Психологическая автобиография

Это собирательное наименование большой группы способов получения биографической информации от самого изучаемого человека. Эти методы позволяют получить данные психологического анамнеза, сведения о важнейших событиях и этапах жизненного пути личности, об ее отношении к прожитому и об особенностях ее антиципации.

Сведения общего характера (пол, возраст, образование, семейное положение, профессиональные сведения, состояние здоровья и т.п.) можно получить с помощью беседы, анкеты, биографических опросников. Специфические сведения (оценка прошлых и возможных будущих событий, отношение к себе и другим, субъективное восприятие своего жизненного пути и т.п.) получают различными способами.

Автобиография (устное или письменное повествование о своей жизни с одновременным описанием своего психического состояния в соответствующие периоды) наиболее распространенный и простой метод получения специфических сведений. Повествование может быть облегчено с помощью предлагаемой испытуемому схемы изложения. Схема содержит отдельные опорные точки, относящиеся к разным возрастным периодам жизни человека и к разным областям его деятельности.

Популярен в таких исследованиях прием автопортрета. Испытуемому предлагается начертить прямой горизонтальный отрезок, крайние точки которого олицетворяют рождение и смерть. На отрезке испытуемый выбирает точку, соответствующую данному моменту его жизни. Тем самым он соотносит свое прошлое и будущее, оценивает свои временные возможности. На этих двух участках им отмечаются наиболее важные события: свершившиеся в прошлом и ожидаемые в будущем. Эти вехи желательно сопроводить эмоциональной оценкой.

Еще один известный прием – управляемая фантазия. Он может осуществляться в разных вариантах. Например, «вживание» в свой воображаемый образ в старости с подведением итогов жизни. Или «ускорение времени» путем неоднократного последовательного представления себя все старше и старше.

Одной из последних разработок является методика Е.Ю. Коржовой, предложенная в 1994 г. для выявления самовосприятия жизненного пути личности. Ответы и описания биографа касаются его прошлого, настоящего и возможного будущего. Предусмотрена процедура формализации и унификации автобиографического материала, что дает возможность его количественного представления. Способы интерпретации данных, предусмотренные методикой, позволяют отнести ее к разряду событийно-биографических методов. А поскольку в анализе материала на первый план выступает личностное значение (то есть смысл) ответов, то данную методику (впрочем, как и в целом метод психологической автобиографии) можно отнести к группе экспрессивных проективных методов. Автором разработаны критерии анализа данных. При интерпретации учитываются следующие особенности восприятия событий личностью:

· Формальные характеристики – продуктивность воспроизведения образов прошлого и будущего; значимость для себя данного события по сравнению с другими; желательность событий; степень влияния событий на последующий ход жизни субъекта; время их антиципации (предвосхищения) и ретроспекции.

· Содержательные характеристики – тип и вид значимых событий; их «оригинальность-популярность» (частота встречаемости); их «сила-слабость» (преобладающее влияние личностных или ситуационных переменных).

Субъективная картина жизненного пути рассматривается как целостный образ человеческого бытия: ощущения, восприятия, эмоциональные и интеллектуальные переживания и оценки собственной жизни и, в конечном счете, отношение к ней. Анализу подлежит ряд компонентов этой внутренней картины своей жизни:

- соматический (телесный) компонент – отношение к своему здоровью, возрасту, изменениям в том и другом и т.п.;

- личностный (индивидуально-психологический) компонент – отношение к себе как к личности;

- ситуационный (социально-психологический) компонент – отношение к жизненным ситуациям, в которые был включен данный человек.

Результаты по конкретному испытуемому сопоставляются с нормативными данными, полученными для контингентов соматически здоровых и больных людей. Здоровые дифференцированы на две профессиональные группы: педагоги и инженерно-технические работники (ИТР). Методика позволяет проводить диагностику психических состояний. Возможно ее использование, как для индивидуального, так и группового исследования и обследования (12).

Н. Дензин предложил общую схему анализа и описания историй жизни, которая включает следующие шаги:

1. Отберите проблемы и гипотезы, которые могут быть исследованы и проверены с помощью истории жизни.

2. Отберите субъекта или субъектов и определите, в какой форме будут собраны биографические данные.

3. Опишите объективные события и переживания из жизни субъекта имеющие отношение к интересующей вас проблеме. Эти события подлежат оценке с точки зрения различных источников и перспектив таким образом, чтобы противоречия, непоследовательность и нерегулярность стали очевидны.

4. Получите от субъекта его интерпретации этих событий, следуя естественному или хронологическому порядку.

5. Проанализируйте все утверждения и сообщения с точки зрения их внутренней и внешней валидности (проверьте достоверность источников).

6. Примите окончательное решение о достоверности вышеупомянутых источников и установите приоритетные источники для последующей проверки гипотез.

7. Начните проверку предварительно сформулированных гипотез, поиск опровергающих примеров. Продолжайте модифицировать эти гипотезы, выдвигать новые и проверять их.

8. Составьте черновой набросок всей истории жизни и ознакомьте с ним испытуемых, чтобы изучить их реакцию.

9. Переработайте исследовательский отчет, изложив события в их естественной последовательности и учитывая замечания исследуемых субъектов. Представьте в отчете гипотезы и предположения, которые получили подтверждение. В заключение остановитесь на теоретической значимости ваших выводов и перспективах дальнейшего исследования.

Эта схема может служить ориентиром в работе с биографическими данными (7).

Из вышесказанного можно сделать вывод, что биографический метод используется многими дисциплинами, а именно: социологией, психологией, педагогикой, этнологией, этнографией и др. Главные сферы применения биографических методов в психологии – психология личности, дифференциальная психология, историческая психология. Некоторые модификации биографических методов используются для диагностики психических состояний.

Понятие «Биографический метод» объединено сразу несколько разнообразных методик сбора биографической информации. Чаще всего эти методики дифференцируют по виду источника информации. Выделяют четыре таких разновидности: психобиография, каузометрия, формализованная биографическая анкета, психологическая автобиография.

Психобиография – это метод психологического анализа личности, базирующийся на биографической информации. Впервые метод был применен при описании личности президента США В.Вильсона.

Каузометрия – это один из биографических методов, предназначенный для исследования субъективной картины жизненного пути и психологического времени личности. Предложен в 1982 г. Е.И.Головахой и А.А. Кроником. С его помощью описанию поддаются не только прошлые этапы жизни человека, но и предполагаемое будущее. Проводится в форме интервью, состоящего из шести основных процедур: биографическая разминка; формирование списка значимых событий; их датировка; причинный анализ отношений между этими событиями; целевой анализ; обозначение сфер принадлежности событий. Дополнительно производится оценка эмоциональной привлекательности событий, их удаленности в прошлое и будущее, и значимости «для себя» и для «других», а также локализация личного временного центра. Итоги интервью изображаются в виде каузограммы – графика событий и связей между ними. Это позволяет сделать вывод о возможных деформациях картины жизненного пути, о масштабности, осмысленности и реализованности замыслов опрашиваемого. По этим данным можно судить об особенностях его стиля жизни и удовлетворенности своим прошлым, настоящим, будущим. На основе каузометрии разработана компьютерная программа «Биограф», позволяющая провести диагностику обследуемого человека с помощью ЭВМ.

Формализованная биографическая анкета является конкретизацией большой группы методов, объединяемых названием «Биографические опросники». В этих опросниках обычно выясняются объективные показатели жизненного пути человека (возраст, образование, стаж работы, место жительства и т.п.). Иногда в них включены и вопросы субъективного характера (интересы, склонности и т.д.). Например, анкета Н.В.Логиновой, в которой отражаются следующие основные группы биографических данных: данные жизненного пути; ступени социализации (ясли, детский сад, школа, вуз, трудовые коллективы и т.д.); среда развития (место жительства, учебные учреждения, производственные организации); интересы и любимые занятия в разные периоды жизни; состояние здоровья (в том числе и перенесенные заболевания). Интерпретация результатов предполагает анализ социальных ситуаций развития личности, эмоционального фона и направленности личности на разных этапах жизненного пути, основных конфликтов и движущих сил развития личности.

Психологическая автобиография – это собирательное наименование большой группы способов получения биографической информации от самого изучаемого человека. Эти методы позволяют получить данные психологического анамнеза, сведения о важнейших событиях и этапах жизненного пути личности, об ее отношении к прожитому и об особенностях ее антиципации. Здесь можно выделить главные методы, такие как: автобиография, прием автопортрета, прием «управляемая фантазия». Одной из последних разработок является методика Е.Ю.Коржовой, предложенная в 1994 г. для выявления самовосприятия жизненного пути личности. Также Н. Дензин предложил общую схему анализа и описания историй жизни, которая включает 9 последовательных шагов. Эта схема может служить ориентиром в работе с биографическими данными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: