Задания для развития и контроля владения компетенциями

1. В чем состоит особая общекультурная, гуманистическая значимость истории науки?

2. Когда была признана история науки в качестве самостоятельной научной дисциплины?

3. Что является источниковой базой истории науки?

4. Когда достигла подлинного расцвета профессиональная история науки? Какую роль в этом сыграли работы А.Койре?

5. Поясните мысль А.Эйнштейна «История науки - не драма людей, а драма идей».

6. Предполагает ли изучение истории науки знакомство с современной картиной мира?


Семинарское занятие 13. Методология научного исследования.
ЦЕЛЬ:
усвоение содержания основных научно-методологических
концепций, разработанных в классической, неклассической и
постнеклассической философии науки формирование способности к
анализу на уровнях философской, общенаучной и конкретно-научной
методологии.

Организационная форма занятия - метод «мозгового штурма»

Вопросы, выносимые на обсуждение

1. Содержание понятий: «метод», «методология», «методологическое знание».

2. Уровни методологического знания.

3. Функции общенаучной методологии познания. Методологический негативизм, методологический плюрализм и методологическая эйфория.

4. Методологические новации начала XXI в.(При рассмотрении этого вопроса на семинарском занятии предлагается решить проблему: Как отражаются на диалектическом методе познания методологические сдвиги, происходящие в современном естествознании, и какие модификации претерпевают установленные ранее закономерности научного исследования? Каково теоретико-познавательное значение традиционных и новых специальных методов исследования и объяснения фактов?

По окончании «штурма» все предложенные идеи (решения) будут подвергнуты анализу, в котором участвует вся группа

Методические рекомендации

Изучение первого вопроса следует начинать с выяснения содержания понятий «метод», «методология», «методологическое знание» (http://slovari.yandex.ru ).

В ответе на второй вопрос следует охарактеризовать структурные уровни методологического знания. Наиболее распространенной является структурная модель, в которой выделено четыре уровня: уровень философской методологии; уровень общенаучной методологии; уровень конкретно-научной методологии; уровень процедур и техник исследования Уровень философской методологии представляет собой философские знания, полученные при помощи методов философии и разрабатываемые обычно профессиональными философами. К уровню общенаучной методологии относятся содержательные научные концепции (например, концепция ноосферы В.И. Вернадского), универсальные концептуальные системы (тектология А.А. Богданова, общая теория систем Л. фон Берталанфи) и некоторые современные общенаучно-методологические подходы


(синергетика Г. Хакена, концепция автопоэзиса У. Матураны и Ф. Варелы, теория диссипативных структур И.Р. Пригожина), а также методологические или логико-методологические концепции - структурализм, получивший широкое распространение в антропологии, этнографии и, системный анализ, логический анализ. На уровне конкретно-научной методологии философские и общенаучные принципы конкретизируются и преобразуются применительно к данной науке и той реальности, которую она изучает. Методология этого уровня разрабатывается преждег всего специалистами в данной области знания Уровень процедуры и техники исследования связан с исследовательской практикой. Он представляет собой нормы и требования к приемам ведения исследовательской и практической работы.

Работу над третьим вопросом следует начать с осмысления основного назначение методологического знания, которое состоит в том, что оно выполняет рефлексивную функцию, то есть функцию интеллектуального средства, позволяющего ученому или практику выйти в рефлексивную позицию и осознать свои познавательные средства и адекватность их применения. При оценке роли методов и способов познания недопустимо впадать в крайности: а) недооценивать методологические проблемы -«впадать в методологический негативизм»; б)преувеличивать значение методологии, считая ее более важной, чем предмет исследования, превращать метод в некую «универсальную отмычку» - «впадать в методологическую эйфорию».

Методология - это сложная, динамичная, т.е. модифицируемая в зависимости от конкретных условий, целостная, субординированная система способов, приемов, сфер деятельности, направленности, эвристических возможностей и т.д. В то же время методология - лишь вспомогательный фактор творческой деятельности человека. Она включает в себя и силу, и гибкость ума ученого, глубину его воображения, развитость фантазии, интуицию и т.п. Методология не может быть сведена к какому-то одному, даже «очень хорошему методу» и не является простой суммой отдельных научных методов. Все методы познания существуют как элементы единого процесса познания, в котором обеспечиваются специфические свойства науки, поэтому важным является обеспечение методологического плюрализма, гармоническое единство методов всех уровней.

В ответе на четвертый вопрос, следует проанализировать методологические новации начала XXI века: усиление роли междисциплинарных программ в изучении объектов; укрепление парадигмы целостности и интегративности, осознание необходимости глобального, всестороннего взгляда на мир; широкое внедрение идей и методов синергетики; выдвижение на передовые позиции нового понятийного и категориального аппарата, отражающего постнеклассическую стадию эволюции научной картины мира, его нестабильность, неопределенность и хаосомность; внедрение в научное исследование темпорального фактора и многоальтернативной, ветвящейся прогностической графики; изменение содержания категорий «объективность» и «субъективность», сближение



методов естественных и социальных наук; усиление значения нетрадиционных средств и методов исследования, граничащих со сферой внерационального постижения действительности. Как отражаются на диалектическом методе познания методологические сдвиги, происходящие в постнекласической науке, и какие модификации претерпевают установленные ранее закономерности научного исследования? Каково теоретико-познавательное значение традиционных и новых специальных методов исследования и объяснения фактов?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: