Это собирательное наименование большой группы способов получения биографической информации от самого изучаемого человека. Эти методы позволяют получить данные психологического анамнеза, сведения о важнейших событиях и этапах жизненного пути личности, об ее отношении к прожитому и об особенностях ее антиципации.
Сведения общего характера (пол, возраст, образование, семейное положение, профессиональные сведения, состояние здоровья и т.п.) можно получить с помощью беседы, анкеты, биографических опросников. Специфические сведения (оценка прошлых и возможных будущих событий, отношение к себе и другим, субъективное восприятие своего жизненного пути и т.п.) получают различными способами.
Автобиография (устное или письменное повествование о своей жизни с одновременным описанием своего психического состояния в соответствующие периоды) наиболее распространенный и простой метод получения специфических сведений. Повествование может быть облегчено с помощью предлагаемой испытуемому схемы изложения. Схема содержит отдельные опорные точки, относящиеся к разным возрастным периодам жизни человека и к разным областям его деятельности.
|
|
Популярен в таких исследованиях прием автопортрета. Испытуемому предлагается начертить прямой горизонтальный отрезок, крайние точки которого олицетворяют рождение и смерть. На отрезке испытуемый выбирает точку, соответствующую данному моменту его жизни. Тем самым он соотносит свое прошлое и будущее, оценивает свои временные возможности. На этих двух участках им отмечаются наиболее важные события: свершившиеся в прошлом и ожидаемые в будущем. Эти вехи желательно сопроводить эмоциональной оценкой.
Еще один известный прием – управляемая фантазия. Он может осуществляться в разных вариантах. Например, «вживание» в свой воображаемый образ в старости с подведением итогов жизни. Или «ускорение времени» путем неоднократного последовательного представления себя все старше и старше.
Одной из последних разработок является методика Е.Ю. Коржовой, предложенная в 1994 г. для выявления самовосприятия жизненного пути личности. Ответы и описания биографа касаются его прошлого, настоящего и возможного будущего. Предусмотрена процедура формализации и унификации автобиографического материала, что дает возможность его количественного представления. Способы интерпретации данных, предусмотренные методикой, позволяют отнести ее к разряду событийно-биографических методов. А поскольку в анализе материала на первый план выступает личностное значение (то есть смысл) ответов, то данную методику (впрочем, как и в целом метод психологической автобиографии) можно отнести к группе экспрессивных проективных методов. Автором разработаны критерии анализа данных. При интерпретации учитываются следующие особенности восприятия событий личностью:
|
|
· Формальные характеристики – продуктивность воспроизведения образов прошлого и будущего; значимость для себя данного события по сравнению с другими; желательность событий; степень влияния событий на последующий ход жизни субъекта; время их антиципации (предвосхищения) и ретроспекции.
· Содержательные характеристики – тип и вид значимых событий; их «оригинальность-популярность» (частота встречаемости); их «сила-слабость» (преобладающее влияние личностных или ситуационных переменных).
Субъективная картина жизненного пути рассматривается как целостный образ человеческого бытия: ощущения, восприятия, эмоциональные и интеллектуальные переживания и оценки собственной жизни и, в конечном счете, отношение к ней. Анализу подлежит ряд компонентов этой внутренней картины своей жизни:
- соматический (телесный) компонент – отношение к своему здоровью, возрасту, изменениям в том и другом и т.п.;
- личностный (индивидуально-психологический) компонент – отношение к себе как к личности;
- ситуационный (социально-психологический) компонент – отношение к жизненным ситуациям, в которые был включен данный человек.
Результаты по конкретному испытуемому сопоставляются с нормативными данными, полученными для контингентов соматически здоровых и больных людей. Здоровые дифференцированы на две профессиональные группы: педагоги и инженерно-технические работники (ИТР). Методика позволяет проводить диагностику психических состояний. Возможно ее использование, как для индивидуального, так и группового исследования и обследования (12).
Н. Дензин предложил общую схему анализа и описания историй жизни, которая включает следующие шаги:
1. Отберите проблемы и гипотезы, которые могут быть исследованы и проверены с помощью истории жизни.
2. Отберите субъекта или субъектов и определите, в какой форме будут собраны биографические данные.
3. Опишите объективные события и переживания из жизни субъекта имеющие отношение к интересующей вас проблеме. Эти события подлежат оценке с точки зрения различных источников и перспектив таким образом, чтобы противоречия, непоследовательность и нерегулярность стали очевидны.
4. Получите от субъекта его интерпретации этих событий, следуя естественному или хронологическому порядку.
5. Проанализируйте все утверждения и сообщения с точки зрения их внутренней и внешней валидности (проверьте достоверность источников).
6. Примите окончательное решение о достоверности вышеупомянутых источников и установите приоритетные источники для последующей проверки гипотез.
7. Начните проверку предварительно сформулированных гипотез, поиск опровергающих примеров. Продолжайте модифицировать эти гипотезы, выдвигать новые и проверять их.
8. Составьте черновой набросок всей истории жизни и ознакомьте с ним испытуемых, чтобы изучить их реакцию.
9. Переработайте исследовательский отчет, изложив события в их естественной последовательности и учитывая замечания исследуемых субъектов. Представьте в отчете гипотезы и предположения, которые получили подтверждение. В заключение остановитесь на теоретической значимости ваших выводов и перспективах дальнейшего исследования.
Эта схема может служить ориентиром в работе с биографическими данными (7).
Из вышесказанного можно сделать вывод, что биографический метод используется многими дисциплинами, а именно: социологией, психологией, педагогикой, этнологией, этнографией и др. Главные сферы применения биографических методов в психологии – психология личности, дифференциальная психология, историческая психология. Некоторые модификации биографических методов используются для диагностики психических состояний.
|
|
Понятие «Биографический метод» объединено сразу несколько разнообразных методик сбора биографической информации. Чаще всего эти методики дифференцируют по виду источника информации. Выделяют четыре таких разновидности: психобиография, каузометрия, формализованная биографическая анкета, психологическая автобиография.
Психобиография – это метод психологического анализа личности, базирующийся на биографической информации. Впервые метод был применен при описании личности президента США В.Вильсона.
Каузометрия – это один из биографических методов, предназначенный для исследования субъективной картины жизненного пути и психологического времени личности. Предложен в 1982 г. Е.И.Головахой и А.А. Кроником. С его помощью описанию поддаются не только прошлые этапы жизни человека, но и предполагаемое будущее. Проводится в форме интервью, состоящего из шести основных процедур: биографическая разминка; формирование списка значимых событий; их датировка; причинный анализ отношений между этими событиями; целевой анализ; обозначение сфер принадлежности событий. Дополнительно производится оценка эмоциональной привлекательности событий, их удаленности в прошлое и будущее, и значимости «для себя» и для «других», а также локализация личного временного центра. Итоги интервью изображаются в виде каузограммы – графика событий и связей между ними. Это позволяет сделать вывод о возможных деформациях картины жизненного пути, о масштабности, осмысленности и реализованности замыслов опрашиваемого. По этим данным можно судить об особенностях его стиля жизни и удовлетворенности своим прошлым, настоящим, будущим. На основе каузометрии разработана компьютерная программа «Биограф», позволяющая провести диагностику обследуемого человека с помощью ЭВМ.
|
|
Формализованная биографическая анкета является конкретизацией большой группы методов, объединяемых названием «Биографические опросники». В этих опросниках обычно выясняются объективные показатели жизненного пути человека (возраст, образование, стаж работы, место жительства и т.п.). Иногда в них включены и вопросы субъективного характера (интересы, склонности и т.д.). Например, анкета Н.В.Логиновой, в которой отражаются следующие основные группы биографических данных: данные жизненного пути; ступени социализации (ясли, детский сад, школа, вуз, трудовые коллективы и т.д.); среда развития (место жительства, учебные учреждения, производственные организации); интересы и любимые занятия в разные периоды жизни; состояние здоровья (в том числе и перенесенные заболевания). Интерпретация результатов предполагает анализ социальных ситуаций развития личности, эмоционального фона и направленности личности на разных этапах жизненного пути, основных конфликтов и движущих сил развития личности.
Психологическая автобиография – это собирательное наименование большой группы способов получения биографической информации от самого изучаемого человека. Эти методы позволяют получить данные психологического анамнеза, сведения о важнейших событиях и этапах жизненного пути личности, об ее отношении к прожитому и об особенностях ее антиципации. Здесь можно выделить главные методы, такие как: автобиография, прием автопортрета, прием «управляемая фантазия». Одной из последних разработок является методика Е.Ю.Коржовой, предложенная в 1994 г. для выявления самовосприятия жизненного пути личности. Также Н. Дензин предложил общую схему анализа и описания историй жизни, которая включает 9 последовательных шагов. Эта схема может служить ориентиром в работе с биографическими данными.