В фокусе их внимания находятся условия работы, влияющие на трудовое поведение сотрудников.
Теория ожиданий В.Врума
В соответствии с теорией ожиданий В.Врума наличие активной потребности не является единственно необходимым условием мотивации человека.
Теория В.Врума утверждает, что основной фактор, определяющий человеческое поведение – это ожидаемый результат.
Но для того, чтобы вознаграждение подтолкнуло человека к деятельности он должен верить, что приложенные им усилия увеличат вероятность получения вознаграждения. Пока человек верит, он мотивирован к труду.
Теория Врума утверждает, что мотивационное поведение человека определяется оправданием его ожиданий следующих взаимосвязей:
· соответствия затраченных усилий (З) и полученного результата (Р), чем больше разница между ними, тем выше удовлетворенность личности;
· соответствия полученного результата (Р) уровню предполагаемого вознаграждения (В) за достигнутый результат,
· ценность вознаграждения для человека (Vв), а также важность (или значимость) для человека удовлетворения имеющейся активной потребности (Vп).
|
|
Соотношение этих компонентов и дает количественную оценку мотивации (М).
М = (З –Р)*(Р – В)*Vв*Vп
М – мотивация к удовлетворению потребности,
З – затраченные усилия,
Р – полученный результат,
В – вознаграждение за достигнутый результат,
Vв – ценность (=значимость = валентность) вознаграждения,
Vп – значимость удовлетворения потребности.
Валентность вознаграждения измеряется в долях и может принимать значения от + 1 (весьма ценное для человека вознаграждение)
до -1 (вознаграждение для человека крайне несущественное)
Теория справедливости Дж.Ст.Адамса
Теория справедливости постулирует, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям, а затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу.