Научно-исследовательская работа
Выполнил:
ученик 10 класса
Мендбайнов К.
Руководитель:
Кораблева Н.Л.
Санкт-Петербург
Содержание:
1. Введение
2. Понятие агрессии и агрессивности
3. Причины агрессии, ее виды и механизм действия
4. Основные факторы формирования агрессии у подростков
5. Специфика агрессии в подростковом возрасте
6. Методы профилактики и коррекции агрессивного поведения у подростков
7. Заключение
8. Список использованной литературы
Введение
Разрушение старой системы ценностей и стереотипов, которая регулировала отношения личности с обществом, снижение жизненного уровня в стране, спад производства – всё это болезненно переживается населением России, отражаясь на его социальном самочувствии.
Актуальность раскрытия темы диктуется повышенной тревогой общества к одной из острейших проблем – проблеме агрессивного поведения. Она остаётся актуальной на протяжении всего существования человечества, в связи с её распространённостью и дестабилизирующим влиянием на подростков.
|
|
Современный подросток живёт в мире достаточно сложном по своему содержанию. Это связано, во-первых, с ускорением развития научно-технического прогресса. Во-вторых, средства массового теле- и радиовещания обрушивают на подростка огромное количество негативной информации, которая отрицательно воздействует на сознание подрастающего поколения, у которого ещё не выработано чёткая жизненная позиция. В-третьих, с экологическими и экологическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувство безнадёжности и раздражения.
Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным (агрессивным) поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и д.р.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодежи. Появляются все новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организациях экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенерством. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.
|
|
Профессиональный интерес педагогов и психологов (воспитателей) к различным проявлениям агрессивного поведения весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют огромное количество работ, посвящённых проблеме отклоняющегося поведения. В нашей стране накоплен огромный опыт по коррекции и профилактике агрессии, а также проведён ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению отклонений в поведении.
Однако анализ этих работ показывает, что существующая практика профилактики не в полной мере решает задачи по предупреждению агрессивного поведения подростков. В профилактике агрессии имеется ряд неотложных задач, требующих своего решения.
Отклоняющееся поведение имеет сложную неравномерную структуру, и изучение её потребует реализации комплексного системного подхода. Под системным подходом подразумевается:
1. Выявление неблагоприятных факторов развития агрессивного поведения;
2. Применение сравнительного анализа и сопоставление условий благоприятного социального развития с неблагоприятным;
3. Реализация коррекционных подходов и программ, которые не позволяют замыкаться в рамках одной специализации, а, напротив, предполагает использование достижения таких отраслей психологии, как возрастная, социальная, педагогическая, медицинская.
Таким образом, профилактика агрессивного поведения будет наиболее эффективной, если использовать указанный метод системного подхода в едином комплексе.
Проблема: Каковы условия необходимые и достаточные для раскрытия причин формирования агрессии у подростков.
Цель: выявить условия для раскрытия причин и факторов формирования агрессии.
Гипотеза: Предполагаем, что выявление причин и формирование агрессии у подростков возможно при реализации следующего комплекса условий:
1. Знание теоретических основ понятия агрессии;
2. Знание основных факторов формирования агрессивного поведения;
3. Рассмотрение социальных и психологических предпосылок формирования агрессии.
Задачи:
1. проанализировать состояние проблемы путём изучения теоретической литературы;
2. выявить специфику причин возникновения агрессии;
3. дать описание психокоррекционной работы.