Статья 101. Назначение, изменение, продление срока применения и прекращение применения принудительных мер медицинского характера к душевнобольным

(1) Судебная инстанция, признав необходимость назначения принудительной меры медицинского характера, избирает ее вид в зависимости от психического заболевания лица, характера и степени совершенного вредного деяния. Лицо, подвергнутое принудительному лечению, или его представитель вправе требовать дачи заключения независимым медицинским учреждением о состоянии здоровья лица, в отношении которого применяются принудительные меры медицинского характера.

(2) Судебная инстанция может постановить прекращение применения мер медицинского характера по заключению медицинского учреждения в случае выздоровления лица или такого изменения характера заболевания, которое исключает необходимость применения этих мер.

(3) Изменение вида принудительных мер медицинского характера или продление срока их применения осуществляется судебной инстанцией также на основе контроля необходимости применения этого лечения, проводимого как по ее инициативе, так и по требованию соответствующего лица или его представителя не реже одного раза в 6 месяцев.

(4) В случае, если судебная инстанция не сочтет нужным применение к душевнобольному принудительных мер медицинского характера, а также в случае прекращения применения к нему таких мер, судебная инстанция может передать душевнобольного на попечение родственников или опекунов при обязательном врачебном наблюдении.

1. Порядок назначения принудительной меры медицинского характера, избрания ее вида уже рассматривался в комментарии к ст. 100 УК РМ (см. п.п. 1-9).

2. Новшеством для уголовного законодательства РМ является предписание ч. (1) ст. 101 УК о праве лица, подвергнутого принудительному лечению, или его представителя требовать дачи заключения независимым медицинским учреждением о состоянии здоровья лица, в отношении которого применяются принудительные меры медицинского характера. Данное новшество свидетельствует о реализации в уголовном законодательстве одного из основополагающих конституционных принципов нашей государственности, провозгласившим, что достоинство человека, его права и свободы, свободное развитие человеческой личности, справедливость являются высшими ценностями демократического правового государства и гарантируются государством (ст. 1 Конституции РМ).

3. При постановлении приговора о применении принудительных мер медицинского характера, в зависимости от наличия или отсутствия оснований для их применения, судебная инстанция может принять один из следующих вариантов решений: а) об освобождении лица от наказания, или, в зависимости от обстоятельств, от уголовной ответственности и применении к нему принудительных мер медицинского характера с указанием, какой именно меры; б) о прекращении производства по делу и неприменении таких мер в случаях, когда лицо по характеру совершенного им деяния и состоянию здоровья не представляет опасности для общества и не нуждается в принудительном лечении; в) о прекращении производства по применению принудительных мер медицинского характера и возвращении дела прокурору для осуществления уголовного преследования в общем порядке в случае признания, что невменяемость лица, в отношении которого рассматривается дело, не доказана, или что заболевание лица, совершившего преступление, не препятствует применению к нему мер наказания; г) о прекращении производства по делу вне зависимости от наличия и характера заболевания, если участие лица в совершении преступления не доказано, а также в случае установления обстоятельств, предусмотренных ст. 285 УПК.

4. Вопросы, связанные с продлением, изменением вида и отменой принудительных мер медицинского характера (также как их назначением), решаются только судебной инстанцией на основании заключения комиссии врачей-психиатров.

Продление принудительного лечения без изменения его вида только судебной инстанцией также является определенной новацией настоящего уголовного законодательства. Согласно ранее действующему УК РМ такое продление осуществлялось по решению комиссии врачей-психиатров, которая проводила освидетельствование лиц, находящихся на принудительном лечении, не реже одного раза в 6 месяцев. Поскольку максимальные сроки принудительного лечения законом не установлены, это приводило иногда к тому, что оно продолжалось многие годы без какого-либо вмешательства суда. Такой порядок вошел в противоречие с общим направлением развития и совершенствования организации психиатрической помощи и ее правовых основ.

5. Установление судебной процедуры продления принудительного лечения не только повышает ответственность медицинских работников за обоснованность применения к больным принудительных мер, но и является дополнительной гарантией защиты прав и законных интересов последних.

6. Поводом для прекращения или продления срока применения принудительных мер медицинского характера либо изменения их вида являются результаты контроля необходимости продолжения принудительного лечения вообще или принудительного лечения соответствующего вида, проводимого по инициативе судебной инстанции, медицинского учреждения либо по требованию больного или его представителя (ч. (3) ст. 101 УК РМ).

7. На основании ст. 35 Закона РМ о психиатрической помощи № 1402 от 16.12.1997 г. года психиатрическая больница обязана ежемесячно, комиссионно обследовать лицо, к которому применены меры медицинского характера, и не реже одного раза в 6 месяцев представлять в территориальную судебную инстанцию результаты этого обследования и свои предложения относительно целесообразности продления, изменения или прекращения применения мер медицинского характера.

8. Основанием для прекращения применения принудительных мер медицинского характера является вывод о том, что в результате выздоровления лица, признанного невменяемым, или улучшения состояния его здоровья отпала необходимость в дальнейшем применении ранее установленной принудительной меры медицинского характера. Такой вывод основывается на заключении медицинской комиссии органа здравоохранения, в котором находится больной (ч. (2) ст. 101 УК, ч. (2) ст. 501 УПК).

В клиническом отношении наиболее убедительным показанием для прекращения применения любой принудительной меры медицинского характера является выздоровление. Этот критерий, казалось бы, абсолютно ясен и однозначен: если психическое расстройство полностью прошло, человек выздоровел, совершенно отпадают основания для применения к нему, каких бы то ни было медицинских мер. К сожалению, нечасто встречаются случаи, когда можно с достаточной уверенностью говорить о полном выздоровлении. Вероятность повторения психического заболевания у таких лиц достаточно велика. Поэтому случаи полного выздоровления не могут рассматриваться в качестве единственного основания для прекращения принудительного лечения.

Гораздо чаще приходится иметь дело не с выздоровлением, а с таким изменением психического состояния, при котором отпадает необходимость в применении принудительных мер. Как уже отмечалось, в соответствии с ч. (2) ст. 101 УК РМ это означает, что психическое расстройство данного лица не связано больше с возможностью причинения существенного вреда либо его опасностью для себя или других лиц. При этом речь идет необязательно об улучшении, а именно об изменении состояния, если оно сопровождается снижением потенциальной опасности лица. Чаще всего это бывает связано с улучшением клинического состояния, развившимся в результате проведенного лечения и (или) реабилитационных мероприятий. Но нередко снижение вероятности совершения опасных деяний не сопровождается существенным изменением клинико-психопатологических характеристик психического расстройства или даже является следствием их ухудшения. Так, например, развитие слабоумия или апатико-абулического синдрома (состояния полного безучастия и безразличия) вследствие прогрессирования хронического психического заболевания в клиническом смысле, безусловно, следует оценить как утяжеление состояния. Но утрата способности к последовательной деятельности, снижение активности, которые обычно сопровождают эти расстройства, нередко приводят и к уменьшению опасности таких больных. Тоже можно сказать и о физической немощности, возникшей в результате осложнений в течение основного заболевания (например, сосудистого). Опасность таких больных резко снижается, поскольку даже при наличии опасных тенденций больной не в силах их реализовать. Во всех таких случаях, если есть основания расценивать происшедшие изменения как достаточно стойкие, следует ставить вопрос об отмене принудительных мер, что будет соответствовать и принципу необходимости и достаточности при их применении.

9. Исходя из содержания ч. (3) комментируемой статьи трудно сделать вывод о характере изменений вида принудительных мер медицинского характера. Очевидно, что в результате улучшения или ухудшения клинического состояния больного понижается или повышается степень его общественной опасности. Именно это обстоятельство может служить основанием к изменению вида принудительной меры медицинского характера (см. цели, общие принципы и основания выбора видов принудительных мер медицинского характера, изложенные в комментарии к ст. 99, 100 УК).

Если на основании результатов соответствующего контроля (см. ч. (3) ст. 101 УК РМ) уполномоченная на то судебная инстанция придет к заключению, что под влиянием лечения и реабилитационных мероприятий лицо, находящееся на излечении в психологической больнице со строгим наблюдением, стало существенно менее общественно опасным, если, практически, исключается вероятность совершения им новых вредных деяний, но еще отсутствует возможность прекращения применения принудительных мер медицинского характера, то такое лицо может быть в установленном порядке переведено из психиатрической больницы со строгим наблюдением в подобное медицинское учреждение с обычным наблюдением.

И, наоборот, если на том же основании судебная инстанция придет к заключению, что степень опасности для общества лица, находящегося на излечении в психиатрической больнице с обычным наблюдением, значительно повысилась, что появилась вероятность совершения им новых вредных деяний, такое лицо должно быть переведено в психиатрическую больницу со строгим наблюдением.

10. К изменению меры медицинского характера в направлении ее послабления следует подходить с известной осторожностью, прибегая к этому лишь тогда, когда исключается риск нового утяжеления состояния (возрастания опасности) после перевода больного в условия менее жесткого контроля и наблюдения, так как это может привести к опасным последствиям.

В случае необходимости перевода больного в условия более строгого наблюдения, напротив, необходима оперативность, поскольку к тем же неблагоприятным последствиям в таких случаях может привести промедление и оставление больного в условиях, не соответствующих его изменившемуся состоянию. Такое промедление нередко на практике связано с тем, что судебные инстанции неоправданно затягивают рассмотрение соответствующих представлений психиатрических больниц, осуществляющих принудительное лечение.

При оценке состояния больного, с точки зрения показаний для изменения вида принудительного лечения на более строгий вид, следует исходить из принципа необходимости и достаточности, избегая назначения более строгой меры, чем достаточно, чтобы предотвратить повторные общественно опасные деяния и обеспечить проведение показанных больному лечебно-реабилитационных мероприятий. Отступления от этого принципа встречаются в тех случаях, когда изменения поведения, расцененные как возрастание опасности больного, бывают обусловлены не его состоянием (изменившимся или недостаточно правильно квалифицированным при назначении принудительной меры медицинского характера), а отступлениями от предписанного режима, допущенными персоналом стационара. Имеются в виду возможные грубость, и даже рукоприкладство персонала, спровоцировавшие ответную агрессию больного, предоставление больному возможности свободного выхода с последующей оценкой этого как попытки побега, принесение персоналом для больных спиртных напитков или наркотических средств. В подобных случаях нет оснований для изменения больному ранее назначенной медицинской меры, ибо это ущемляло бы его права и законные интересы. Ходатайства администрации психиатрических учреждений об изменении принудительной меры по приведенным основаниям подлежат отклонению судебной инстанцией.

11. В случае прекращения уголовного преследования и неприменения, принудительных мер медицинского характера, а также в случае прекращения принудительного лечения, судебная инстанция сообщает о больном в органы здравоохранения по месту его проживания (ч. (1) ст. 449 УПК), а также может передать психически больного на попечение родственников или опекунов при обязательном врачебном наблюдении (ч. (4) ст. 101 УК РМ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: