Проблемы классификации товаров в соответствии с ЕТН ВЭД ТС являются общими для всех видов продукции. Однако стоит отметить, что при отнесении определенных видов товаров высокотехнологичных отраслей промышленности к определенному коду ТН ВЭД у таможенных органов возникают дополнительные сложности, в связи с необходимостью использования специальных технологических знаний, что приводит к многочисленным ошибкам в определении надлежащей субпозиции товара.
Необходимо отметить, что в настоящее время зачастую и декларанты, и должностные лица таможенных органов не применяют порядок классификации товаров в соответствии с ТНВЭД. О шести основных правилах интерпретации (ОПИ) они слышали, возможно, изучали, но на практике используюткрайне редко.
В первую очередь тексты ОПИ достаточно сложны, по сути это дословный перевод с английского языка. Кроме того, очень мало методически пособий, которые бы рассматривали алгоритм применения правил. В Решении КТС №522 от 28.01.2011г. «О положении о порядке применения единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза при классификации товаров» есть рекомендации по применению правил интерпретации.
|
|
Так как воздушные транспортные средства являются важным товаром, составляющим структуру как экспорта так и импорта Российской Федерации. Поэтому проблема классификации летательных аппаратов, а именно вертолетов, входящих в 88 группу, и выходы из этих проблемных ситуаций являются крайне важными и значимыми для экономики государства.
Проанализировав ЕТН ВЭД ТС, можно увидеть, что вертолеты входят в состав 88 группы. Данная группа поименована как «Летательные аппараты, космические аппараты, и их части».
8802 - Летательные аппараты прочие (например, вертолеты, самолеты); космические аппараты (включая спутники) и суборбитальные и космические ракеты-носители:
- вертолеты
8802 11 000 0 - - с массой пустого снаряжения аппарата не более 2000 кг;
8802 12 000 0 - - с массой пустого снаряжения аппарата более 2000 кг.
Примечания к субпозициям:
1. В субпозициях 8802 11 – 8802 40 термин «масса пустого снаряженного аппарата» означает массу аппарата в состоянии готовности к вылету за вычетом массы экипажа, топлива и оборудования, за исключением постоянно установленного оборудования.
Рассмотрев пояснения к ЕТН ВЭД ТС в 3-х томах видно, что в данную товарную позицию включаются:
Летательные аппараты тяжелее воздуха с механическим приводом. В эту группировку товаров включаются самолеты (наземного базирования, гидропланы и амфибии), гиропланы (оборудованные одним или более роторами, свободно вращающимися вокруг вертикальных осей) и вертолеты (оборудованные одним или более роторами).
|
|
Такие летательные аппараты могут применяться в военных целях, для перевозки людей и грузов или для такого вида деятельности как обучение, аэрофотосъемка, сельскохозяйственные работы, спасение людей, пожарные работы или для метеорологических или научных работ.
Как известно, существует множество проблем классификации товаров в соответствии с ЕТН ВЭД ТС и вертолеты тому не исключение.
Рассмотрев товарную номенклатуру, возникает ряд вопросов, решение которых могло бы облегчить классификацию летательных аппаратов, а именно вертолетов во время проверки на таможенной границе таможенного союза.
Как видно из товарной номенклатуры, где классифицируются летательные аппараты, т.е. в 88 группе «Летательные аппараты, космические аппараты, и их части», 8802 11 000 0 и 8812 000 0, вертолеты представлены только в двух подсубпозициях.
Основная проблема заключается в том, что классификация вертолетов недостаточно полно описана в ЕТН ВЭД ТС.
Исходя из классификации вертолетов в соответствии с международными стандартами видно, что вертушки представлены как минимум в 4 позициях, если рассматривать как в товарной номенклатуре по массе пустого снаряжения аппарата. Если рассматривать по схеме, то летательный аппарат представлен в 3-х группах, в которые входит около 12 видов. А если рассматривать по назначению, то можно выделить 10 видов.
Еще одна проблема заключается в том, что в процессе таможенного оформления и таможенного контроля могут возникнуть трудности:
- с определением мощности ГТД (газотурбинного);
- если они оснащены или имеют возможность для установки дополнительного оборудования;
Упомянутые выше проблемы актуальны и требуют решения. Через таможенную границу Таможенного союза без перерыва ввозятся транспортные средства, летательные аппараты и вертолеты тому не исключение, неправильная классификация приводит к значительным потерям со стороны государства.