Тема 1. Культурология как наука. Предмет и задачи курса культурологии.
Изучив данную тему, студент должен
- знать: цели, задачи, объект, предмет культурологии; формы и методы теоретического знания о культуре; основные проблемы, изучаемые рамках культурологии; категориальную структуру культурологии, историю становления науки в России и за рубежом.
- акцентировать внимание на следующие понятия: культурология, теоретико-культурное знание, культурная форма, культурная категория, культурная парадигма, паттерн.
Семинарское занятие: не предусмотрено.
Литература для подготовки к семинарским занятиям:
Источники для обязательного конспектирования: 8.15,19.
Основная литература: 1-6.
Дополнительная литература: 23, 51, 52, 56.
Домашнее задание для самостоятельной работы
1. Составить словарь-презентацию по теме (рекомендации к выполнению см. в п. 3.3.).
2. Проработка конспекта лекций.
Форма контроля: итоговое тестирование, терминологический диктант.
Семинар 1. Культурные ценности и нормы
Изучив данную тему, студент должен
- знать: основные аксиологические концепции культуры: В. Виндельбанда и Г. Риккерта, П. Сорокина; сущность и классификация культурных ценностей, иерархию ценностей в различных культурах, сущность понятия «культурная норма», основные функции и классификацию культурных норм.
- акцентировать внимание на следующие понятия: ценность, культурная ценность, аксиология культуры, культурно-исторический стандарт, витальные ценности, социальные, политические, моральные, религиозные и эстетические ценности, ценностный полиморфизм, культурная норма, привычки и манеры, этикет, обычай, традиция и обряд, церемония и ритуал, нравы и запрет, табу, закон, право, мода, увлечения, верования, знания, нормативная система культуры, нормативные конфликты, аномия.
Форма проведения: семинар - развернутая беседа (1 ч.), работа в группах (1 ч.).
Вопросы для обсуждения
1. Понятие «ценность». Роль ценностного компонента в жизни людей.
2. Классификация, функции ценностей.
3. Ценности в разных культурах.
4. Понятие ценности у В. Виндельбанда и Г. Риккерта.
5. Клнцепция П. Сорокина о ценностях.
6. Функции и классификация культурных норм.
7. Специфика нравственных ценностей.
Задание для аудиторной самостоятельной работы студентов:
1. Перечислите значимые ценности духовной и материальной культуры современного мира. Поразмышляйте, что важнее событийного, повседневное или вечное, трансцедентное.
2. Составьте сравнительную таблицу по аксиологическим концепциям культуры.
Темы докладов:
1. Культура как система ценностей.
2. Роль обычаев и традиций в формировании культуры.
3. Культура как система ценностей.
4. Типология культурных ценностей, их характеристика.
5. Образование как механизм трансляции ценностей культуры.
6. Организующая и смысложизненная функция культурных норм.
7. Разновидности и символика культурных норм.
8. Нормы-табу, нормы-принципы, нормы-ценности.
Литература для подготовки к семинарским занятиям:
Источники для обязательного конспектирования: 13, 14, 23, 28, 34-36.
Основная литература: 1-6.
Дополнительная литература: 1, 12, 14, 15, 17, 23, 38, 40, 45, 49-51, 57.