Развитие «Я-концепции» младшего школьника

Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапа­зон от 6-7 до 10-11 лет (I—IV классы школы). Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребе­нок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.С поступлением в школу изменяется положение ребенка в семье, у него появляются первые серьезные обязанности по дому, связанные с учением и трудом. Взрослые начинают предъявлять к нему повышенные требования. Все это вместе взятое образует проблемы, которые ребенку необходимо решать с помощью взрослых на на­чальном этапе обучения в школе. Особенностью детей младшего школьного возраста, которая род­нит их с дошкольниками, является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безогово­рочно принимают его оценки.

Эта особенность детского сознания напрямую касается такого важного личностного образова­ния, закрепляющегося в данном возрасте, как самооценка. Она не­посредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ре­бенку и его успехам в различных видах деятельности.

Дети, ори­ентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверст­ников отличниками, «двоечниками» и «троечниками», хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. Типы самооценки. У младших школьников в отличие от дошкольников уже встречаются самооцен­ки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей склады­вается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях, у таких детей склады­вается заниженная самооценка. Среди разнообразных социальных мотивов учения главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика — источник других по­ощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордо­сти. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и роди­тели, его ставят в пример другим детям, высокие отметки и прочие оценки обеспечивают соответствующий статус.Другие широкие социальные мотивы учения — долг, ответ­ственность, необходимость получить образование («быть грамот­ным», как говорят дети). Но эти мотивы остают­ся только «знаемыми», по выражению А.Н. Леонтьева. Абстрактное для него понятие долга или далекая перспектива продолжить образование в вузе не­посредственно побуждать его к учебной работе не могут. Отмет­ка — реально действующий мотив; чтобы получить высокую от­метку или похвалу, ребенок готов немедленно сесть заниматься и старательно выполнить все задание. Познаватель­ная мотивация. Развитаяпознаватель­ная мотивация,обеспечивающая интерес к изучению какого-либо учебно­го предмета в начальных классах встречается редко. Большинству младших школьников присущи познавательные интересы не слишком высокого уровня.Если ре­бенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, — значит, у него развивается мотивация, адекватная структуре учебной деятельности. К сожале­нию, даже среди хорошо успевающих учеников крайне мало де­тей, имеющих учебно-познавательные мотивы. Мотивация достижения успехов. Младший школьный возраст можно рассматривать как период возникно­вения и закрепления очень важной личностной характеристики ребен­ка, которая, становясь достаточно устойчивой, определяет его успе­хи в различных видах деятельности. В младшем школьном возрасте складываются предпосылки для оформления мотивации достижения успехов. Мотивация достижения включает два разных мотива: мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи. У детей с высокой успеваемостью ярко вы­ражена мотивация достижения успеха желание хорошо, пра­вильно выполнить задание, получить нужный результат. И хотя она обычно сочетается с мотивом получения высокой оценки своей работы (отметки и одобрения взрослых), все же ориентирует ребенка на качество и результативность учебных действий. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, — наиболее ценный мотив, ее сле­дует отличать от престижной мотивации. Престижная мотивация, менее распространенная, чем мотива­ция достижения, характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. У неуспевающих учеников развивает­ся мотивация избегания неудачи. Дети стараются из­бежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низ­кая отметка, — недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: