Заключение к главе I

Биографический метод – это метод исследования, направленный на выявление стиля жизни индивида и типа его адаптации в среде, который может использоваться как для анализа, так и для коррекции жизненного пути личности.

Биографический метод (он же психобиографический) занимает все более заметное место в арсенале современной психологии и смежных гуманитарных наук. Его развитие имеет длительную, богатую историю, которую творили философы, историки, социологи, искусствоведы, науковеды и, конечно, психологи. Среди тех, кто внес существенный вклад в развитие биографической психологии в XX веке, стоят психологи Н.А.Рыбников, Б.Г. Ананьев, С.Л.Рубинштейн (СССР – Россия), австрийские Зигмунд Фрейд, Шарлотта Бюлер, Виктор Франкл, немецкие Альфред Адлер, Ганс Томэ, американские Г. Олпорт, А. Маслоу и другие.

В современной науке усиливается тенденция целостного изучения личности на всем протяжении ее жизни в масштабе исторической эпохи, в связи с чем биографические методы приобретают большую популярность и развитие. Им посвящены разделы в учебниках и руководствах по методологии, психологии и других гуманитарных наук.

Биографический метод имеет своим предметом жизненный путь личности, точнее, личность как субъект этого пути. Так, для социолога анализ биографии – это один из способов исследования жизненного пути представителя определенного социального слоя в конкретную историческую эпоху. Для целей социологического исследования используются биограммы, а для целей психологического – история жизни.

Биографические методы – это особый концептуальный подход к изучению личности, основанный на представлении о том, что личность является «продуктом» собственной биографии или истории своей жизни. В этом качестве биографические методы представляют собой нечто значительно большее, чем инструмент для изучения отдельных функций или свойств личности. Биографический метод исследования состоит в выявлении ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации.

Сущность биографического метода состоит в трех значениях:

4. В том, чтобы ответить на вопрос, из каких событий жизни и посредством каких механизмов рождается конкретная личность и как в дальнейшем она сама строит свою судьбу.

5. Под биографическим методом подразумевают любое использование биографических материалов – автобиографий, дневников, свидетельств очевидцев, биографических опросников и др.

6. Биографический метод – это получение интересующих психолога сведений из уже имеющихся биографических справочников, сборников и т.д.

Источниками биографических данныхявляются: сам изучаемый человек; знающие его люди; продукты его деятельности; исторические и литературные источники; материалы, тем или иным образом зафиксировавшие события личной жизни человека или сопутствующих ей социальных событий; данные о местожительстве, месте и характере профессиональной деятельности или досуга и т.п.; жилая и рабочая обстановка; личные вещи.

Именно источник сведений в первую очередь определяет специфику применяемого биографического метода. Так, информацию, исходящую от самого объекта изучения, получают с помощью автобиографических методик в виде: спонтанных или спровоцированных автобиографий (в том числе в форме воспоминаний и мемуаров), опросников, интервью, тестирования, беседы.

Биографический метод обладает некоторыми специфическими чертами: он является историческим по происхождению; относится к генетическим; отличается «естественностью»; является синтетическим и описательным; отличается интимностью.

Здесь высок уровень субъективности, поэтому остра проблема валидности, надежности, точности биографического метода. Поэтому важно использование различных биографических источников, конкретных методик. Полезно сопоставление биографических данных с нормами и типами, полученными статистически на больших выборках. Объективность биографического метода повышается, когда материалы обсуждаются в кругу специалистов, когда параллельно одни и те же лица изучаются разными исследователями. Весьма необходимы для дальнейшего развития биографического метода специальные методические эксперименты, в которых бы сравнивались познавательные возможности разных биографических методик.

Также биографический метод имеет очень много общего с методом включенного на­блюдения, однако они значительно различаются. Отличием биографического метода можно считать большую сфокусированность на уникальных аспектах истории жизни человека (иногда – группы, организации) и на субъективном, личностном подходе к опи­санию человеческой жизни, карьеры, истории любви и т.п.

Главные сферы применения биографических методов в психологии – психология личности, дифференциальная психология, историческая психология. Некоторые модификации биографических методов используются для диагностики психических состояний.

Понятие «Биографический метод» объединено сразу несколько разнообразных методик сбора биографической информации. Чаще всего эти методики дифференцируют по виду источника информации. Выделяют четыре таких разновидности: психобиография, каузометрия, формализованная биографическая анкета, психологическая автобиография.

История применения биографического метода в социологических и социально-психологических исследованиях имеет почти вековую историю. Одними из первых биографический метод в своих работах использовали Уильям Томас и Флориан Знанецкий. Практически одновременно с ними Шарлоттой Бюлер была выполнена большая работа, также построенная на использовании биографического метода. Затем в 1918 году вышла интересная работа русского ученого Н.А. Рыбникова, которая так и называлась «Биографический метод». Начало глубокому осмыслению жизненного пути как одной из категорий психологии было положено С.Л.Рубинштейном и стало затем центральным пунктом исследования Б.Г.Ананьева. Продолжили изучение биографического метода Н.В.Логинова, Н.М. Владимирова, Л.А.Головлева и др. Более поздними исследователями являлись А. Маслоу, В. Франкл, К.Роджерс, Г.Олпорт.

В настоящее время биографический метод все чаще используется российскими социологами. Большую роль в «возвращении» биографического метода в поле научных методов сыграли работы В.Семеновой, Е. Мещеркиной, А. Вардомацкого, Е. Здравомысловой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: