В значении слова «личность» м. выделить 2 осн. смысла: 1) несовпадение собственных хар-к чела, его лица с содержанием роли, кот он исполняет (persona – «личина», маска); 2) социальная типичность персонажа, его открытость др. людям. Др. словами: «маска» - ее носитель» - «его роль». Ролевая теория личности: личность как система ролевого поведения: в семье –роль дочери; на работе – профессиональная роль; в общении – роль друга и т.п. Но для понимания существа личности главное – не многообразие социальных ролей, а выбор, принятие челом определенных социальных действий, внутреннее отношение к ним. В понятие «индивид» входят как общие для многих людей свойства, так и качества, отличающие данного человека от других людей. Понятие «индивид» характеризует конкретного человека и включает все многообразие характеристик человека - психологические и биологические свойства, личностные качества, которые ему присущи. Индивидуальность — это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидные психологические свойства человека, такое их сочетание, которое составляет своеобразие данного человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности. Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Субъект - это: человек тот, кто осуществляет деятельность, общение, поведение, созерцание и другие виды специфически человеческой активности: творческой, нравственной, свободной. Субъектом является не психика человека, а человек, обладающий психикой, не те или иные психические свойства и вообще формы активности, а сам человек - деятельный, общающийся и т. д. Таким образом, субъект - важнейшее из бесконечно многообразных противоречивых качеств человека. С труктура личности человека шире структуры индивидуальности. Поэтому внее включены не только черты и общее строение его индивидуальности, наиболее полно выраженные в темпераменте, характере, способностях и т.д., но и проявления личности, зафиксированные в группах разного уровня развития, в межиндивидных отношениях, опосредствованных ведущей для этой группы деятельностью. Проблема соотношения биологического (природного) и социального. Природные предпосылки развития индивида, его телесная организация, его нервная и эндокринная системы, преимущества и дефекты его физической организации властно влияют на формирование его индивидуально-психологических особенностей. Однако биологическое, входя в личность человека, становится социальным. Так, мозговая патология порождает индивидуальные биологически обусловленные психологические черты, но личностными чертами, конкретными особенностями личности они становятся или не становятся в силу социальной детерминации. Природные органические стороны и черты существуют в структуре индивидуальности человеческой личности как социально обусловленные ее элементы. Природное (анатомические, физиологические и другие качества) и социальное образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу, как самостоятельные подструктуры личности. В биологизаторских концепциях все особенности психических процессов, состояний и свойств человека выводят из биологических законов. При этом нередко используются законы, открытые при изучении животных, например основной биогенетический закон. Согласно этому закону в развитии индивида воспроизводится в главных чертах эволюция вида, к которому этот индивид принадлежит. С помощью этого закона пытаются найти в психическом развитии человека повторение ступеней эволюционного развития вида. Социологозаторскими называются теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам личности. А.Н.Леонтьев не относил к личности генотипические особенности человека: физическую конституцию, тип нервной системы, темперамент, аффективность, природные задатки, а также прижизненно приобретенные навыки, знания и умения, в том числе профессиональные. Генотипические особенности человека, по Леонтьеву, составляют его индивидные свойства. Индивидуальные свойства человека могут многообразно меняться в ходе жизни. Свойства индивида не переходят в свойства личности. Хотя и трансформированные, они так и остаются индивидными свойствами, не определяя складывающейся личности, а составляя предпосылки и условия ее формирования. А. Н. Леонтьев представил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности. Теорию А. Н. Леонтьева можно оценить как психодинамическую, неэкспериментальную, структурно-динамическую, охватывающую всю жизнь человека и описывающую личность в психологических (мотивы) и поведенческих (деятельность) терминах. Основной внутренней характеристикой личности у А. Н. Леонтьева является мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории служит «личностный смысл». Он выражает отношение целей деятельности человека, т. е. того, на что она в данный момент непосредственно направлена, к ее мотивам, тому, что ее побуждает. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые личность включена, тем богаче сама личность. А.В.Петровский дается следующее определение личности: «Личностью обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде». Это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе. Только анализ отношения «индивид-общество» позволяет понять, почему формируются те или иные свойства личности. Включенность индивида в общество определяет содержание и характер его деятельности, круг и способы общения с другими людьми, т.е. образ жизни. Рассматривая личность в системе субъективных отношений, А. В. Петровский выделяет 3 аспекта трактовки личности (3 типа атрибуции - приписывания, наделения): 1) интраиндивидная личностная атрибуция - личность трактуется как свойство, присущее самому субъекту; личностное трактуется как внутреннее свойство индивида. 2) интериндивидная личностная атрибуция - сферой определения личности становится «пространство межиндивидных связей». 3) метаиндивидная личностная атрибуция - здесь обращается внимание на воздействие, которое индивид оказывает своей деятельностью (индивидуальной и совместной) на других людей. Личностные характеристики при этом оказываются детерминированны не только качествами индивида, но и особенностями других людей. Факт персонализации может быть установлен экспериментально, что получило подтверждение в большом количестве исследований, выполненных с помощью метода отраженной субъектности. К.К.Платонов, понимал под личностью некую биосоциальную структуру, включающую подсистемы. В его трактовке такая подсистема как направленность личности проявляется у человека как интересы идеалы, мотивы, желания, иерархия ценностей человека. В этой подсистеме соотношение биологического и социального явно в пользу социального. А видом формирования и развитие определено воспитание, т.е. воздействие, которое требует от учителя высокого уровня компетенций учителя в сфере общения, умения организовать образовательную среду как культурную в самом широком смысле этого слова.Вторая подструктура личности по Платонову – опыт - хоть и социальна по сути, но уже включает в себя некоторые биологические факторы. Знания, умения, навыки и привычки требуют обучения, как основной деятельности по их развитию. Третья подсистема личности – психические процессы - включает такие структуры как воля, чувства, ощущения, эмоции, память, внимание, ведущий канал восприятия информации, доминирование полушарий и др. Несомненно, что эта подсистема опирается гораздо больше на биологическое, чем на социальное в человеке, однако, так как практически любой признак имеет норму реакции, т.е. наследуется как диапазон значений, появляется возможность определенными упражнениями развивать и корректировать и эту подсистему. Самая «биологическая» из всех подсистем индивидуальности – биопсихические свойства, характеризующие человека. Возрастные особенности, половые различия, темперамент – в этом практически нет социального, и - на первый взгляд – это есть предмет рассмотрения для таких наук как эндокринология, физиология. Ананьев был не согласен с подходом Платонова. Он считал, что структуру личности определяет ее социальное развитие. Индивидуальность человека есть та совокупность психических особенностей, которая будучи взятой как целое, отличает его от другого. Индивидуально-типологические св-ва в структуре личности выделением физиологических индивидуальных черт; разнообразием типичных сочетаний психических черт, поведенческих реакций, а также прижизненными образованиями и изменениям социального индивида.
|
|
|
|
|
|
|
|