимый материал,

максимально его синтезировать и изложить в соответствии с темой. Поэтому особое

внимание следует обратить на развитие навыков работы с литературой, на

творческую переработку материала, предостеречь от компиляции и компилятивного

подхода к решению научных проблем, которые развиваются именно при неправильной

подготовке к семинару. Второй этап работы в просеминаре - подготовка рефератов

на определенные темы, чтение и обсуждение их с участниками просеминара с

заключением руководителя.

Более серьезные учебные и воспитательные задачи решаются на семинарах 2-4-х

курсов и особенно на спецсеминарах 4- 5-х курсов, которые формируют у студентов

исследовательский подход к материалу.

В ВШ практикуется 3 типа семинаров:

1. Семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного

систематического курса и тематически прочно связанный с ним.

2. Семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных наиболее

важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже одной темы.

3. Семинар исследовательского типа с тематикой по отдельным частным проблемам

науки для углубленной их разработки.

Форма семинарских занятий: а) развернутая беседа по заранее известному плану; б)

небольшие доклады студентов с последующим обсуждением участниками семинара. Эти

формы нет нужды противопоставлять, они перетекают друг в друга.

Выступления в беседе - уже краткие доклады. Метод докладов предполагает обмен

мнениями, т.е. момент живой беседы.

Семинар - это всегда непосредственный контакт со студентами, установление

доверительных отношений, продуктивное педагогическое общение. Семинарские

занятия могут запомниться на всю жизнь за товарищескую близость, атмосферу

научного сотворчества, взаимопонимание. Такой семинар часто перерастает в

систематическую научную работу дружного коллектива.

Опытные преподаватели, формируя атмосферу творческой работы, ориентируют

студентов на выступления оценочного характера, дискуссии, сочетая их с простым

изложением подготовленных тем, заслушиванием рефератов. Преподаватель дает

установку на прослушивание или акцентирует внимание студентов на оценке и

обсуждении в зависимости от тематики и ситуации.

Учитывая характерологические качества студентов (коммуникативность, уверенность

в себе, тревожность), преподаватель управляет дискуссией и распределяет роли.

Неуверенным в себе, некоммуникабельным студентам предлагаются частные,

облегченные вопросы, дающие возможность выступить и испытать психологическое

ощущение успеха.

В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности,

сотворчества. Согласно исследованиям совместной учебной деятельности процесс

мышления и усвоения знаний более эффективен в том случае, если решение задачи

осуществляется не индивидуально, а предполагает коллективные усилия. Поэтому

семинарское занятие эффективно тогда, когда проводится как заранее

подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов каждым участником

семинара. Реализуются общий поиск ответов учебной группой, возможность раскрытия

и обоснования различных точек зрения у студентов. Такое проведение семинаров

обеспечивает контроль за усвоением знаний и развитие научного мышления

студентов.

Спецсеминар.

Семинар на старших курсах постепенно готовит студентов к спецсеминару,

представляющему собой школу общения начинающих исследователей по определенной

научной проблеме. Здесь успех в большей мере зависит от опыта ведущего.

Спецсеминар, руководимый авторитетным специалистом, приобретает характер научной

школы, приучает студентов к коллективному мышлению и творчеству. В ходе

спецсеминара важную роль играют соответствующая ориентация студентов на

групповую

работу и ее оценка, использование специальных приемов, например моделирования

ситуаций. На итоговом занятии преподаватель, как правило, делает полный обзор

семинаров и студенческих научных работ, раскрывая горизонты дальнейшего

исследования затронутых проблем и возможности участия в них студентов.

На семинарских занятиях предпочтительней обсуждать:

1) узловые темы курса, усвоение которых определяет качество профессиональной

подготовки;

2) вопросы, наиболее трудные для понимания и усвоения. Их обсуждение следует

проводить в условиях коллективной работы, обеспечивающей активное участие

каждого студента.

2.2. Семинар как взаимодействие и общение участников

Какой тип организации деятельности студентов на семинарском занятии отвечает

такому определению, задает способ общения как взаимодействия?

Рассмотрим традиционно сложившуюся организацию семинарского занятия (групповую

форму).

Преподаватель взаимодействует с группой как с целым, выполняет обучающую функцию

по отношению ко всем. При выступлении студента сохраняется групповой способ

общения. Недостатки такой организации состоят в следующем (схема 5.1).

1. Выступающие студенты демонстрируют индивидуальные знания, поэтому общение

практически отсутствует.

2. Нет сотрудничества и взаимопомощи. Попытка помочь выступающему расценивается

как подсказка, запрещенный прием, нарушение дисциплины.

3. Нет личностного включения студентов в учебную деятельность.

4. Сковывается интеллектуальная активность студентов.

5. Дистанция между преподавателем и студентами ставит барьер общению,

взаимодействию.

6. Студенты имеют возможность не высказываться, заниматься во время семинара

другой работой.

Сама форма организации семинара ставит студентов в пассивную позицию, их речевая

активность сводится к минимуму. Отсутствует возможность формировать навыки

профессионального общения и взаимодействия, которые требуются профессиональным

сообществом. Таким образом, групповая форма общения на занятии не является

адекватной моделью отношений людей в коллективе, на производстве и сегодня не

удовлетворяет требованиям подготовки специалистов.

Выбор формы семинарского занятия зависит от ряда факторов:

1. от содержания темы и характера рекомендуемых по ней источников и пособий, в том числе и от их объема;

2. от уровня подготовленности, организованности и работоспособности данной семинарской группы, ее специализации и профессиональной направленности;

3. от опыта использования различных семинарских форм на предшествующих занятиях.

Избранная форма семинара призвана обеспечить реализацию всех его функций.

В практике семинарских занятий в вузах можно выделить ряд форм:

а. развернутая беседа;

б. обсуждение докладов и рефератов;

в. семинар-диспут;

г. семинар – пресс-конференция;

д. комментированное чтение;

е. упражнения на самостоятельность мышления, письменная (контрольная) работа;

ж. семинар-коллоквиум и другие.

Развернутая бесед а предполагает подготовку студентов по каждому вопросу плана занятия с единым для всех перечнем рекомендуемой обязательной и дополнительной литературы; выступления студентов (по их желанию или по вызову преподавателя).

Доклады готовятся студентами по заранее предложенной тематике, кроме общих целей учебного процесса преследует задачу привить студентам навыки научной, творческой работы, воспитать у них самостоятельность мышления, вкус к поиску новых идей и фактов, примеров

Семинар — пресс-конференция является одной из разновидностей докладной системы. По всем пунктам плана семинара преподаватель поручает студентам (одному или нескольким) подготовить краткие доклады.

Комментированное чтение первоисточников на семинаре преследует цель содействовать более осмысленной и тщательной работе студентов над рекомендуемой философской литературой. Чаще всего оно составляет лишь элемент обычного семинара в виде развернутой беседы и длится всего 15—20 минут. Комментированное чтение позволяет приучать студентов лучше разбираться в философских источниках. Комментирование может быть выделено в качестве самостоятельного пункта плана семинара.

Коллоквиумы-собеседования преподавателя со студентами обычно проводятся с целью выяснения знаний по той или иной теме курса, их углубления. Нередко их организуют в дополнительные часы для студентов, не проявивших активности на семинарах. Чаще коллоквиумы проводятся в часы семинарских занятий.

Из всех данных перечисленных форм наиболее используемыми являются:

1. развернутая беседа.

Развернутая беседа позволяет вовлечь в обсуждение вопросов наибольшее число студентов, разумеется, при использовании всех средств их активизации: постановки хорошо продуманных, четко сформулированных дополнительных вопросов к выступающему и всей группе, умелой концентрации внимания студентов на сильных и слабых сторонах выступлений студентов, своевременном акцентировании внимания и интереса студентов на новых моментах, вскрывающихся в процессе работы и т.д. Развернутая беседа не исключает, а предполагает и заранее запланированные выступления отдельных студентов по некоторым дополнительным вопросам. Но подобные сообщения выступают здесь в качестве не основы для обсуждения, а лишь дополнения к уже состоявшимся выступлениям.

2. обсуждение докладов и рефератов.

Целесообразно выносить на обсуждение не более 2—3 докладов продолжительностью в 12—15 минут (при двухчасовом семинаре). Иногда кроме докладчиков по инициативе преподавателя или же по желанию самих студентов назначаются содокладчики и оппоненты. Последние обычно знакомятся предварительно с текстами докладов, чтобы не повторять их содержание. Слабая сторона такой методики в том, что зачастую, кроме докладчиков, содокладчиков и оппонентов, к семинару никто всерьез не готовится. Да и сами выступающие изучают лишь один вопрос. Вместе с тем, такие занятия вызывают определенный интерес у студентов

3. Семинар – пресс-конференция, чем-то схожа с семинаром заслушивания докладов.

По всем пунктам плана семинара преподаватель поручает студентам (одному или нескольким) подготовить краткие доклады. На следующем занятии после краткого вступления он предоставляет слово докладчику по первому вопросу (если доклады поручались ряду студентов, преподаватель предоставляет слово одному из них по своему выбору). Затем каждый студент обязан задать ему один вопрос по теме доклада. Вопросы и ответы на них составляют центральную часть семинара. Как известно, способность поставить вопрос предполагает известную подготовленность по соответствующей теме. И чем основательнее подготовка, тем глубже и квалифицированнее задается вопрос. Отвечает на вопросы сначала докладчик, потом любой студент, изъявивший желание высказаться по тому или другому из них. Особенно активны в этих случаях бывают дублеры докладчика, если таковые назначались. Как правило, по обсуждаемому вопросу развертывается активная дискуссия. По ее окончании преподаватель предоставляет слово для доклада по второму пункту и т. д. Свое заключение преподаватель делает либо по каждому обсуждаемому вопросу, либо в конце семинара.

Семинар-дискуссия - диалогическое общение участников, в процессе которого через

совместное участие обсуждаются и решаются теоретические и практические проблемы

курса. На обсуждение выносятся наиболее актуальные проблемные вопросы изучаемой

дисциплины. Каждый из участников дискуссии должен научиться точно выражать свои

мысли в докладе или выступлении по вопросу, активно отстаивать свою точку

зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию.

Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии являются личные

знания, которые приобретаются студентами на лекциях и в самостоятельной работе.

Важно научить студентов культуре общения и взаимодействия. Нужно различать

"диалогоподобное" общение, когда каждый ведет свою "партию", и собственно

диалог, когда идет совместное развитие темы дискуссии.

Частью семинара-дискуссии могут быть элементы " мозгового штурма ", "деловой

игры". В первом случае участники семинара стараются выдвинуть как можно больше

идей, не подвергая их критике, а потом из них выделяются главные, наиболее

заслуживающие внимания, которые обсуждаются и развиваются.

Во втором случае семинар получает ролевую "инструментовку". Можно ввести роли

ведущего, оппонента, рецензента, логика, психолога, эксперта и т.д. в

зависимости от того, какой материал обсуждается.

Ведущий семинар-дискуссию получает полномочия преподавателя по руководству

дискуссией, следит за аргументированностью и корректностью высказываний,

регламентом и т.д.

Оппонент или рецензент воспроизводит процедуру оппонирования, т.е. пересказывает

позицию докладчика, находит ее уязвимые, спорные места или ошибки, предлагает

соответствующий вариант решения.

Логик выявляет противоречия и логические ошибки в рассуждении докладчика и

оппонентов, уточняет понятия, анализирует ход доказательств, правомерность

выдвижения гипотезы и т.д.

Психолог обсуждает продуктивность взаимодействия, корректность обсуждения, не

допускает неделикатного поведения и следит за правилами диалога.

Эксперт оценивает продуктивность дискуссии, дает характеристику общения ее

участников, высказывает мнение о личном вкладе того или иного участника в

дискуссию и т.д.

Существует особая форма семинарских занятий - семинар-исследование, который чаще

всего применяется при чтении спецкурса.

В начале семинара по предложению преподавателя студенты образуют небольшие

группы из 7-9 человек, которые получают список проблемных вопросов по теме

занятия. В течение 5-15 минут студенты обмениваются мнениями; готовят

выступление. Подгруппа выделяет докладчика. Остальные студенты подгруппы

отвечают на вопросы, заданные преподавателем или студентами других подгрупп. В

конце занятия преподаватель подводит итоги и оценивает работу студентов.

4 вопрос. Подготовка преподавателя к семинару заключается в выборе темы занятия, его планировании и постановке вопросов, подборе литературы, написании кон-спекта. Темы занятий планируются в рабочей программе курса и могут выбираться на основе разных критериев.

1. Темы семинаров могут повторять темы лекций, например «Память», «Внима-ние», «Мышление». В таком случае семинар направляется на закрепление, до-полнение или творческое обсуждение соответствующего раздела курса, рас-смотренного на лекции.

2. На семинарах могут рассматриваться темы, не изучавшиеся на лекциях, фор-мулировки могут быть такие же, как и в предыдущем пункте. Но, например, тема «Внимание» может не изучаться на лекции, а обсуждаться на занятии на основе письменных источников. В этом случае занятие будет направлено на расширение знаний за счет учебника и первоисточников.

3. Темы семинарского занятия могут представлять собой конкретные аспекты со-ответствующего раздела, например «Индивидуальные особенности памяти и приемы успешного запоминания». В данном случае занятие будет направлено на углубление знаний соответствующего раздела.

Важнейшим аспектом подготовки преподавателя к семинару является про-думывание и постановка вопросов для обсуждения. От количества и типа вопросов, которые будут поставлены для рассмотрения на занятии, зависит его ход. Многие преподаватели считают необходимым выносить на семинар от 3 до 5 вопросов. Предполагается, что большее количество вопросов на одном двухчасовом занятии обсудить невозможно. Такой подход вполне оправдан для семинара репродуктивного типа. Однако многое зависит от характера и объема

вопросов. Более частные, конкретные вопро-сы, а также вопросы, стимулирующие сравне-ние (поиск сходства и различия), анализ, син-тез, обобщение, конкретизацию, умозаключе-ния, могут требовать других временных затрат. Подчас обсуждение таких вопросов трудно планировать во времени.

Часто постановке вопросов предшествует

подбор литературы. И это вполне объяснимо:

Семинарское занятие вопросы зависят от того, какую литературу будут читать студенты. Важным аспектом подбора литературы является определение ее объема, который должен быть прочитан студентами при подготовке. Некоторые преподаватели исходят из принципа: чем больше, тем лучше. Однако это неверный подход с методической и психологической точек зрения. Он приводит к фрустрации у исполнительных студентов, поскольку они готовятся также к семинарам по другим предметам, и на все у них не хватает времени. У ленивых студентов и вовсе пропадает желание читать. Более правильный с методической точки зрения подход должен основываться на учебных планах. Он заключается в том, что длительность подготовки студента к семинару не должна существенно отличаться от длительности самого семинара. Обосновывается это тем, что при разработке учебных планов аудиторная и самостоятельная работа студентов обычно планируется в соотношении 50 на 50%. Конечно, разные студенты читают и кон-спектируют в разном темпе. На каких из них следует ориентироваться, решает преподаватель.

Конспект семинарского занятия содержит:

1) тему;

2) вопросы;

3) литературу;

4) формы проверки подготовленности студентов к занятию;

5) формы организации работы студентов при обсуждении вопросов;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: