Название

Расы

Р а сы человека (франц., единственное число race), исторически сложившиеся ареальные (см. Ареал) группы людей, связанные единством происхождения, которое выражается в общих наследственных морфологических и физиологических признаках, варьирующих в определённых пределах. Т. к. групповая и индивидуальная изменчивость этих признаков не совпадает, Р. являются не совокупностями особей, а совокупностями популяций, т. е. территориальных групп людей, объединяемых брачными связями. Р. — внутривидовые таксономические (систематические) категории, находящиеся в состоянии динамического равновесия, т. е. изменяющиеся в пространстве и во времени во взаимодействии с окружающей средой и вместе с тем обладающие определённой, генетически обусловленной устойчивостью. По всем основным морфологическим, физиологическим и психологическим особенностям, характерным для современных людей, сходство между всеми Р. велико, а различия несущественны. Лишены всякого фактического основания реакционные концепции о существовании "высших" и "низших"

Р. (см. Расизм) и об их происхождении от разных родов высших обезьян (см. Полигенизм). Данные антропологии и др. наук доказывают, что все Р. происходят от одного вида ископаемых гоминид (см. Моногенизм). Неограниченные возможности смешения (метисации) между всеми Р., полная биологическая и социально-культурная полноценность смешанных групп служат веским доказательством видового единства человечества и несостоятельности расизма. Слово "Р.", восходящее, вероятно, к арабскому корню "рас" (голова, начало), встречается впервые в современном смысле у французского учёного Ф. Бернье (1684). В 18—20 вв. были предложены многочисленные классификации Р., основанные главным образом на внешних морфологических особенностях. Одна из наиболее удачных классификаций принадлежит Ж. Деникеру (1900).

Основные группы Р. Наиболее отчётливо в составе современного человечества выделяются три основные группы Р. — негроидная, европеоидная и монголоидная; их часто называют большими Р. Для негроидов характерны курчавые чёрные волосы, тёмно-коричневая кожа, карие глаза, слабое или среднее развитие третичного волосяного покрова, умеренное выступание скул, сильно выступающие челюсти (прогнатизм), слабо выступающий широкий нос, часто с поперечно, т. е. параллельно плоскости лица, расположенными ноздрями, утолщённые губы. Европеоиды отличаются волнистыми или прямыми мягкими волосами разных оттенков, сравнительно светлой кожей, большим разнообразием окраски радужины глаз (от карих до светло-серых и голубых), сильным развитием третичного волосяного покрова (в частности, бороды у мужчин), слабым выступанием скул, незначительным выступанием челюстей (ортогнатизм), узким выступающим носом с высоким переносьем, обычно тонкими или средними губами. Монголоидам свойственны прямые жёсткие тёмные волосы, слабое развитие третичного волосяного покрова, желтоватые оттенки кожи, карие глаза, уплощённое лицо с сильно выдающимися скулами, узкий или среднеширокий нос с низким переносьем, умеренно утолщённые губы, наличие особой кожной складки верхнего века, прикрывающей слёзный бугорок во внутренних углах глаз (см. Эпикантус). К монголоидным Р. по происхождению и многим признакам близки американские индейцы (см. Американская раса), у которых, однако, эпикантус встречается редко, нос выступает обычно сильно, общий монголоидный облик часто бывает сглажен.

Далеко не все популяции современного человечества могут быть отнесены к трём описанным основным группам Р. На Ю.-В. Азии, в Океании и Австралии широко расселены популяции, по некоторым признакам (тёмная окраска кожи, широкий нос, толстые губы) близкие к негроидам Африки, но отличающиеся от них волнистыми волосами, сильным развитием третичного волосяного покрова, иногда ослабленной пигментацией. Эти популяции одни учёные рассматривают как четвёртую основную группу Р. — австралоидную, другие же объединяют с негроидами в большую экваториальную (негро-австралоидную) расу. У австралоидов очень велик свойственный всему человечеству генетический полиморфизм, который находит внешнее выражение в огромном групповом разнообразии сочетаний расовых признаков. Так, например, аборигены Австралии по пигментации близки к африканским негроидам, а по форме волос и развитию третичного волосяного покрова — к европеоидам (см. Австралийская раса). Для папуасов и меланезийцев характерно сочетание многих австралоидных черт с курчавыми волосами (см. Меланезийская раса). Для веддоидов, представленных веддами Шри-Ланки и др. малыми народами Южной и Юго-Восточной Азии, типична комбинация общего австралоидного облика с малым ростом, слабым развитием бороды и надбровных дуг. Генетически с австралоидными Р. связаны, по мнению многих учёных, также курчавоволосые крайне низкорослые негритосы, а также айны, у которых относительно светлая кожа и наиболее обильный в мире рост волос на лице и теле сочетаются с некоторыми монголоидными особенностями (уплощённость лица, эпикантус).

Негроидные особенности наиболее выражены в африканских популяциях, расселённых к Ю. от Сахары и известных под собирательным и неточным названием негры. Кроме того, к негроидам относятся крайне низкорослые центральноафриканские пигмеи, или негрилли, внешне сходные с азиатскими негритосами. С негроидами некоторые антропологи сближают также южноафриканских бушменов и готтентотов, у которых крайняя степень курчавости сочетается с отдельными монголоидными чертами (желтоватая кожа, уплощённое лицо, эпикантус). Между ареалами экваториальных (австралоидных и негроидных) Р. и расселённых севернее европеоидов расположен широкий пояс переходных групп, из которых одни, известные с глубокой древности, отражают генетические связи между обеими группами упомянутых Р., другие же сложились в средние века и в новое время в процессе межрасового смешения — метисации. К древним переходным группам относятся южноиндийская (дравидская) и восточноафриканская, или эфиопская, Р. Последняя по цвету кожи почти не отличается от негров, а по строению лица и форме носа напоминает юж. европеоидов. Промежуточность по большинству расовых признаков проявляется также во многих популяциях Судана, особенно у народа фульбе.

Европеоидные Р., сформировавшиеся первоначально в Юго-Западной Азии, Северной Африке и Европе, могут быть подразделены на три главные группы: южную — со смуглой кожей, тёмными глазами и волосами; северную — со светлой кожей, значительной долей серых и голубых глаз, русых и белокурых волос; промежуточную, для которой характерна средне-интенсивная пигментация. По окраске кожи, глаз и волос, по строению лицевого скелета и мягких частей лица, по пропорциям мозговой части черепа, часто выражаемым головным указателем, и по некоторым др. признакам среди европеоидов антропологи выделяют различные локальные Р., или т. н. Р. второго порядка. Южных европеоидов в целом, учитывая их ареал, называют индо-средиземноморской расой. Среди относительно длинноголовых (см. Долихокефалия)популяций этой Р. выделяют собственно средиземноморскую (медитерранную) на З. и индо-афганскую на В. В составе короткоголовых (см. Брахикефалия) южных европеоидов — адриатическую, или динарскую расу, переднеазиатскую расу (арпеноидную) и памиро-ферганскую расу.

Промежуточных по пигментации европеоидов, большей частью короткоголовых, подразделяют на альпийскую, среднеевропейскую и др. Р. Мезодолихокефальных (среднедлинноголовых) светлых европеоидов раньше описывали под названием северной, или нордийской, Р., а более брахикефальных — под названием балтийской Р. Некоторые антропологи всех светлых европеоидов подразделяют на северо-западных (см. Атланто-балтийская раса) и северо-восточных (см. Беломорско-балтийская раса); в формировании последних могли принимать участие древние монголоидные популяции, проникавшие в Европу из-за Урала.

На восточных рубежах своего ареала европеоиды с древнейших времён взаимодействовали с монголоидами. В результате их раннего смешения, начавшегося, вероятно, ещё в эпоху мезолита, сложилась на С.-З. Сибири и на крайнем В. Европы уральская раса, для которой характерно сочетание промежуточных монголоидно-европеоидных особенностей с некоторыми специфическими чертами (например, с вогнутой формой спинки носа). К уральской Р. по многим признакам близка лапоноидная раса; многие антропологи даже объединяют обе эти Р. в одну (урало-лапоноидную). Позднее (с первых веков н. э.) в степной полосе между Уралом и Енисеем формируется в процессе смешения монголоидов и европеоидов южно-сибирская раса с очень широким лицом и выраженной брахикефалией. В средние века на территории Средней Азии складываются новые смешанные европеоидно-монголоидные популяции. Собственно монголоидные Р. в Азии подразделяются па две главные группы — континентальную и тихоокеанскую; первая отличается от второй более светлой кожей, некоторой тенденцией к депигментации волос и глаз, очень крупными размерами лица, ортогнатизмом,более тонкими губами. В составе континентальных монголоидов выделяются сибирская, или североазиатская, и центральноазиатская Р. Промежуточное положение между континентальными и тихоокеанскими монголоидами занимает арктическая (эскимосская) Р. с крайне высоким и широким лицом, тенденцией к прогнатизму и очень узким носом. Северные группы тихоокеанских монголоидов с высоким, но сравнительно узким лицом объединяются в дальневосточную, или восточноазиатскую, Р. Классификация американских монголоидов, происходящих, несомненно, из Азии, очень затруднена, т.к. многие группы индейцев были истреблены колонизаторами, оттеснены с первоначальных мест расселения или смешались с европейцами или африканцами.

Южные группы тихоокеанских монголоидов, входящие в состав южноазиатской, или малайской расы, обнаруживают немало австралоидных особенностей: наличие волнистых волос, иногда довольно обильный рост бороды и волос на теле, тёмная кожа оливковых оттенков, низкое лицо, относительно широкий нос, утолщённые губы и др. Многие из перечисленных особенностей свойственны японцам, в формировании расового состава которых приняли участие монголоидные и австралоидные компоненты (последние, вероятно, были частично связаны с айнами). На В. Индонезии интенсивная метисация тихоокеанских монголоидов с папуасами также привела к формированию промежуточных популяций. Во многом аналогичный процесс имел место и на Мадагаскаре, куда, по-видимому, уже в 1-м тыс. до н. э. из Индонезии переселились различные южноазиатские группы, смешавшиеся на острове с негроидами. Очень своеобразные сочетания монголоидных, австралоидных, а иногда и европеоидных черт характерны для микронезийцев и особенно для полинезийцев.

Почти все упомянутые выше расовые признаки наследуются независимо друг от друга и являются полигенными, т. е. контролируемыми многими генами. Но у людей существуют и др. ареальные особенности с более простой генетической структурой, зависящие от одной или немногих пар аллелей. К ним принадлежат многие эритроцитарные группы крови, белки сыворотки, некоторые детали строения зубов (см. Одонтология), узоры на подушечках пальцев рук и ног (см. Дерматоглифика), вкусовые ощущения при пробе на фенилтиокарбамид, виды цветовой слепоты (см. Дальтонизм) и многие др. морфофизиологические и биохимические особенности, географические вариации которых не вполне совпадают с ареалами основных Р., хотя и обнаруживают в пределах каждой из них определённые закономерности распределения. Анализ изменчивости всей совокупности расовых признаков позволяет поставить вопрос о разделении Р. по их генетическим связям на две группы — западную и восточную. Одни учёные (например, советский антрополог В. П. Алексеев), основываясь главным образом на особенностях волосяного покрова и строения черепа, относят к западной группе европеоидную и экваториальную (негро-австралоидную) большие Р., а к восточной — монголоидную. Др. исследователи (например, советские антропологи А. А. Зубов, Н. Н. Чебоксаров), используя данные одонтологии, дерматоглифики и серологии, в западную (атланто-средиземноморскую) группу Р. включают негроидов и европеоидов, а в восточную (тихоокеанскую) — австралоидов и монголоидов; вторая группа отличается от первой большей долей резцов лопатообразной формы и др. деталями строения зубов, высокой частотой круговых узоров на подушечках пальцев, специфическим распределением генотипов и фенотипов по многим серологическим системам (например, почти 100%-ной концентрацией резус-положительности).

История современных Р. Одни антропологи предполагают, что Р. начали складываться у древнейших людей, (архантропов) в нескольких центрах Африки, Европы и Азии (см. Полицентризм), другие же (в т. ч. большинство советских учёных) считают, что расовая дифференциация происходила позднее, уже после образования человека современного вида в Восточном Средиземноморье и соседних областях Южной Европы, Северной и Восточной Африки и Западной Азии (см. Моноцентризм). Вероятно, первоначально в конце палеолита у людей современного вида возникли два очага расообразования: западный — на С.-В. Африки и на Ю.-З. Азии и восточный — на В. и Ю.-В. Азии. Позднее различные популяции людей, расселяясь по земному шару, смешивались между собой и, приспосабливаясь к различным естественно-географическим условиям, распадались на современные Р.

Многие расовые признаки, возникшие первоначально путём мутаций, приобрели приспособительное значение и под действием естественного отбора на ранних этапах расогенеза закреплялись и распространялись в популяциях, живших в разной географической среде. Характерные особенности негроидных и австралоидных Р. складывались в Африке и Южной Азии в условиях жаркого влажного климата с усиленным солнечным освещением, от вредного действия которого могла предохранять тёмная окраска кожи, а возможно, и курчавые волосы, образующие на голове естественную защитную "шапку". В тропиках приспособительное значение для усиленного испарения влаги через слизистую оболочку могли иметь утолщённые губы и поперечно расположенные широко открытые ноздри. У европеоидов действию отбора могла подвергаться светлая окраска кожи, волос, глаз, т.к. мутации, определяющие эти признаки, имели наибольшие шансы выживания и распространения в Северной и Средней Европе, где в позднем палеолите преобладал прохладный влажный климат со значительной облачностью и пониженной инсоляцией. У монголоидных Р., формировавшихся, вероятно, в степях и полупустынях Центральной Азии, приспособительную роль могли играть эпикаптус и сильно развитая складка верхнего века, защищавшие глаза от сильных ветров и песчаных бурь, очень характерных для сухого континентального климата с резкими суточными и сезонными колебаниями температуры. Отбор мог играть известную роль в распределении некоторых серологических признаков, например в повышенной концентрации группы В системы АВО (см. Группы крови) в Китае, Индии и др. странах Азии, где были часты эпидемии оспы (люди с этой группой реже заболевают оспой и легче её переносят).

С развитием производительных сил общества и созданием в процессе коллективного труда искусственной культурной среды роль естественного отбора в расогенезе постепенно уменьшалась. Снижение это началось ещё, вероятно, при переходе от палеолита к мезолиту, когда люди из Северо-Восточной Азии стали заселять Америку, а из Юго-Восточной Азии — Австралию и крупные острова Океании. Приспособительный характер расовых особенностей населения этих стран выражен слабее, чем у человеческих групп заселённых ранее районов Африки, Азии и Европы. Значительную роль в расогенезе играла изоляция отдельных, особенно малых популяций, в которых при заключении на протяжении многих поколений браков преимущественно внутри своей группы (см. Эндогамия) могли происходить заметные сдвиги в распределении генов,контролирующих расовые признаки. Процессы эти известны в генетике под названием генетико-автоматических процессов, или дрейфа генов; ими легче всего объяснить возникновение многих одонтологических, серологических, дерматоглифических и др., большей частью нейтральных, различий между разными популяциями (в частности, между западными и восточными группами основных Р.). При заселении Америки генетико-автоматические процессы привели к почти полному исчезновению группы В и к сильному снижению доли группы А системы АВО у индейцев. У австралийских аборигенов дрейф генов, напротив, вызвал увеличение частоты группы А. Если роль отбора и изоляции в расогенезе непрерывно падала, то роль метисации, напротив, увеличивалась по мере роста связей между разными странами, переселений и миграций. В 16—19 вв. в результате вольных и невольных переселений европейцев и африканцев возникли новые метисные группы: американские мулаты и метисы, южно-африканские "цветные", смешанные группы населения Сибири и др. Конкретная история расового состава народов, изучаемая этнической антропологией, зависит от характера их взаимодействия, колебаний численности, от типа хозяйства и культурного уровня населения, от интенсивности эксплуатации угнетённых классов, от образования и разрушения генетических барьеров (географических, сословно-кастовых, профессиональных и др.), от таких явлений, как войны, голод, эпидемии и т.п., от процессов этнической ассимиляции и интеграции (см. Этногенез, Этнические процессы).

По мере развития экономического, социального и культурного, а также биологического взаимодействия между различными народами, границы расовых ареалов всё больше и больше стираются, возникают новые местные сочетания различных расовых признаков единого человечества. (См. карту.)

Расовые теорииРа́совая тео́рия[1] — комплекс идей о решающем влиянии расовых различий на историю, культуру, общественный и государственный строй. Иногда (например, как у Людвига Фердинанда Клаусса) расовая теория не сводится к чисто биологическим факторам.

Единой расовой теории как таковой не существует: авторов различных расовых теорий объединяет только убеждение в объективном существовании человеческих рас и решающем влиянии расовых различий на важнейшие стороны жизни человека.

Публицист Владимир Авдеев утверждает, что расовая теория (или «расология») тождественна нордицизму[2], однако существуют и иные расовые теории (например, негритюд).

[править] Расовая теория и расизм

Сама по себе расовая теория не тождественна расизму: например, известный немецкий расовый теоретик Ганс Гюнтер писал[3]:

Часто повторяется одна и та же ошибка: нордическую расу восхваляют как «высшую», «самую благородную», как чуть ли не единственную создательницу цивилизации на Земле. Всё это лишь крики рыночных зазывал. Для восточно-азиатской или африканской цивилизаций нашего времени примесь нордической (или любой другой чуждой) крови будет «неполноценной», так как ценность расы всегда познаётся лишь в соотношении с определенной цивилизацией, и нордическая кровь для африканских или азиатских цивилизаций будет разлагающим фактором.

Аналогичной позиции придерживался и Л.-Ф. Клаусс[4]. Тем не менее, на основе расовой теории легко прийти к выводам о неравноценности рас и о делении людей на высшую и низшую расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать в обществе и государстве, а удел вторых — повиновение. С помощью государства и права высшие расы должны господствовать над низшими[5]. Таким образом, любой расизм строится на какой-либо расовой теории, и грань между расизмом и расовой теорией тонка. Иногда расовую теорию прямо отождествляют с расизмом[6].

[править] Расовые теории в Европе

В европейской культуре второй половины XIX — первой половины XX веков расовые теории занимают видное место. Им отдали дань Рихард Вагнер и Фридрих Ницше[7], а среди теоретиков следует упомянуть графа Жозефа Артюра де Гобино, Людвига Вольтмана, Жоржа Ваше де Лапужа, Хьюстона Стюарта Чемберлена. В своём радикальном варианте расовая теория оказывается своеобразной религией крови.

В Российской империи расовые теории развивали такие авторы, как Степан Ешевский, Николай Кареев, Валентин Мошков[8]. Известным расовым теоретиком Третьего рейха был Ганс Гюнтер.

В первой половине XX века основным источником и носителем расовой теории в Европе стал немецкий национал-социализм. На основе нацистской расовой теории в Третьем рейхе была разработана концепция расовой гигиены. Она послужила базой для проведения расовой политики, направленной на дискриминацию и уничтожение представителей так называемых «неполноценных рас», в первую очередь евреев и цыган.

Белый расизм во второй половине XX века становится объектом искоренения, но именно в это время расцветает «цветной» расизм[7].

В современной России главным популяризатором расовой теории нордицизма (под именем «расологии») является публицист Владимир Авдеев. Свой вклад в расовую теорию внес также политик и политолог Андрей Савельев, автор книги "Образ врага. Расология и политическая антропология" (2007 г.)

зыки и народы. Сегодня народы мира разговаривают более чем на 3 000 языках. Забытых языков насчитывается около 4000, некоторые из них еще живы в памяти человечества (санскрит, латынь). По характеру языка многие исследователи судят о степени родства народов. Язык чаще всего используют в качестве этнодифференцирующего признака. Языковая классификация народов наиболее признана в мировой науке. Вместе с тем язык не является непременным признаком, отличающим один народ от другого. На одном испанском языке говорят несколько различных латиноамериканских народов. То же самое можно сказать о норвежцах и датчанах, имеющих общий литературный язык. В то же время жители Северного и Южного Китая говорят на различных языках, но относят себя к одному этносу.

Каждый из больших литературных языков Европы (французский, итальянский, английский, немецкий) господствует на территории, лингвистически гораздо менее однородной, чем территория русского, украинского и белорусского народов (Л. Гумилев, 1990 г.). Саксонцы и тирольцы почти не понимают друг друга, а миланцы и сицилийцы не понимают друг друга совсем. Англичане Нортумберленда говорят на языке, близком к норвежскому, поскольку они потомки осевших в Англии викингов. Швейцарцы говорят на немецком, французском, итальянском и ретороманском языках.

Французы говорят на четырех языках: французском, кельтском (бретонцы), баскском (гасконцы) и провансальском. Языковые различия между ними прослеживаются с начала романизации Галлии.

С учетом своих внутриэтнических различий французы, немцы, итальянцы, англичане должны сравниваться не с русскими, украинцами и белорусами, а сразу со всеми восточноевропейцами. В то же время такие системы этносов, как китайцы или индусы, соответствуют не французам, немцам или украинцам, а европейцам в целом (Л. Гумилев, 1990 г.).Все языки народов мира относятся к определенным языковым семьям, каждая из которых объединяет сходные по лингвистическому строю и происхождению языки. Процесс формирования языковых семей связан с обособлением различных народов друг от друга в процессе расселения человечества по земному шару. Вместе с тем в одну языковую семью могут войти народы, изначально генетически отстоящие друг от друга. Так, монголы, покорив многие народы, принимали чужие языки, а переселенные работорговцами в Америку негры разговаривают на английском.

Человеческие расы и языковые семьи. По биологическим характеристикам люди распадаются на расы. Французский ученый Кювье выделил в начале XIX века три человеческие расы — черную, желтую и белую.

Идея, что человеческие расы вышли из разных центров, утвердилась еще в Ветхом Завете: «Может ли ефиоплянин переменить кожу свою и барс пятна свои». На этом основании среди англоязычных протестантов была создана теория «нордического, или индоевропейского богоизбранного человека». Такой человек был возведен на пьедестал французским графом де Гобино в книге с провокационным названием «Трактат о неравенстве человеческих рас». Слово «индоевропейский» со временем трансформировалось в «индогерманский», а прародину первобытных «индогерманцев» стали искать в районе североевропейской равнины, входившей в то время в пределы королевства Пруссии. В XX в. представления о расовой и национальной элитарности обернулись самыми кровавыми войнами в истории человечества.

Название

Термин индоевропейские языки (англ. Indo-European languages) был впервые введён английским исследователем Томасом Юнгом в 1813 году[3]. В немецкоязычной литературе чаще используется термин индогерманские языки (нем. indogermanische Sprachen). Иногда ранее индоевропейские языки назывались «арийскими», однако в настоящее время этим термином называется подсемья индоевропейских языков, включающая нуристанскую ветвь и индоиранские языки.

[Языки индоевропейской семьи происходят от единого праиндоевропейского языка, носители которого жили, вероятно, порядка 5—6 тыс. лет назад. Существует несколько гипотез о месте зарождения праиндоевропейского языка, в частности, называют такие регионы, как Восточная Европа, Передняя Азия, степные территории на стыке Европы и Азии. С большой вероятностью археологической культурой древних индоевропейцев (или одной из их ветвей) можно считать так называемую «ямную культуру», носители которой в III тыс. до н. э. обитали на востоке современной Украины и юге России.

В свою очередь, праиндоевропейский язык, согласно гипотезе Х. Педерсена, развитой В. М. Илличем-Свитычем и С. А. Старостиным, входит в ностратическую макросемью языков, среди которой особо сближается с картвельскими языками, имеющими, подобно ему, аблаут[4].

[править] Состав и классификация

Индоевропейская семья включает в себя албанский, армянский, греческий языки и романскую, германскую, кельтскую, балтийскую, славянскую, иранскую, индийскую, анатолийскую (хетто-лувийскую), тохарскую и италийскую языковые группы. При этом анатолийская, тохарская и италийская группы (если романские не счи тать италийскими) представлены лишь мёртвыми языками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: