Билет № 16 ЛжедмитрийI

После смерти Лжедмитрия I, на импровизированном Земском соборе, 19 мая 1606 года, царем был избран Василий Шуйский – боярский царь. Свои обязательства перед боярами он оформил в виде крестоцеловальной записи (целовал крест), в которой обязывался действовать только с согласия бояр, Боярской Думы. Патриарх Игнатий был низложен, за пособничество Лжедмитрию I. Его место занялказанский митрополит Гермоген, которому было уже 70 лет, и был он выдающимся патриотом. Чтобы больше не распространялись слухи о чудодейственном спасении царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного, его перезахоронили, перевезя его останки из Углича в Москву. Царевич был причислен к лику святых.

Если к лету 1606 года Василию Шуйскому удалось укрепить власть в Москве, то на окраинах народ продолжал бурлить. Политический конфликт, связанный с борьбой за престол перерос в социальный. Потеряв всякую надежду на улучшение своей жизни, народ опять выступил против властей. На этот раз выступление приобрело характер Крестьянской войны. Предводителем крестьянского восстания (1606-1607) выступил Иван Болотников. Василию Шуйскому пришлось вести борьбу с восставшими, а чтобы быть уверенным в поддержке бояр, он в 1607 году издал «Уложение о крестьянах», вводившее 15-лстний срок сыска беглых. Борьба против восставших потребовала от Шуйского неимоверного напряжения сил – настолько это выступление крестьян было мощным. Трехмесячную осаду Тулы, где закрепились восставшие, Василий Шуйский возглавил сам лично. Река Упа была перегорожена плотиной, и город оказался затопленным. Василий Шуйский пообещал восставшим сохранить жизнь, и они открыли ворота Тулы.

Но Василий Шуйский жестоко расправился с повстанцами. И.И. Болотникова ослепили, а потом утопили в проруби в городе Каргополе. Илейка Муромец, сподвижник Болотникова, был казнен в Москве.

Кроме борьбы с крестьянским восстанием, Василию Шуйскому пришлось воевать и с Лжедмитрием II, поддерживаемым Речью Посполитой. Василий Шуйский понимая, что в одиночку Лжедмитрия ему не одолеть, заключает договор со Швецией (1609) о помощи, взамен чего отказывается от своих претензий на Балтийское побережье. Но вместо помощи, шведские войска начали грабить новгородские и другие северо-западные земли Руси, превращаясь из союзников в интервентов. А в результате военных действий польской армии, путь на Москву был открыт.

Семибоярщина. Летом 1610 года в Москве снова произошёл переворот, организованный уже дворянами, во главе с П. Ляпуновым. Василий Шуйский был свергнут с престола и насильно пострижен в монахи. (Василий Шуйский умер в1612 г. в польском плену, куда был направлен как заложник вместе с братьями.)

Власть захватила группа бояр во главе с Ф. И. Мстиславским. В боярское правительство вошло семь бояр, отсюда и название этого правительства – «семибоярщина».

Тяжелое положение в стране и социальные конфликты люди того времени связывали с Божьей карой за неправедные деяния незаконного «безродного» царя – Бориса Годунова. Борис Годунов прилагал огромные усилия, чтобы нейтрализовать претендентов на престол. Федора Никитича Романова, двоюродного брата его по крови, насильно постригли в монахи, сослав в Антониево-Сийский монастырь, который располагался вблизи Архангельска,

под именем Филарет.

Очень быстро распространялись слухи, что царевич Дмитрий, вовсе не погиб в Угличе в 1591 году, а чудом спасся. В 1602 году в Литве объявился человек, который выдавал себя за царевича Дмитрия. Польскому магнату А. Вишневецкому он объяснил, что его «подменили в спальне угличского дворца».

Воевода Юрий Мнишек стал покровителем Лжедмитрия.

Официальная версия правительства Бориса Годунова в отношении самозванца была следующей: человек, который выдавал себя за царевича Дмитрия, был никто иной, как бывший монах Чудова монастыря – Григорий, в миру – Юрий Богданович Отрепьев, происходивший из мелких дворян. Юшка, так звали его в молодости, обладал незаурядными способностями, знал польский и латинский языки, красиво писал, быстро ориентировался в конкретной ситуации. Когда-то он был слугой Федора Никитича Романова, а когда того сослали в монастырь, постригся в монахи. В Москве жил в Чудовом монастыре, который располагался в Кремле (ныне не существует) и служил при патриархе Иове.

В. О. Ключевский писал по этому поводу, что ЛжедмитрийI был лишь

«испечен в польской печке, а заквашен в Москве». Поверили ему или нет в Польше, история умалчивает, а вот то, что решили его использовать в своих целях – это точно. Польско-литовские магнаты давно уже пристально присматривались к русскому престолу, выжидая удобного момента. И этот момент наступил. ЛжедмитрийI понадобился польским магнатам для того, чтобы начать агрессию против России, замаскировав ее видимостью борьбы за возвращение престола законному наследнику. Эта была скрытая интервенция.

Они оказали ЛжедмитриюI поддержку, взамен ожидая от него ответных действий. ЛжедмитрийI тайно принял католичество, римскому папе обещал распространить католичество в России. Северские (район Чернигова) и Смоленские земли, Новгород, Псков Лжедмитрий обещал передать своей невесте Марине Мнишек, дочери сандомирского воеводы, и Речи Посполитой.

ЛжедмитрийI появился на Руси в очень удобный для него момент. В России была обстановка всеобщего недовольства правительством Б.Годунова. Недовольны были широкие слои населения: знать, крестьяне, горожане, казаки.

Народ связывал с ЛжедмитриемI мечты на улучшение своего тяжелого положения.

В отношении самозванца ЛжедмитрияI Борис Годунов совершил ошибку, проявив нерешительность в организации похода против него. Он не верил, что народ поддержит самозванца. В своем указе он объявил о том, кем на самом деле был ЛжедмитрийI. Судьба ЛжедмитрияI решалась под городом Кромы, избравшего специально маршрут движения на Москву через те районы, где жило казачество, и было много беглых крестьян. Под Кромами царские войска перешли на сторону самозванца. Этому способствовала и неожиданная смерть Бориса Годунова на 54 году жизни. Ещё утром, 13 апреля 1605 года он принимал послов, а после обеда и прогулки, из носа, ушей хлынула кровь и царь скончался. Через день состоялась присяга новому царю, сыну Бориса Годунова – Федору. Позднее, когда ЛжедмитрийI захватит престол, царь Федор Борисович и его мать будут арестованы и тайно убиты по требованию самозванца, а патриарх Иов будет сослан в монастырь.

20 июня 1605 года ЛжедмитрийI триумфально вошел в Москву, был провозглашен царем. Себя он именовал не иначе, как император. Игнатий, новый патриарх, «лукавый и изворотливый грек», венчал его на царство. Ростовским митрополитом был назначен Филарет (Ф. Н. Романов).

Обещания, данные польским магнатам, ЛжедмитрийI даже и не пытался выполнить, так как прекрасно понимал, что при первой же попытке ввести католичество или отдать исконно русские земли полякам, он лишится престола.

Не оправдал он надежд и русского народа на облегчение жизни. Наоборот, он подтвердил принятые до него законодательные акты, закрепощавшие крестьян (указ о пятилетнем сыске беглых). Вводил новые поборы, чтобы собрать хоть какие-то средства для польских магнатов. Недовольство народа вызвала и его женитьба на Марине Мнишек. Среди боярства возник заговор против него.

Восстание против ЛжедмитрияI вспыхнуло в мае 1606 года по сигналу набатного колокола. Более тысячи поляков были перебиты москвичами во главе с боярами Шуйскими. Бояре спасли Марину Мнишек, которая вместе со своим окружением была выслана в Ярославль. Сам же ЛжедмитрийI, пытаясь спастись, выпрыгнул в окно, но был настигнут и убит. Более двадцати ран насчитали современники на его теле. Труп его через три дня был сожжен, прах заложили в пушку и выстрелили в ту сторону, откуда явился самозванец.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: