В программу по производственной педагогической практике включен материал, соответствующий Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (утвержден 15.03.2000 г. Министерством образования Российской Федерации) и требованиям к разработке и условиям реализации основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 060109.65 – Сестринское дело. Предмет «Педагогика с методикой преподавания» относится к обязательному федеральному компоненту профессиональной подготовки.
Учебному заведению дано право самостоятельно разрабатывать и утверждать основные программы вуза для подготовки менеджера на основе настоящего государственного образовательного стандарта. В качестве основы для разработки программы по производственной педагогической практике использована программа «Педагогика с методикой преподавания», утвержденная кафедрой истории и педагогики Кольского филиала Петрозаводского государственного университета, для студентов по специальности 060109.65 – Сестринское дело.
Главной целью курса подготовки менеджера в сфере образования является формирование педагогической компетенции, под которой понимается умение интерпретировать научную информацию и формировать навык мыслетехнического и рефлексивного ее применения. Именно поэтому педагогическая компетенция менеджера в сфере образования базируется как на профессиональных педагогических знаниях, так и на высоком уровне владения методиками образовательного и воспитательного процессов.
В целом курс предполагает формирование у студентов современного взгляда на государственную образовательную политику и систему педагогических коммуникаций, знакомит с инновационными технологиями и методическими рекомендациями по оптимальному использованию различных форм учебного процесса.
Организуя производственную педагогическую практику на рабочем месте студенты должны научиться владеть всеми доступными педагогическими методами: беседой, лекцией, объяснением, разъяснением. Умело использовать наглядные методы и методы формирования знаний, умений, навыков.
Программа содержит информацию по этапам прохождения психолого-педагогической практики, что в свою очередь способствует формированию методико-исследовательские основы практической психологии
Программа рассчитана на 120 часов самостоятельной деятельности студента на приобретение практических навыков и профессионального мастерства.
Распределение времени по плану:
№ п\п | МЕСТО ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ | КОЛ-ВО НЕДЕЛЬ | КОЛ-ВО ЧАСОВ | |||
А | Производственная педагогическая практика | 4нед. | часов | |||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. | Знакомство с системой профессионального дополнительного обучения на рабочем месте. Беседа с организаторами профессионального обучения. Знакомство с перспективным планированием в системе профессионального обучения. Подбор литературных источников для содержательной части учебного материала. Выбор темы и разработка плана тематического занятия в системе профессионального дополнительного обучения на рабочем месте. Беседы и обсуждение содержания занятий с ведущим специалистом по профессиональному обучению на рабочем месте. Подготовка конспекта по теме занятия. Проведение занятий по утвержденным планам профессионального обучения на рабочем месте. Анализ проведенного занятия и обсуждение со специалистами. Подготовка отчета по педагогической практике. Зачет по педагогической практике. | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | 10 часов 20 чесов 30 чесов 10 чесов 20 чесов 30 часов | |||
ВСЕГО: | 4нед. | 120 ч. | ||||
Этапы организации психолого-педагогической практики 1 Этап | ||||||
1. Познакомится с системой профессионального дополнительного обучения на рабочем месте.
2. Организовать встречу и беседу с организаторами профессионального обучения.
3. Познакомиться с перспективным планированием в системе профессионального обучения.
4. Подобрать необходимую литературу для содержательной части учебного материала.
Этап
1. Выбрать тему и разработать план тематического занятия в системе профессионального дополнительного обучения на рабочем месте.
2. Организовать беседу и обсуждение содержания занятий с ведущим специалистом по профессиональному обучению на рабочем месте.
3. Подготовить конспект по теме занятия.
Этап
1. Организовать проведение занятий по утвержденным планам профессионального обучения на рабочем месте.
2. Организовать анализ проведенного занятия и обсуждение со специалистами.
3. Подготовить рецензию на одну из статей по проблемам современной педагогики.
4. Подготовить отчет по производственной педагогической практике.
Рекомендованная литература
1. Алферов, Ю.С. Мониторинг развития образования в мире / Ю.С.Алферов // Педагогика. – 2002. – № 7. – С. 88–96.
2. Амиров, А.Ф. Теория и практика государственного общественного управления образованием / А.Ф.Амиров // Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 55–70.
3. Андреев, А.Л. Общество и образование: социокультурный профиль России / А.Л.Андреев // Педагогика. – 2002. – № 6. – С. 20–29.
4. Багаутдинова, Е.В.Взаимодействие общественных и образовательных учреждений в системе патриотического воспитания / Е.В.Багаутдинова // IX Региональная научная конференция: тезисы докл.: часть 2. – Апатиты: Изд. КФ ПетрГУ, 2006. – С. 84.
5. Батракова, С.Н. Педагогическое общение как диалог в культуре / С.Н.Батракова // Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 27–33.
6. Батракова, С.Н. Методология становления педагогического процесса / С.Н.Батракова // Педагогика. – 2003. – № 3. – С. 11–17.
7. Башкардина, Р.Н. Новое в подготовке специалистов сестринского дела / Р.Н.Башкардина // Медицинская помощь. – 1996. – № 2.
8. Белова, А.В. Женское институтское образование в России / А.В.Белова // Педагогика. – 2002. – № 9. – С. 76–83.
9. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П.Беспалько. – М.: 1989.
10. Боркова, Н.Н. Понятие «личность» в российской педагогике / Н.Н.Боркова // Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 74–78.
11. Бочкарев, В.И. Государственное общественное управление образованием: каким ему быть? / В.И.Бочкарев // Педагогика. – 2001. – № 2. – С. 9–14.
12. Валеев, Г.Х. Постановка проблемы педагогического исследования / Г.Х.Валеев // Педагогика. – 2001. – № 4. – С. 19–24.
13. Вербицкая, Н.О. Образование взрослых на основе их жизненного (вегетативного) опыта / Н.О.Вербицкая // Педагогика. – 2002. – № 6. – С. 14–20.
14. Вербицкий, А.А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе / А.А.Вербицкий // Вопросы психологии. – 1987. – № 5.
15. Видт, И.Е. Педагогическая культура: становление, содержание, смыслы / И.Е.Видт // Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 3–8.
16. Востокова, Е.В. Формы обучения: категории дидактики и предметные методики / Е.В.Востокова // Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 33–39.
17. Гершунский, Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования / Б.С.Гершунский // Педагогика. – 2002. – № 7. – С. 3–13.
18. Гершунский, Б.С. Готово ли современное образование ответить на вопросы ХХI в.? / Б.С.Гершунский // Педагогика. – 2001. – № 10. – С. 3–13.
19. Горелова, Г.Г. Культура и личностный стиль педагогической деятельности / Г.Г.Горелова // Педагогика. – 2002. – № 6. – С. 61–66.
20. Горностаев, П.В. От Конфуция до наших дней: проблема развития учащихся / П.В.Горностаев // Педагогика. – 2002. – № 7. – С. 40–48.
21. Громова, М.Т. Педагогические основы образования взрослых / М.Т.Громова. – Вологда, 1993.
22. Давыдов, В.В. Развивающее обучение / В.В. Давыдов. – М., 1996.
23. Давыдов, Ю.С. Образование – 2002: взгляд изнутри / Ю.С.Давыдов // Педагогика. – 2002. – № 9. – С. 11–18.
24. Девяткина, А.Н. Мониторинг контрольно-оценочной деятельности в процессе обучения медицинским профессиям / А.Н.Девяткина // IX Региональная научная конференция: тезисы докл.: часть 2. – Апатиты: Изд. КФ ПетрГУ, 2006. – С. 85.
25. Дмитриева, Н.Ю. Руководство педагогическим процессом в формировании профессиональных практических навыков / Н.Ю.Дмитриева, Н.В.Макарова // Там же. – С. 86.
26. Захарченко, Е.Ю. Становление педагогической культуры молодого учителя / Е.Ю.Захарченко // Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 45–50.
27. Идеал, гармония и реальность в системе гуманистического воспитания / В.И. Загрязинский и др. // Педагогика. – 2002. – № 9. – С.3–11.
28. Ковалева, Г.С. Состояние российского образования / Г.С.Ковалева // Педагогика. – 2001. – № 2. – С.80–88.
29. Кондратьева, Т.Ю. Становление педагогической культуры на основе преемственности поколений / Т.Ю.Кондратьева, Н.В.Макарова // IX Региональная научная конференция: тезисы докл.: часть 2. – Апатиты: Изд. КФ ПетрГУ, 2006. – С. 87.
30. Корепанова, В.Н. Профессионально-личностное становление и развитие педагога / В.Н.Корепанова // Педагогика. – 2003. – № 3. – С. 66–71.
31. Круглова, Е.С. Роль самообразования в профессиональном росте медицинской сетры. / Е.С.Круглова, Н.В.Макарова // IX Региональная научная конференция: тезисы докл.: часть 2. – Апатиты: Изд. КФ ПетрГУ, 2006. – С. 91.
32. Лазарев, В.С. О развивающихся педагогических системах / В.С. Лазарев // Педагогика. – 2002. – № 8. – С. 13–24.
33. Леонтьев, А.А Педагогическое общение / А.А.Леонтьев. – М.: Начальник, 1996.
34. Лушников, А.М. История педагогики /А.М.Лушников. – Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 1994.
35. Макарова, Н.В. Особенности научного руководства педагогическими исследованиями студентов вузов / Н.В.Макарова // IX Региональная научная конференция: тезисы докл.: часть 2. – Апатиты: Изд. КФ ПетрГУ, 2006. – С. 92–93.
36. Матушанский, Г.У. Педагогическое тестирование в России / Г.У.Матушанский // Педагогика. – 2002. – № 2. – С. 15–21.
37. Махмутов, М.И. Интеллектуальный потенциал россиян: причины ослабления / М.И.Махмутов // Педагогика. – 2001. – № 10. – С. 91–101.
38. Морозова, О.П. Актуализация ценностно-смысловых аспектов профессиональной деятельности учителя / О.П. Морозова // Педагогика. – 2002. – № 1. – С. 61–68.
39. Назарова, Т.С. От экстремальных педагогических технологий к традиционной практике / Т.С. Назарова, В.С. Шаповаленко // Педагогика. – 2001. – № 5. – С. 23–30.
40. Петрушин, В.И. Психология менеджмента / В.И.Петрушин. – М.: Изд-во ИПП, 1996.
41. Пищулин, В.Г. Модель выпускника университета / В.Г. Пищулин // Педагогика. – 2002. – № 9. – С. 22–27.
42. Подласый, И.П. Педагогика: в 2 т. / И.П.Подласый. М.: Просвещение, 2001.
43. Пряникова, В.Г. История образования и педагогической мысли: Учебник–справочник / В.Г.Пряникова, З.И.Равкин. – М.: Изд-во Новая школа, 1994.
44. Рыжикова, К.А. Использование сравнительного анализа в педагогическом исследовании / К.А.Рыжикова, Н.В.Макарова / IX Региональная научная конференция: тезисы докл.: часть 2. – Апатиты: Изд. КФ ПетрГУ, 2006. – С. 94.
45. Савина, И.А. Организация и использование модульного обучения в системе дополнительного профессионального образования медицинских работников / И.А.Савина, Н.В.Макарова // Университеты в образовательном пространстве региона: опыт, традиции, инновации: материалы научно-методической конференции, 21–22 апреля 2005 г.: частьII – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2005. – С. 74–76.
46. Сапожникова, М.А. Особенности организации учебного процесса в медицинских учреждениях прсихиатрического профиля / М.А.Сапожникова, Н.В.Макарова //
IX Региональная научная конференция: тезисы докл.: часть 2. – Апатиты: Изд.
КФ ПетрГУ, 2006. – С. 95.
47. Смирнов, И.П. Начальное профессиональное образование: социальный портрет учащихся / И.П.Смирнов, Е.В.Ткаченко // Педагогика. – 2002. – № 5. – С. 19–26.
48. Смирнов, В.И. Педагогическое образование в России конца XVIII – начала XX вв. / В.И. Смирнов // Педагогика. – 2002. – № 5. – С. 70–77.
49. Степанов, Е.Н. Методология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения / Е.Н. Степанов // Педагогика. – 2001. – № 4 – С. 14–19.
50. Федорович, Ж.В. Значение и функционирование учебно-практической базы в сестринском деле / Ж.В.Федорович, Н.В.Макарова // IX Региональная научная конференция: тезисы докл.: часть 2. – Апатиты: Изд. КФ ПетрГУ, 2006. – С. 99.
51. Шеховская, Н.Л. К.Д.Ушинский и Н.А.Бердяев: духовность как нравственная оценка личности / Н.Л. Шеховская // Педагогика. – 2002. – №5. – С.77–82.
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Петрозаводский государственный университет»
Кольский филиал
ОТЧЕТ