При разработке Программы предполагается использование принципов, обеспечивающих обоснованный выбор мероприятий Программы и сбалансированное решение основного комплекса проблем и задач Программы в соответствии с ее целями.
Системный подход к разработке Программы предусматривает:
охват всех видов опасности, возникающей при чрезвычайных ситуациях;
использование всех способов снижения рисков и повышения защиты объектов (организационных, методических, технических и т.п.).
Комплексность при разработке Программы предусматривает:
выбор и реализацию мероприятий по снижению рисков чрезвычайных ситуаций и повышению уровня защищенности объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения на основе прогнозирования рисков всех типов чрезвычайных ситуаций;
обоснование предлагаемых мероприятий Программы с социальных, технических, экологических и экономических позиций.
Концентрация на критически значимых направлениях предусматривает:
включение в состав мероприятий Программы в первую очередь мероприятий межведомственного и межотраслевого характера, реализация которых относится к компетенции и расходным обязательствам исключительно федеральных органов исполнительной власти, за исключением мероприятий, относящихся к их повседневной деятельности и финансируемых по смете;
развитие систем, технических средств и технологий, признанных "критически значимыми" и наиболее перспективными для решения проблемы снижения рисков чрезвычайных ситуаций, повышения уровня защищенности населения и критически важных объектов при возникновении чрезвычайных ситуаций;
повышение готовности органов управления, сил и технических средств к выполнению основных функциональных задач, направленных на решение проблем в рамках Программы.
Вариантность при разработке Программы предусматривает возможность разной степени достижения основных целей Программы при различных путях достижения намеченной цели и объемах финансовых ресурсов.
Предполагается, что каждое мероприятие Программы и ожидаемые результаты будут отобраны из имеющихся альтернативных вариантов достижения цели при различных объемах финансирования.
Указанные варианты могут отличаться по техническим решениям (использованию альтернативных видов технических средств, применению альтернативных технологий и т.п.), потребностям в различных объемах финансовых ресурсов и по времени реализации.
При оценке преимуществ различных вариантов реализации мероприятий Программы будут оцениваться:
эффективность применяемых технических средств и технологий, их надежность;
наличие или возможность создания системы технического обслуживания и ремонта;
гарантированность бесперебойных и своевременных поставок техники и запасных частей к ней;
отсутствие негативных сопутствующих воздействий для пострадавшего населения, спасателей и окружающей среды.
По каждому мероприятию Программы должны быть даны конкретные количественные и качественные оценки социальных, экологических и экономических результатов реализации этих мероприятий. При этом под результатами понимаются:
снижение рисков (предотвращение) возможных чрезвычайных ситуаций;
повышение уровня защищенности объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения от чрезвычайных ситуаций.
Социальные последствия выражаются качественными и количественными параметрами, характеризующими улучшение здоровья и трудоспособности населения в результате реализации мероприятий Программы, а также масштабами работ по социальной реабилитации населения.
Экологические последствия выражаются качественными и количественными параметрами, характеризующими улучшение состояния окружающей среды.
Результатом реализации мероприятия Программы является прямое позитивное воздействие на социальную, демографическую и экологическую ситуацию в зоне действия этого мероприятия, а также на определяющие параметры экономического развития этой зоны.
Экономическая эффективность мероприятий Программы в связи со спецификой решаемых проблем может быть представлена в 2 видах:
прямая экономическая эффективность - снижение затрат на достижение целей мероприятий Программы;
косвенная экономическая эффективность - снижение потерь экономики, природного и человеческого потенциала в результате чрезвычайных ситуаций.
Экономическая эффективность мероприятий Программы, обеспечивающих снижение рисков и повышение уровня защищенности критически важных объектов и населения, оценивается путем сравнения суммы предотвращенного ущерба от социальных, экологических и экономических последствий чрезвычайной ситуации с затратами на эти мероприятия.
XIV. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы
Управление реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком - координатором Программы.
Формы и методы реализации Программы определяются государственным заказчиком - координатором Программы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Государственный заказчик - координатор Программы несет ответственность за подготовку и реализацию Программы в целом. Текущее управление реализацией Программы осуществляют государственные заказчики.
В целях рационального использования средств федерального бюджета и средств внебюджетных источников, а также обеспечения публичности информации государственный заказчик - координатор Программы:
составляет детализированный организационно-финансовый план реализации мероприятий Программы, утверждает ежегодные планы реализации разделов Программы, разработанные государственными заказчиками;
ежеквартально представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации по установленной форме доклад о ходе реализации Программы, достигнутых результатах и об эффективности использования финансовых средств;
обеспечивает координацию работы с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими реализацию аналогичных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
вносит в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации предложения по корректировке Программы, о продлении срока ее реализации либо прекращении ее реализации (при необходимости);
определяет процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей, результатах мониторинга хода реализации Программы, ее мероприятиях и об условиях участия в них исполнителей, а также о проводимых конкурсах и критериях определения победителей;
выполняет функции государственного заказчика в пределах своих полномочий и сферы ответственности.
Государственные заказчики Программы:
разрабатывают в пределах своих полномочий нормативные (индивидуальные) правовые акты (локальные акты), необходимые для выполнения Программы;
осуществляют ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы;
готовят доклады о ходе реализации Программы, представляют государственному заказчику - координатору Программы статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы;
готовят при необходимости в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий Программы на очередной финансовый год, уточняют затраты на осуществление мероприятий Программы, а также механизм реализации Программы;
осуществляют отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по каждому мероприятию Программы в пределах своей компетенции;
согласовывают с основными участниками Программы возможные сроки выполнения мероприятий Программы, объемы и источники ее финансирования;
организуют размещение информации, в том числе в электронном виде, о ходе и результатах реализации Программы, финансировании мероприятий Программы, привлечении внебюджетных средств, проведении конкурсов на участие в реализации Программы;
обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;
в случае сокращения объемов бюджетного финансового обеспечения работ в рамках Программы разрабатывают дополнительные меры по привлечению внебюджетных источников для достижения результатов, характеризуемых целевыми индикаторами Программы, в установленные сроки и при необходимости разрабатывают предложения по их корректировке.
Условия досрочного прекращения Программы, а также приостановления либо сокращения объемов финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации будут определены в рамках разработки Программы.
Распределение финансовых средств между государственными заказчиками Программы по статьям расходов приведено в приложении № 4.
Приложение № 1
к Концепции федеральной целевой программы
"Снижение рисков и смягчение последствий
чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера
в Российской Федерации до 2015 года"
Показатели
эффективности реализации федеральной целевой Программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года"
Единица измерения | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | |
I. Первый вариант | ||||||
Снижение ущерба от чрезвычайных ситуаций: | процентов (по отношению к показателям 2010 года) | |||||
снижение количества гибели людей | 4,88 | 5,23 | 5,94 | 7,52 | 8,03 | |
снижение количества пострадавшего населения | 2,97 | 3,22 | 3,37 | 3,76 | 3,78 | |
увеличение предотвращенного экономического ущерба | 8,9 | 9,35 | 9,61 | 12,16 | 16,98 | |
Повышение эффективности информационного обеспечения системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, а также населения в местах массового пребывания: | процентов (по отношению к показателям 2010 года) | |||||
повышение полноты охвата системами мониторинга | 1,65 | 1,77 | 2,02 | 2,54 | 2,72 | |
повышение достоверности прогноза | 1,5 | 1,6 | 1,83 | 2,31 | 2,46 | |
повышение полноты информационного обеспечения населения в местах | 6,09 | 6,52 | 7,41 | 9,37 | 10,01 | |
массового пребывания при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций и в чрезвычайных ситуациях | ||||||
повышение полноты мониторинга состояния объектов теплоснабжения населения | 8,76 | 9,38 | 10,67 | 13,42 | 14,41 | |
Соотношение уровня затрат на мероприятия по снижению рисков чрезвычайных ситуаций к предотвращенному ущербу | процентов | 7,64 | 7,26 | 6,83 | 6,28 | 5,9 |
II. Второй вариант | ||||||
Снижение ущерба от чрезвычайных ситуаций: | процентов (по отношению к показателям 2010 года) | |||||
снижение количества гибели людей | 2,21 | 2,37 | 2,38 | 2,56 | 2,63 | |
снижение количества пострадавшего населения | 1,44 | 1,54 | 1,55 | 1,67 | 1,71 | |
увеличение предотвращенного экономического ущерба | 6,57 | 7,03 | 7,08 | 7,62 | 7,8 | |
Повышение эффективности информационного обеспечения системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, а также населения в местах массового пребывания: | процентов (по отношению к показателям 2010 года) | |||||
повышение полноты охвата системами мониторинга | 1,13 | 1,21 | 1,37 | 1,74 | 1,85 | |
повышение достоверности прогноза | 1,07 | 1,14 | 1,3 | 1,64 | 1,75 | |
повышение полноты информационного обеспечения населения в местах массового пребывания при угрозе возникновения чрезвычайных | 4,29 | 4,87 | 6,16 | 6,58 | ||
ситуаций и в чрезвычайных ситуациях | ||||||
повышение полноты мониторинга состояния объектов теплоснабжения населения | 7,4 | 7,93 | 11,4 | 12,17 | ||
Соотношение уровня затрат на мероприятия по снижению рисков чрезвычайных ситуаций к предотвращенному ущербу | процентов | 7,69 | 7,36 | 6,98 | 6,51 |
Приложение № 2
к Концепции федеральной целевой программы
"Снижение рисков и смягчение последствий
чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера
в Российской Федерации до 2015 года"
Объемы
финансирования федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года" за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет) | ||||||
Источники финансирования | 2011 - 2015 годы - всего | В том числе | ||||
2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | ||
I. Первый вариант | ||||||
Федеральный бюджет - всего | 36353,3 | 7717,3 | ||||
в том числе: | ||||||
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы | ||||||
капитальные вложения | 26706,2 | 5754,2 | ||||
прочие расходы | 7820,1 | 1712,1 | ||||
Бюджеты субъектов Российской Федерации - всего | 41287,3 | 8009,1 | 8175,2 | |||
в том числе: | ||||||
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы | 70,1 | 75,2 | 81,3 | 78,2 | 73,2 | |
капитальные вложения | 2548,1 | 2553,7 | 2865,2 | |||
прочие расходы | 5622,6 | 5631,1 | 5649,6 | |||
Итого | 77640,6 | 14942,1 | 15189,2 | 16305,3 | ||
II. Второй вариант | ||||||
Федеральный бюджет - всего | 12130,843 | 2002,99 | 2357,657 | 2357,657 | 2682,933 | 2729,606 |
в том числе: | ||||||
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы | 1154,9 | 184,84 | 206,4 | 206,4 | 284,66 | 272,6 |
капитальные вложения | 8106,436 | 1326,4 | 1645,8 | 1645,8 | 1720,43 | 1768,006 |
прочие расходы | 2869,507 | 491,75 | 505,457 | 505,457 | 677,843 | |
Бюджеты субъектов Российской Федерации - всего | 22494,6 | 4292,1 | 4380,2 | 4432,7 | 4625,5 | 4764,1 |
в том числе: | ||||||
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы | 189,1 | 35,1 | 38,2 | 40,1 | 39,2 | 36,5 |
капитальные вложения | 6294,3 | 1255,3 | ||||
прочие расходы | 16011,3 | 3122,6 | 3331,1 | 3349,6 | ||
Итого | 34625,443 | 6295,09 | 6737,857 | 6790,357 | 7308,433 | 7493,706 |