История

Полагают, что предки индейцев и эскимосов переселились в Америку 30-20 тыс. лет назад, из Северо-Восточной Азии через область Берингова моря и пролива. Уровень культуры первых переселенцев соответствовал позднепалеолитической и мезолитической культурам Старого Света. Расселение индейцев по обоим континентам и освоение ими новых земель тянулось многие тысячелетия.

До европейской колонизации (началась в XVI веке) большинство племен Северной и Южной Америки находилось на различных стадиях общиннородового строя: у одних господствовал материнский род (ирокезы, мускоги, хопи, многие племена бассейна р. Амазонка и др.), у других формировался отцовский род (племена северо-запада и юго-запада Северной Америки, многие племена Южной Америки). Часть народов стояла на различных стадиях перехода от родового к классовому обществу. Индейцы Центральной и Южной Америки (ацтеки, майя, инки) жили уже классовыми обществами.

[править] Образ жизни и общественный быт индейцев

Внешний облик индейцев, кроме одежды, определяется некоторыми то религиозными, то социального характера обычаями, к которым относятся: 1) особые процедуры с волосами: косы у обоего пола (иногда в сетках), бритье всех волос на голове, кроме так наз. скальпового локона, иногда отпускание и свободный рост волос; 2) фантастические головные уборы, особенно у племенных главарей, достигающие порой высоты в 1,5 м, изукрашенные массой красных и синих перьев и разноцветных лент; иногда уборы из перьев (часто в виде гребня) служат отличительными признаками отдельных партий воинов или охотников; 3) татуировка, первоначально господствовавшая на всем протяжении материка, теперь постепенно прекращается, часто ограничивается разрисовкой лица, особенно у женщин, немногими точками и линиями в обозначение принадлежности к данному роду (так в Калифорнии); в Южной Америке татуировка (обыкновенно шипами растений) служит для обозначения достижения девушками зрелости, иногда означает и знатное происхождение. Путешественники часто смешивают татуировку с рубцами от общепринятых у индейцев кровопусканий и частых, считающихся в известных случаях целебными, надрезов на руках и ногах; 4) раскрашивание тела красками, во многих случаях заменившее татуировку, употребляется И. чаще всего перед плясками и войной; мужчины некоторых племен не предпринимают путешествий, не дав себя первоначально разрисовать жёлтой охрой или красным соком растения уруку (виха); часто при этом все тело намазывается салом; 5) калеченье черепа было распространено во всей Америке; теперь постепенно прекращается; оно производилось постепенным сдавливанием черепа меж двух досок вскоре после рождения ребенка и имело целью придать черепу желаемую форму, иногда более круглую, иногда с более откинутой назад лобной костью; часто это калечение сопровождалось спиливанием зубов до самых десен.

Украшения среди индейцев очень часты, но представляют мало своеобразного; к ним принадлежат серьги, палочки, продеваемые сквозь губы и ноздри, бусы и т. п. Одежда южно-американских индейцев иногда ограничивается поясом или футлярообразной плетенкой; совершенно голыми часто ходят племена эквадорских Анд, каяпа и телемби; другие, как, напр., матако, отправляются голыми на войну. У северн. племен женщины одеты более мужчин, у матако и тоба — наоборот. У большинства индейцев одежда довольно сложная и состоит из хлопчатобумажных тканей, лыка, кож, мехов и перьев. Благодаря правительственным раздачам шерстяные одеяла (blankets) сделались одной из необходимейших принадлежностей костюма сев.-американских И. Брюки, переходящие в сапоги-мокасины, распространены среди многих племен и представляют сходство с одеянием гиперборейской расы — эскимосов. Женское одеяние, первоначально ограничивавшееся грубой рубахой, у цивилизованных племен, особенно Испанской Америки, часто заменяется костюмом креолки. Оружие отличается преобладанием камня в виде острий стрел и копий, топоров и ножей; в доевропейский период весьма часты были и деревянные орудия, палицы, копья и даже ножи. Чаще всего встречаются копья с наконечниками из дерева же или из кости и камня, часто похожими на ножи, и лук со стрелами, любимое оружие американцев, особенно в Южн. Америке. Стрелы, нередко отравленные, часто посылаются и из полого снаряда в виде длинной палки, посредством дутья.

В Сев. Америке, начиная с прошлого столетия, среди И. распространились ружья, с которыми они справляются не хуже европейцев. В Южной Америке часто ещё можно встретить старинное оружие вместе со знаменитым лассо, или петлей для кидания, и бола — шаром, кидаемым на веревке. Орудия хозяйственные приготовлены из тех же материалов: каменные топоры, ступы, буравы из птичьих костей и т. п. Медь, ценившуюся некоторыми из атлантических племен выше золота, индейцы употребляли чаще для украшений, чем для полезных изделий; металлы вообще у первобытных И. никогда не заменяли камня, дерева и кости. Распространены были уже рано изделия из глины; у западных племен, кроме перуанцев, особенно манданы были хорошими гончарами, и по настоящее время гаучосы изготовляют горшки по индейскому способу. Ткачество во многих местностях среди И. издавна находилось на высокой ступени развития; перуанское искусство в этом отношении простиралось до Чили, мексиканское процветало ещё в Нов. Мексике и Аризоне. Северо-западные И. пряли и ткали лыко одной из сосновых пород, коноплю, шерсть лисицы и рыси и т. п.; в новейшее время это искусство погибло безвозвратно вследствие наплыва европейских товаров и частых войн. Искусство плетения и уменье приготовлять кожи у И. были весьма своеобразны; и эти искусства их и до сих пор ещё сохранились. И. не лишены и художественного чутья, выражающегося в замысловатой орнаментации плетений и тканей, а также в произведениях разного искусства; особенно верно изображаются на камне и глине животные. Занятия И. в настоящее время: рыболовство — у многих племен почти исключительное занятие; охота, на которую часто смотрят как на дело всего племени, совершаемое по предписаниям племенного главы; земледелие, главным образом обработка маиса, в доевропейское время производившаяся всеми племенами И. к Ю. от р. Св. Лаврентия.

Из домашних животных Индейцы ценят, главным образом, лошадей; в Южной Америке так назыв. льянеро составляют целый народ всадников. В Южной Америке культивируется И. большое количество растений, но дело ведется не особенно старательно. Табак сеется всевозможных сортов. Садоводству и разведению плодовых деревьев Индейцы научились лишь от европейцев. Определенные места жительства имеют далеко не все племена, некоторые же, как ботокуды Южн. Америки, вовсе не имеют даже хижин. У других южно-американских племен хижины составляются из 4 кольев, четырёх (иногда трёх) бамбуковых стен и крыши из древесных листьев. Помещения сев. племен более совершенны. Иногда они представляют собой палатки с отверстием для дыма и небольшим входом, крытые циновками или кожами, иногда — землянки или сколоченные из бревен дома. Наиболее совершенны — если не считать строений мексиканцев, перуанцев, пуэбло и т. п. — были «вигвамы» или коммунальные дома ирокезов, известные под названием «длинных домов», в кот. иногда могло поместиться до 200 чел. Государственное начало у индейцев основано на системе родов или кланов, которые отличаются друг от друга символическими названиями, почерпнутыми из животного или растительного мира (так назыв. тотемы, вроде гербов); взаимные отношения вроде права наследования и родственные наименования в этих родах часто дают право предполагать прежнее существование у них гинекократии. Власть племенного главы наследственна, хотя революции и захваты власти энергическими лицами бывали нередко. Кроме главы (сахем), управление сосредоточивается в родовом совете и союзе охотников данного племени. Помимо известных древних культурных стран, Индейцы нигде не являются соединёнными в одно государство, хотя федерации с военными целями бывали нередко. Войны сопровождались многочисленными формальностями и религиозными обрядами; трофеем считалась содранная с черепа противника кожа с клоком волос (скальп) — обычай, сходный с почитанием черепов у других варварских племен. Многочисленны церемонии и при мирных сношениях; для гостей часто даются празднества с плясками, масками, торжественным курением табака из «трубки мира» и т. п.

[править] Религии индейцев

Религии индейцев разнообразны, но, не представляя следов монотеизма, сильно затрудняли миссионерам перевод христианского понятия «бог». Это, впрочем, не относится к инкам, поклонение которых Виракоче постепенно приобретало монотеистические черты. Идея божества у них не успела определиться и принять точное значение; трудно определить также, каковы их идеи о сотворении мира. Во многих случаях мы имеем дело с обожанием светил, солнца и луны, на которых смотрят как на мужа и жену; иногда главы племен обязаны приносить им жертвы. Явления природы вызвали также олицетворения — воды, грозы, грома и молнии: сохранился перуанский гимн к грому. Цифра четыре у многих племен имеет магическое значение; признаются также многочисленные приматы. Космогонических и других мифологических рассказов собрано большое количество среди И.; все они представляют громадное сходство с полинезийскими. Есть у них и свое сказание о потопе.

Животные, особенно птицы, играют большую роль во всех сказаниях, точно так же как они наиболее часто встречаются в тотемах. В связи с этим стоит почитание медведей, волков, змей и т. п. Повсеместна вера в загробную жизнь. Она то представляется вечным счастьем, то картиной, полной скорби и уныния. Идолы у И. редки, так что религия их не столько политеизм, сколько пандемонизм; жертвы приносились прежде в виде маиса и единственного домашнего животного — собаки. О более разработанной религии перуанцев и мексиканцев — см. Перу и Мексика. Каннибализм, замеченный во многих местах, везде имел религиозные основы. Место жрецов заступают особые колдуны, которые в то же время и врачи. Погребальные церемонии, одинаковые в общем у всех И., сопровождаются воем, вырыванием волос, разрушением хижины, где произошла смерть; труп хоронят в сидячем положении, что достигается особым обвязыванием покойника. В древнем Перу была употребительна особая мумификация трупов, завертывавшихся в массу различных одеяний.

  • Хоупвелл

Основная статья Хоупвелл

Хоупвеллская традиция или Традиция Хоупвелл (иногда неверно именуется «культура Хоупвелл») — комплекс сходных индейских археологических культур, существовавших вдоль рек северо-восточной и центрально-восточной части будущих США в период 200—500 гг. н. э. Хотя о происхождении Хоупвеллской традиции всё ещё ведутся споры, по-видимому, она возникла на территории Иллинойса или невдалеке от него. Хоупвеллская традиция состояла из раздробленных племён, связанных общей сетью торговых путей,[1] известной как Хоупвеллская система обмена.

В период своего расцвета Хоупвеллская система обмена распространялась с юго-востока современных США до юго-востока канадского побережья озера Онтарио. На этой территории процветала активная торговля и деятельность вдоль речных путей. Хоупвеллская система получала материалы со всей территории современных США. Среди предметов торговли большинство составляли экзотические материалы, в обмен на которые экспортировались продукты питания и местные изделия. Хоупвеллские изделия обнаружены далеко за пределами данной системы, в частности, во многих погребениях за пределами среднего Запада.[2]

  • Могольон

Основная статья Могольон

Археологическая культура Могольон — одна из 4-х крупнейших исторических культур юго-запада современных США, частично затрагивавшая также территорию северной Мексики. Существовала примерно с 150 г. н.э по 1400 г. н. э. Название происходит от Могольонских гор, названных в честь дона Хуана Игнасио Флореса Могольона, губернатора Нью-Мексико в 1712—1715.

  • Анасази

Основная статья Анасази

Культура Анасази, или предки пуэбло — доисторическая индейская культура, существовавшая на территории современного региона на юго-западе США, известного как Четыре угла (штаты Колорадо, Юта, Аризона, Нью-Мексико). Для культуры анасази был характерен собственный стиль керамики и сооружения жилищ.

До сих пор среди археологов продолжается спор о датировке возникновения культуры, однако в настоящее время установилась компромиссная формулировка, согласно которой культура возникла примерно в 12 в. до н. э. во время Эры изготовителей корзин II по Хронологии Пекос. Начиная с самых ранних раскопок исследователи полагали, что древние пуэбло (анасази) были предками современных пуэбло. [3]В целом, и сами пуэбло также претендуют на происхождение от древних пуэбло. До настоящего времени остаётся населённым созданное анасази около 1000 лет назад селение Таос-Пуэбло, являющееся памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО.

  • Хохокам

Основная статья Хохокам

Хохокам, англ. Hohokam — крупная доколумбова археологическая культура, существовавшая на юго-западе США (пустыня Сонора), частично затрагивавшая также территорию современной Мексики. Существовала с 1 по 15 вв. н. э. Культуру идентифицировал в 1930-е гг. как отличную от соседних археолог Гарольд Глэдвин, который использовал название из языка индейцев оодхам для обозначения археологического памятника, который он раскапывал в долине Нижней Хилы (Lower Gila Valley).

Согласно местным преданиям, культура хохокам могла быть предком народов акимель-оодхам и тохоно-оодхам в Южной Аризоне. Недавние исследования памятников народа Собайпури, предков современных пиманских народов юто-ацтекской семьи, показывают, что предки пима присутствовали в данном регионе как минимум со времён последних лет существования культуры Хохокам.

  • Ольмеки

Основная статья Ольмеки

Ольме́ки' — название племени, упоминающееся в ацтекских исторических хрониках; но вряд ли правомерно применять его для обозначения цивилизации, существовавшей на несколько столетий раньше. Названа условно по одному из небольших племен, живших на этой территории.[4]

В 1867 году Хосе Мельгар, выпустил в свет первое печатное сообщение о гигантской голове «эфиопа» из Трес-Сапотес и тем самым положил начало изучению забытой индейской культуры, затерявшейся в лесах Веракруса и Табаско. Широкомасштабные археологические раскопки произошли в 1930-х годах, когда Мэтью Стирлинг со своими коллегами заложили первые шурфы и траншеи на зеленых склонах холмов Ла-Венты и Трес-Сапотес. Был открыт центр ольметской культуры в Пьедра Парада музейный фонд которого пополняется за счет работы экспедиций мексиканских археологов из Национального института антропологии и истории. Ученый археолог Медельин Сениль из университетского музея города Халапы, столица штата Веракрус, открыл ранее неизвестный город ольмеков — Син Кабесас («Безголовые») это название родилось из-за облилия поврежденных и обезглавленных статуй, выглядывавших буквально на каждом шагу из-под зеленой листвы джунглей.

Два самых известных ольмекских памятника — Трес-Сапотес (Веракрус) и Ла-Вента (Табаско).

  • Майя

Основная статья Майя

Ма́йя — цивилизация Центральной Америки, известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре и математической и астрономической системам. Начала формироваться в предклассическую эру (2000 до н. э.- 250 н. э.), большинство её городов достигло пика своего развития в классический период (250 н. э. — 900 н. э.). Продолжала своё существование до прибытия конкистадоров.

Майя строили каменные города, многие из которых были покинуты задолго до прихода европейцев, другие были обитаемы и после. Календарь, разработанный майя, использовали и другие народы Центральной Америки. Применялась иероглифическая система письма, частично расшифрованная. Сохранились многочисленные надписи на памятниках. Создали эффективную систему земледелия, имели глубокие знания в области астрономии.

Лекция 9. Народы Африки. Часть1.

План:

1. Народы Северной Африки

2. Народы Восточной Африки

1. Африка - это одна пятая часть суши нашей планеты. Площадь материка с относящимися к нему островами - 30,3 млн кв. км. Многие исследователи считают, что Африка была «колыбелью человечества», и там начался длительный процесс антропогенеза..

Судя по археологическим данным, Африка была с древнейших времен населена человеком современного вида, начиная с эпохи раннего палеолита. При этом палеоантропологический материал свидетельствует о местном, автохтонном происхождении всех африканских антропологических типов.

В настоящее время принято выделять на этнической карте Африки не более 500 народов, представляющие собою более или менее крупные этносы, нередко включающие родственные племена и этнические группы.

Сложна и еще далека от решения географическая и этническая классификация Африки. Последнее время наметилась устойчивая тенденция деления частей Африки на географическо-этнографические области: Северную, Восточную, Центральную,Западную и Южную. Известные науке особенности исторического пути развития Африки позволяют, хотя в известной мере условно, выделить как самостоятельные части также: Северную, Северо-Восточную и огромные пространства «Черной Африки» южнее, Сахары.

Большинство населения Магриба принадлежит к средиземноморской ветви европеоидной расы. На самом юге региона и в оазисах Сахары живут негроидные народы и харатины - потомки негров-рабов. Народы Магриба говорят на языках афроазийской семьи. На языках бербер­ской группы говорят кабилы, шильх, туареги, большинство населения этих стран говорят на арабском языке.

В Магрибе выделяются несколько географических зон - прибрежные области с мягким субтропическим климатом (на севере и западе); горные районы и долины;полупустыни и пустыни на юге. На севере и западе прибрежные жители занимаются рыбной ловлей. Земледельцы здесь сеют зерно­вые (ячмень, твердые пшеницы, кукурузу); возделывают виноград, ранние овощи, фрукты; выращивают табак и цитрусовые. Разводят и крупный рогатый скот, окрещенный с зебу. Жители гор - оседлые землепашцы или отгонно-пастбищные скотоводы. Небольшие искусственно орошаемые поля располагаются на террасах, расположен­ных ярусами на склонах гор. Выращивают зерновые: зимой - овес, летом - кукурузу, овощи и фрукты. Животноводство, в частности овцеводство, - отгонное, связанное с вертикальной зональностью. Пастбищные земли — общее владение полупустынях, земледельческое население сосредоточено-шить в оазисах, вдоль вади или вокруг колодцев. Жители их занимаются выращи­ванием поливных культур. Главная из них - финиковая пальма, древесина и листья которой используются для построек, а плоды служат основой питания жителе пустынь. Выращиваются также фрукты (инжир, гранаты, персики, виноград зерновые (ячмень, кукуруза, твердая пшеница), овощи.Большинство населения н этих краях - кочевники. Это мавры, туареги,берберские и арабские племена- Они занимаются верблюдоводством, разведение овец и коз.

Сельские ремесленники занимаются ткачеством, гончарством, обработкой кожи и металла. Ткачи изготавливают шерстяные ткани, занимаются ковроделием, выделывая переметные сумы, покрытия для шатров, ковры. Гончары знают и гон­чарный круг, и технику налепом. Далеко известны ножи и мечи туарегов, удиви­тельной красоты деревянные седла для верблюдов: с высокой лукой, украшенные яркой росписью и инкрустацией серебряной и медной проволокой. В городах я поселках развито столярное мастерство (в том числе изготовление сундуков и шкатулок с резьбой и инкрустацией); чеканка, гравировка по меди, ювелирное мастерство.

Пища африканских народов имеет некоторые общие особенности. Ее важная часть — каши и лепешки (просяные, пшеничные, кукурузные); растительный белок дают бобы, горох, арахис; животный белок - рыба (особенно вяленая), мясо (птица, козлятина, баранина, дичь, значительно реже - говядина или верблюжатина). В ка­честве жиров используются растительные масла — пальмовое, арахисовое, оливко­вое; у скотоводов-кочевников - бараний жир. Широко употребляются овощи и фрукты, особое место занимают финики. Ферментации подвергают только молоко, приготовляют творог и разные виды кислого молока. Самое распространенное блюдо - «кускус» — шарики из рисовой или пшеничной каши. которые едят с остры­ми соусами и приправами..Мясо едят редко. Основной напиток - вода. алкогольные - просяное или ячменное пиво и пальмовое вино. Лишь на самом севере занимаются виноградарством и виноделием. По всей Африке тради­ционно двухразовое питание - утром и после захода солнца.

Жилища народов Северной Африки разнообразны. Города, как правило, сохраняют деление на две части: арабскую (медина) и европейскую. В сельской местности различаются жилища горцев, земледельческих и скотоводческих народов. Горцы, занимающиеся отгонным скотоводством, обычно имеют два вида поселений: постоянное - укрепленная деревня с четырьмя башнями по углам и временное - группа палаток (дуар) или легкое жилище на горных пастбищах (азиб).. Местами сохраняется старинное жилище «гурби» - хижина, крытая тростником или соломой со стенами из дерева, камня или глины, смешанной с соломой. Более рас­пространены дома так называемого арабского тина - глинобитные четырехуголь­ные. чаще всего одноэтажные, с плоскими кровлями

Жилища кочевников - легко переносимая палатка или шатер. Большинство жителей Северной Африки носит одежду общеарабского типа это длинная белая рубаха («джеллаба»), теплый, чаще темный бурнус поверх нее тюрбан. Купцы в городах носят феску. Обувь - туфли без задников. Непременная принадлежность мужского костюма – сумка на красных плетеных шнурах и обоюдоострый загнутый вверх кинжал. Женщины носят легкие шаровары, длинные платья из белой, розовой, бледно-зеленой ткани. Горожанки закрывали лицо особым покрывалом («чаршаф»), иногда из разноцветно- прозрачной материи. Сельские жительницы ходят с открытыми лицами. В города преобладает костюм европейского типа.

Оригинальна одежда туарегов. Мужской костюм состоит из широких шаровар длинной до икры. очень широкой «гандуры» (четырехугольного куска ткани) сложенного и сшитого по бокам: покрывала которым закутывал голову и закрывали лицо, оставляя только глаза.

До сих пор своеобразие социальной организации сохраняют туареги. В обществе женщины пользуются большим уважением, самостоятельностью и влиянием. Они имеют право собственности и наследования, право выбора мужа.

В религиозном отношении население Северной Африки довольно однородно. Мусульмане составляют подавляющее большинство (например, в Алжире - 90%, Тунисе и Мавритании - более 99%).. Все они сунниты маликитского или ханифитского мазхабов. Христиане составляют ничтожную часть населения. Практически это только европейцы, которые уезжают из этих стран. Богатая культура народов Магриба продолжает старые традиции. Арабская литература дополняется новой литературой на кабильском языке. Слияние местных и арабских традиций породило особый архитектурный стиль, отличающийся пыш­ным орнаментальным убранством: резьбой по дереву и стуку, мозаикой из керами­ческих плиток, узорной кладкой из цветного камня, витражами, арабесками - изре­чениями из Корана, выполненными различными каллиграфическими стилями.

Восточная часть Северной Африки представляет своеобразную область вследствие того, что Нил, вдоль которого в основном обитают народы этого регио­на, создает особые природные условия, определяющие здесь облик хозяйства, куль­туры и истории населения.

Египет со времен колониального периода, благодаря необычайно подходящим природным условиям, стал поставщиком монокультуры - хлопка, особого шелковистого тонковолокнистого сорта.

Скотоводство из-за отсутствия пастбищных территорий не получило здесь развития. Местное стойловое скотоводство обеспечивает лишь нужды в рабочем скоте (быки, буйволы, ослы). С древнейших времен в долине Нила сформировал ХКТ орошаемого плужного земледелия. Сегодня в земледелии Египта применяет и современная технология, но она распространена только в отдельных местах небольших масштабов.

Население занимается также рыболовством на Ниле. Широко представлены высокоразвитые ремесла: ткачество, кузнечество, обработка металлов, ювелирное искусство. Распространены производство обуви, одежды, ковров и пр. Феллахи изготовляют домашнюю утварь из глины: женщины вручную, мужчины -гончарном круге. Широко развито искусство плетения из соломы, из листьев финиковой пальмы. Традиционное ткачество все более вытесняется дешевыми фабричными изделиями.

Дома основного населения - четырехугольные в плане, одноэтажньк плоской крышей. Материал - сырцовый кирпич, белая глина, известняк. Пол зем яной, устилается циновками. территориях складываются новые общие культурные и бытовые особенности.

ЕГИПТЯНЕ, народ, основное население Египта. Численность 54,6 млн. человек, из них в Египте 54,2 млн. человек. Живут также в других арабских странах, Германии, Австралии, США и др. Говорят на арабском языке (с поддиалектами — каирским и нижнеегипетским). Египтяне — мусульмане-сунниты. Особую этноконфессиональную группу составляют копты.

Арабские племена стали проникать в Египет в 1-м тысячелетии до нашей эры. Египтяне сложились после арабского завоевания Египта в VII веке в результате смешения арабов с местным коптским, берберским и другим населением. Процесс арабизации шёл параллельно с процессом исламизации и завершился в основном в XIV веке.

Основные занятия — пашенное поливное земледелие (пшеница, ячмень, цитрусовые, длинноволокнистый, так называемый египетский, хлопок), скотоводство. Основные ремёсла — гончарное и кузнечное, резьба по дереву, изготовление кожаных изделий (главным образом из крокодиловой кожи), ювелирных изделий из золота, серебра и бронзы.

Бурная урбанизация с середины XX века привела к резкому росту численности городского населения.

Для городского жилища средиземноморского типа характерно разделение на мужскую и женскую половину, иногда с отдельными внутренними дворами, одностолпная двухарочная лоджия, арочная галерея, узорная машрабия. Нижний этаж строится обычно из кирпича или камня, верхний — из камня или в технике фахверка; есть дома из пальмового дерева.

Жилище низших слоёв — одноэтажный дом. Сельское жилище глинобитное или сырцовое, прямоугольное в плане, с маленьким внутренним двором. В доме одна зимняя комната, в углу хлебная печь с плоским верхом, служащим лежанкой. Дым выходит через отверстие в крыше. Гостей принимают в передней с глиняной лежанкой мастабе. Поселения кучевые, застройка хаотична. Своеобразны голубятни, возвышающиеся над крышами домов или в поле.

Мужская традиционная городская одежда — широкие штаны, подвязанные поясом с вышитыми концами, хлопчатобумажная рубаха, зимой — судейри (накидки без рукавов), куфтан (одежда до колен с рукавами из полосатого шёлка или хлопка), цветные накидки, тюрбан; женская — широкие штаны, полосатая шёлковая или хлопчатобумажная материя, повязанная вокруг бёдер, квадратная шаль, кофта, на улице — широкий шёлковый халат; лицо закрыто. Характерны украшения, особенно хольхаль (ножной браслет у замужних женщин). Феллахи-мужчины носят на голове ермолку-лебду, одеты в галабею (туника из синей или белой ткани с широкими рукавами), туфли без задников, женщины — широкие чёрные платья со свободными рукавами.

Широко распространяются европейские формы быта. По культуре близки другим арабам. Сохраняется фольклор (эпические поэмы), в том числе музыкальный.

2. В Восточной Африке обитает население Бурунди, Джибути, Замбии, Зимбабве, Кении, Коморских островов, Маврикия, Мадагаскара, Малави, Мозамбика, Реюньона, Руанды, Сейшельских островов, Сомали, Танзании, Уганды, Эфиопии.

Население северной половины региона принадлежит к эфиопской расе, зани­мающей промежуточное положение между негроидами и европеоидами. Большая часть населения юга Восточной Африки относится к негроидной расе, еще южнее обитает население, относящееся к бушменскому типу. Местами в зону тро­пического леса вкраплены группы представителей пигмейской (негрильской) расы.

Согласно принятой в науке этнолингвистической классификации население северо-восточной области региона входит в афразийскую (семито-хамитскую) семью народов и языков; население восточной части, вклиниваясь узкой полосой в Кению и Танзанию, состоит из народов нило-сахарской семьи. В экваториальных областях и далее к югу живут народы подгруппы бенуэ-конго группы нигер-конго нигеро-кордофанской семьи, известные в литературе как народы банту. Шире всего в регионе распространен язык суахили. Во всех странах проживают также выходцы из Европы, Ближнего Востока и Азии. Население Мадагаскара - малагасийцы, их язык относится к австропезийской семье языков.

Основными традиционными занятиями населения Восточной Африки были и остаются земледелие и скотоводство. Подсобное значение имеют местами рыбо­ловство, охота, собирательство. В традиционном земледелии широко представлены зерновые, тропические и субтропические культуры. Земледельческий ХКТ произ­водящего хозяйства уже в древности складывался главным образом как мотыжное земледелие в подсечно-огневой и переложной формах. Плуг издавна был известен населению Эфиопии, а век назад был заимствован южными сомали (саб). Только в Эфиопии крупный рогатый скот и верблюды использовались как тягловая сила.. Эта страна считается одним из древнейших центров земледельческой куль­туры и родиной ряда злаковых (твердые безостые пшеницы, черный ячмень) и кофе. Здесь и теперь выращивают хлебные злаки тефф, дурру, дагуссу, бобовые, ячмень, пшеницу, хлопок. Кофе собирают как дикорастущий, так и с плантаций кофейного дерева. Чем дальше к югу, тем шире используются мотыга и палка-коналка с каменным круглым утяжелителем на конце На юге Эфиопии - террасовая технология земледелия.

Земледелие сочетается с отгонным скотоводством разной степени интен­сивности. Придомное стойловое содержание скота с заготовкой кормов и под­кормкой ведется только в отдельных местах Эфиопии, в области озер и островов на озерах. Со времен колонального времени этот вид скотоводства широко распрост­ранен на европейских формах.

Пища оседлых земледельцев состоит из пресных просяных, реже пшеничных лепешек, острых соусов и подливы к ним на растительном масле из овощей, жгучего красного перца, чеснока, лука, томатов. Мясная подлива или сильно наперченное сырое свежее мясо- редкие праздничные блюда. Молочные продукты составляют дополнительную пищу. главным образом для детей. Эта обычная для африканцев пища содержит много клетчатки, крахмала, по мало протеинов. Отсюда - обычный детский рахит и другие заболевания от недосточного разнообразия пищевого рациона. Традиционные напитки - черный кофе, прежде чаще с солью, теперь больше с сахаром или без добавок; настой из кофейной ше­лухи, листьев и коры дерева; старинная медовая хмельная брага «тэдж», ячменное пиво «тэлля».

Одежда изготовляется из белой хлопчатобумажной ткани. Мужчины носят брюки типа «галифе», рубахи до колен с длинными рукавами, часто с вышивкой по вороту, девятиметровые накидки из редкой белой ткани с одноцветной каймой или без нее; на ногах носят сандалии, в городах европейскую обувь, в деревне чаще ходят босиком. Мужской костюм дополняет махалка от мух в виде небольшой плетеной рукоятки с кистью на конце из волос хвоста зебу. Женский костюм включает широкое в сборку платье по щиколотку с длинными рукавами и накидку. Платье украшается цветной, с богатым орнаментом вышивкой. Украшения состоят из деревянных или металлических шпилек, гребней, колец, серег, браслетов, оже­релий из металла, кожи, кости. Костюм дополняет зонтик из бархата или соломы.

Распространены разнообразные ремесла: ткачество, причем особенность эфиопского ткацкого станка состоит в том, что ширина ткани до 20 см, тогда как в остальной Африке станок дает узкую в 10-12 см полосу. Ремесленники изго­товляют одежду и утварь. Распространено кузнечество, ювелирное искусство, пле­тение (особенно среди земледельческого населения). Жилище – со своеобразной конусообразной соломенной крышей сломенной крышей. Внутри хижины стоят кровати - деревянная рама на коротких ножках, перетянутая ремнями. Интерьер дополняют кожаные, плетеные из соломы стол-корзина с крышкой и широким круглым основанием. В него складывают еду, на время трапезы стол переворачивают дном вверх и на нем раскладывают пищу. Семья и гости усаживаются на пол вокруг стола. Распространен также тип жилища - четырехугольный, плетеный каркас обмазанный глиной, с плоской или двускатной крышей, дверью и остекленными окнами.

Поселения большинства амхара, оромо, сидамо имеют кучевую застройку. У консо поселения типа городов, имеются кварталы и улицы.

У народов южных областей Восточной Африки - банту (конго, ганда, зулу.) издавна распространено тропическое мотыжное земледелие, местами с искусственным орошением. Древними культурами являются сорго, сезам, ячмень, масличная пальма, бобовые, корнеплоды маниока и яме. Позднее освоены просо, рис. кукуруза. С появлением европейцев были введены плантационные культуры: хлопок, кофе, чай, табак, сизаль. В Руанде и Бурунди, густо населенных оседлыми земледельцами, издавна применяется ирригация: оросительные каналы, деревянные желобы для стока воды. По склонам гор освоено террасное земледелие.

Подсобная отрасль в зоне тропического земледелия - это содержание коз, овец, свиней, домашней птицы. Дополняют рацион населения продукты охоты, рыболовства, собирательства.

Народы банту задолго до появления в Африке европейцев знали плавку же­леза и меди, производя ее в больших термитниках или глиняных печах. Кузнечное ремесло и теперь широко развито у оседлых народов Восточной Африки. Оружие украшается резьбой, медной и бронзовой инкрустацией, резными рукоятками. Среди прочих ремесел, теперь активно, как и кузнечество, вытесняемых фабричным производством, еще живы ткачество, гончарство, резьба по дереву, из которого делают сосуды, чаши. ложки, миски. Плетение представлено изготовлением циновок из цветной травяной соломы, из волокон лиан и листьев пальмы рафии. Поселения оседлых банту - вытянутые деревни из круглых или прямоугольных в плане жилищ. Каркас из ветвей заплетается тростником или пучками травы или обмазывается глиной, смесью глины, соломы и коровьего навоза. Крышу кроют пальмовыми листьями, соломой, травой, тростником, ци­новками - всем, что дает окружающая природа. Около селения обычно есть ритуальная роща, где мужчины собираются для отправления культовых ритуалов. В центре поселка - навес для общественных собраний, там обычно стоит большой сигнальный барабан.

Ткачество в тропиках не было известно. И мужчины и женщины в жарком поясе носят набедренные повязки. В последнее время все большее распространение получают фабричные ткани - хлопчатобумажные и синтетические и европейская одежда.

Народы восточного побережья Африки, испытавшие воздействие арабской культуры, носят типичную для мусульман-арабов длинную белую одежду из хлоп­чатобумажной ткани.

У оседлых земледельцев в социальной организации преобладают сельские территориальные общины, которые владеют общей землей, наделяя и пере­распределяя участки под обработку между членами общины. В общем пользовании остаются пастбищные земли. Однако процесс закрепления особенно плодородных участков за отдельными семьями идет давно. Сейчас уже происходит закрепление нрава час;'ной собственности на отдельные участки обрабатываемой земли.

В системе социальных отношений преобладают патриархально-генеало­гические связи, отцовский счет родства, патрилокальный брак. Но есть еще народы (например, бемба в Замбии), у которых сохраняется материнский счет родства. Некогда повсеместно существовавшая племенная организация теперь разрушается. Основной социальной ячейкой оседлых обществ давно стала индивидуальная семья-домохозяйство. Поселения все больше утрачивают характер объединения по социально-родственным связям, и поселенческая община все более становится со­седской.

Номадизм - особый способ производства, основанный на экстенсивном пастбищном скотоводстве, при котором разведение животных составляет основной вид занятий подвижного населения и является главным средством жизнеобеспечения. Другой важнейший признак номадизма состоит в том, что он представляет собой не только особую экономическую, но и особую социальную систему. Номады составляют особые самостоятельные социальные организмы. Их социальные отношения ха­рактерны только для кочевничества и являются патриархальными номадно-общинными. Общественную организацию номадов составляет племенная струк­тура, основанная на патриархально-генеалогических связях, которые охватывают все номадное общество. Пго основная социально-экономическая ячейка - кочевая община, состоящая из одного или нескольких домохозяйств. Кочевой образ жизни определяет все в деятельности всего номадного общества.

В отношении религии для Восточной Африки характерно широкое рас­пространение ислама, прежде всего по странам побережья. Христианство (като­личество и протестантство) исповедуется в более удаленных внутренних областях. Градиционные верования встречаются повсеместно у отдельных этносов или его групп. В Эфиопии 70% населения - христиан с-монофизиты, причем христианство, как и древняя письменность, сохранилось здесь со времен древнего государства Аксум. КИКУЙЮ, гикуйю, агикуйю, народ группы банту в Кении. Расселены в окрестностях города Найроби и в центральных возвышенных районах страны. Численность кикуйю вместе с родственными народами меру, ямбу, мбере около 6 млн. человек. Говорят на языке кикуйю. Большая часть кикуйю придерживается традиционных верований, остальные — христиане (католики и протестанты, среди последних — более англикан, пятидесятников и лютеран).

Кикуйю, как и другие народы Кении, сложились в процессе миграций потоков банту и нилотов, оттеснивших другие народы на юг начиная с XIV века. Кикуйю давно перешли от пастушества к земледелию.

Традиционное занятие — ручное земледелие (сорго, кукуруза, просо, маниок, батат, бобы). Плантационные экспортные культуры: кофе, пшеница, сизаль, сахарный тростник. Издавна широко применяется ирригация и техника террасовых полей по склонам гор и холмам. Как дополнительная отрасль развито скотоводство в пастбищно-отгонной форме. Кикуйю разводят в основном овец и коз и в небольшом количестве содержат крупный рогатый скот, имеющий ограниченное хозяйственное значение, но выполняющий важную роль в традиционной ритуальной сфере (в том числе при инициации молодёжи и в других обрядах системы возрастных классов) и служащий показателем социального престижа владельца стада. Стада жителей поселения выпасают общественные пастухи. По мере истощения ближних пастбищ скот отгоняют всё дальше от поселения.

Несмотря на специализацию домашних производств, ремёсла окончательно не выделились из общего производственного комплекса: и земледелием и скотоводством ремесленники заняты наравне со всеми жителями поселения.

Развиты у кикуйю выплавка железа и кузнечное дело — изготовление оружия, мотыг, ножей, бритв, украшений; это исключительно мужское занятие. Гончарство (лепная керамика) достигла у кикуйю такой высокой степени специализации, что постепенно это ремесло сосредоточилось в нескольких племенных подразделениях, передаваясь от поколения к поколению по женской линии. Женщины занимаются гончарством в качестве дополнительной деятельности, когда свободны от их основной земледельческой работы. Плетением циновок, мешков, корзин, разной мелкой утвари занимаются старики обоих полов.

У современных кикуйю распространено фермерское хозяйство, а также сельскохозяйственные кооперативы типа акционерных предприятий. Процесс переустройства традиционного хозяйства осложнён перенаселённостью этнической территории кикуйю. В городах кикуйю составляют значительный процент работающих по найму, интеллигенции и зажиточных слоёв.

Скот даёт кикуйю не только продукты питания, но и материал для одежды, т. к. традиционный костюм кикуйю — накидка из шкур, почему обработка шкур и дубление кож вполне заменили у кикуйю ткачество. Мужская накидка более грубая, женская отличается мягкостью и тонкостью.

Традиционное жилище кикуйю — тукуль — круглая в плане хижина из заплетённых ветками жердей с конической соломенной крышей. Семья у кикуйю совпадает с домохозяйством «мбари» или «ньомба» (дом) — это ряд хижин, зернохранилище и загородка для скота, обнесённые живой изгородью из колючего кустарника.

Большая патриархальная семья включает главу семьи, его жену, их неженатых детей и семьи их женатых детей. Это — «мбари», несколько мбари составляют социально-родственное объединение более высокого уровня — клан «мохерега», достигающий по численности 100 членов и более. Клан не локализован, но связи в нём прочные. Основной механизм действия общественной организации в циклической системе возрастных классов. Принадлежность к этому институту через инициацию объединяет членов в коллективы, состоящие из лиц одного социального возраста. Групповой признак всего возрастного подразделения от момента инициации одинаковый для всех его членов, независимо от индивидуального биологического возраста. Возрастные подразделения — подвижные группы, мобилизующиеся по мере общественной необходимости. Они участвуют в строительстве домов, выкапывании колодцев, сооружении оград, строительстве мостов и расчистке дорог. В мирное время возрастные группы воинов заняты строительством, выпасом скота, обработкой полей. Во время войны — это ядро войска.

Во всех племенах кикуйю власть находится у советов старейшин определённого поколения, существует иерархия этих советов, избираемых взрослыми членами общества на определённый срок в рамках системы возрастных классов. Разделение труда в обществе кикуйю таким образом подчинено принципам пола и возраста, начиная с семьи, где дети участвуют в домашнем хозяйстве с раннего возраста. В земледелии существует как кооперация мужчин и женщин, так и разделение в отдельных видах труда. Мужчины корчуют пни, вырубают деревья и кустарники, вскапывают целину, женщины рыхлят землю под посев. Сев — общее дело. Существует разделение труда в обработке разных культур: мужчины сажают бананы, ямс, батат, сахарный тростник, табак, а женщины — маис, бобовые, просо. Прополка — совместное дело, но сбор урожая — женское. Выпас и уход за скотом — мужское занятие. В современной жизни система возрастных классов слабо проявляется, уступая место кооперации на базе соседской взаимопомощи.

До колониального периода у кикуйю складывалась частная собственность на обрабатываемые участки земли и орудия труда, что углубило социальное расслоение деревни. В колониальное время сформировался слой батраков-арендаторов, работающих по найму и составивших костяк населения промышленных центров. Политическая эволюция кикуйю шла в общем русле становления этнического и политического самосознания народов Кении. Кикуйю приняли активное участие в тайном религиозно-политическом движении, сыгравшем решающую роль в организации массового вооруженного антиколониального восстания 1952—56 («Мау Мау»).

Лекция 10. Народы Африки. Часть2.

План:

1. Народы Западной Африки

2. Народы Центральной Африки

3. Народы Южной Африки

1. В регион Западной Африки входит население Бенина, Буркина Фасо, Гамбии,Ганы Гвинеи, Гвинеи-Бисау, Кабо-Верде, Кот д'Ивуар, Либерии, Мали, Нигера, Нигерии, Сенегала, Сьерра-Леоне, Того.

Большинство народов Западной Африки относится к большой негро­идной расе, формирование которой, по-видимому, проходило в бассейнах рек Ни­гера и Конго. Большая пестрота этнолингвистической карты Западной Африки - результат длительного исторического развития региона. Постепенно «высыхание» Сахары привело к значительным переселениям народов к югу и юго-западу. Вовлечение Западной Африки в евро­пейскую работорговлю также внесло заметные изменения н этническую кар­ту региона. Языки афразийской семьи представлены берберским языком и языками чадской группы. Большинство же принадлежат к нигеро-кордофанской семье, к нигеро-конголезской группе. На языках нило-сахарской семьи говорят в Чаде, Нигере.

Скотоводческие народы Западной Африки разводят крупный рогатый скот, главным образом короткорогие породы. Повсюду выпас крупного рогатого скота сочетается с выпасом коз и овец. В засушливых зонах распро­странено верблюдоводство, Кочевым скотоводством продолжают заниматься, в частности, фульбе-бороро, тогда как большая часть фульбе, расселившихся по Западной Африке от Сенегала до Камеруна, перешла к отгонному скотоводству, Общие черты скотоводческого хозяйства: отсутствие выраженной мясной и молочной селекции, исключительно пастбищное содержание скота, отсутствие заготовки кормов, низкая товарность. Для скотовода скот - главное достояние и основа его существования. Это самая высокая ценность, и количество его определяет место человека в обществе. Скот также - одежда, обувь, утварь из кожи и шерсти, пища: молоко и реже мясо. Режут скот редко, по поводу рождения, свадьбы, посещения наиболее уважаемых гостей. Перекочевки скота сезонные. Они связаны с обеспеченностью пастбищами и водой, а также с движениями в зависимости от сухого и влажного сезона мухи цеце.

После окончания сезона дождей и уборки урожая (кукурузы и проса) фульбе уводят свои стада к югу и проводят там сухое время года. На этот период строятся легкие временные жилища, а в основных поселениях остаются старики и дети. С началом дождей скотоводы возвращаются на север, с тем чтобы к началу полевых работ оказаться на месте.

Земледельцы возделывают и местные и завезенные культуры. В Африке окультурены многие зерновые (сорго, просо, рис, ячмень), клубневые (разные виды ямса), бобовые, масличные (карите, кунжут, клещевина), разные виды пальм (мас­личная, финиковая, кокосовая). Местного происхождения гвинейский перец (мала-гета), кофе (вероятнее всего, из Эфиопии). Из Азии еще в древности сюда попали банан, таро, дагусса (элевзина), во времена арабского завоевания Северной Африки на континент попали гранат, сахарный тростник, лук. Позднее, в XVI в. португальцы завезли маниоку, батат, ананас, кукурузу, арахис, авокадо, дынное дерево. Еще позднее из Америки появились какао и томаты, из Индии - манго.

Традиционное африканское земледелие было сосредоточено на производстве пищевых продуктов в размерах, необходимых лишь для пропитания. Технические культуры — хлопок, индиго - возделывали немногие народы. По использованию сельскохозяйственных культур и технологии выделяются зона сухих саванн с производством зерновых и зона влажных районов экваториального пояса, где их место занимают корнеплоды.

В наши дни нет возможности осу­ществлять перелог, падает плодородие почвы, не успевая восстанавливаться, па­дает и урожайность. В колониальный период много земель было занято под экспортные культуры (прежде всего арахис). Будучи привязаны к мировому рынку, и современные страны Западной Африки вынуждены продолжать занимать земли под эти культуры, иногда даже в ущерб продовольственным. Кроме трудоемких работ по подготовке поля, все остальное - дело женщин, Они же занимаются сбором плодов и листьев дикорастущих деревьев. Влажные южные районы вдоль Гвинейского залива занимают народы, основ­ными сельскохозяйственными культурами у которых являются клубневые и корнеплоды, масличные пальмы, карите, малагета. Народы Гвинеи, Сенегала, Ли-перии, Сьерра-Леоне еще в средневековье торговали гвинейским перцем - эти районы на европейских картах отмечались как Перечный берег.

Для пищи земледельческих народов сухих саванн типична кухня, где основой пищевого рациона являются зерновые. Самое главное блюдо - жидкая просяная каша «фура», которую едят с молоком, и «туво» - каша из сорго. Эти каши дополняются острыми приправами и подливами с солью, чесноком, помидорами, перцем. У иоруба популярен луковый суп с перцем, рыбой, курицей.

Пища скотоводческих народов немногим более разнообразна, в основном счет молока и молочных продуктов.

Наиболее искусные ткачи Западной Африки - хауса. Они не только снабжал своими хлопчатобумажными тканями другие народы этого региона, но и продавал в Северную Африку. Виды тканей были разнообразны. яркие, полосатые. Фульбе, туареги, хауса - искусные кожевники. Они изготовляли больший кожаные сумки, переплеты для них, пояса, седла, сандалии, высокие сапоги для верховой езды. мешки для перевозки тяжестей и т.п. Кожевники хауса, рабо­тающие и ныне, достигли большого мастерства в обработке кожи. Окрашенный и красные, зеленые, желтые цвета, тонко выделанный сафьян был издавна К остается одним из важных товаров для Северной Африки.

Традиционная верхняя мужская одежда хауса - шаровары и длинная сво­бодная рубаха с большим вышитым карманом на левой стороне груди. Поверх нее носят свободное широкое одеяние без рукавов, но сшитое по бокам. Традиционные цвета - от бледно-голубого до темно-синего.

Одно из самых развитых и древних ремесел - металлургия и обработка металлов. Вначале медь, железо и сплавы использовались главнтам образом для изготовления культовых предметов. Наибольшей древностью отличается обработка металлов в Нигерии (у народов бини и иоруба). Резьба по дереву — столь же древнее искусство. Из дерева резали табуреты. подголовники, чаши, кубки, разнообразные коробочки. Они украшались зоо- или антропоморфной резьбой, или - в зонах преобладания ислама - геометрическим или растительным орнаментом. Делали и крупные вещи - барабаны и пироги

Тип жилища зависит от хозяйственной деятельности, от этнических предпоч­тений и от строительного материала. Кочевники пустыни и сахеля сооружают легкие переносные жилища, крытые шкурами, циновками или ковровыми тканями. В районах полупустынь и земледельцы, и оседлые или полуоседлые скотоводы районе саванн - дерево: а для покрытия крыш - стебли проса, хлопка и друг растении; в лесных районах основными материалами являются пальма, рафия, бамбук, листья банана и фикусовых. Основную работу по постройке до нынолняют мужчины, а завершают (покрывают листьями или соломой) женщины

Клан - довольно крупная группа родственных семей, сохраняющих память об общем предке, в него входит несколько линиджей-более мелких групп. Родство чаще считается по мужской линии, но у ряда народов Гвинейского побережья сохраняется материнский счет родства. И в том, и в другом случае существуют строгие брачные запреты на союзы между родственниками до пятого—седьмого колена. Сохраняются сорорат, левират, отношения «шуточного родства», традиционные полигамные семьи, официально вытесняемые у христиан моногамными. Свадьба - результат договора семей, а то и кланов. Отец или дядя (в матрилинейных обществах) жениха выплачивает выкуп (у скотоводов - скотом, у земледельцев и горожан чаще в денежной форме).

Значительное число жителей Западной Африки сохраняют традиционные верования. Распространены культ предков, племенные культы, вера в духов при­роды, фетишизм. Некоторые народы знали и довольно развитые поли­теистические религии. До наших дней существует политеизм у акан (Кот д'Ивуар и Гана) с сонмом богов во главе с небесным божеством Ньяме. Наиболее развит пантеон у йоруба. У них выделились великие боги: господин неба Олорун, господин земли Обатала, бог воды Олокун, богиня домашнего очага Олораза, бог железа и войны Огун. В наши дни вера в них трансформируется и модифицируется. У народов, создавших в доколониальный период государства (ашанти, йоруба.), складывался культ священного правителя, формировалось жречество. До наших дней сохра­нились тайные союзы: мужской Поро и женский Бунду у народов Либерии, Сьер­ра-Леоне. Широко распространена вера в магию, обереги, талисманы. Местных традиционных культов придерживается большинство населения Либерии, Кот д'Ивуара,Буркина Фасо и Ганы. Ислам в Западной Африке имеет длительную историю. Ислам здесь не столь ортодоксален, как на Ближнем Востоке и в Северной Африке, он впитал и множество элементов тради­ционных верований. Мусульмане Западной Африки - сунниты. Они живут в основном в сахельской зоне и на западе региона. В таких странах, как Сенегал, Гамбия, Гвинея, Мали, Нигер, мусульмане составляют подавляющее большинство населения. В Нигерии почти половина жителей.

В регионе также представлены разные направления христианства; като­личество. протестантизм: евангелизм. англиканство. После второй мировой войны активно (особенно католиками) проводится «африканизация» церкви, Преобладание католиков или протестантов в хрис­тианском населении той или иной страны исторически связано с ее колониальным прошлым: бывшие колонии Франции имеют больше католиков, Англии - про­тестантов. АНДЕ, азанде (самоназвание), санде, базенда, басинги, ньям-ньям (устаревшее арабское), народ в Демократической Республике Конго (верховья реки Убанги, между реками Мбому и Уэле) и в пограничных районах ЦАР и Судана. Численность 3520 тыс. человек, в том числе в Демократической Республике Конго 2,5 млн. человек, в Судане 720 тыс. человек, в ЦАР 300 тыс. человек. Объединяет разные по этническому происхождению группы: мбому, бандийя, биле, бамбои, адио и др. К занде близки по языку и культуре этносы, живущие к востоку от слияния Уэле и Мбому, а также барамо (амиангбуа), памбиа и др. — в среднем течении Уэле. Говорят на языке занде, или азанде адамуа-восточной группы нигеро-кордофанской семьи. Сохраняют традиционные верования.

Этническая общность занде стала формироваться в XVIII—XIX вв. со сложением союза вождеств, воевавших с арабскими работорговцами.

Основные занятия — тропическое ручное подсечно-огневое земледелие (элевсина, кукуруза, сорго, кунжут, таро, маниок, арахис, арбузы, суходольный рис, бананы), рыболовство, охота, собирательство, солеварение. Для жатвы используют кольцо с острым краем. Основные земледельческие работы выполняют женщины. Мужчины заняты на работах по очистке участков, в рыболовстве, строительстве домов и т. п.Традиционные ремёсла — кузнечное, обработка слоновой кости, плетение, резьба по дереву, гончарство, ткачество.

Поселение разбросанное. Жилище — цилиндрическая хижина со стенами, обмазанными глиной и расписанными красным, чёрным и белым орнаментом, и конической крышей. Семья занимает несколько жилых и хозяйственных построек.

Традиционная одежда — набедренная повязка у мужчин и пучок листьев у женщин — уступает место европейской.

Пища — растительная, термиты, рыба; мясо едят редко.

В основе социальной организации — деревенские и большесемейные общины.

Развит музыкальный фольклор. Среди традиционных верований — культ предков, магия.

2. К Центральной Африке традиционно относят территорию Габона, Заира, Камеруна, Конго, Сан-Томе и Принсипи, Центрально-Африканская Республики, Чада, Экваториальной Гвинея.

Большинство населения стран, входящих в Центральную Африку, принадлежит к большой негроидной расе. В северных районах у отдельных народов в той или иной степени заметна примесь европеоидности.

Этнолингвистическая карта Центральной Африки однороднее, чем Западной Африки. Большинство народов говорят на языках бенуэ-конголезской группы нигеро-кордофанской языковой семьи (известной как банту). На севере распространены языки афразийскои семьи, нило-сахарская семья языков представлена сахарской группой, шари-нильской группой. Все языки региона (за исключением канури) до недавнего времени были бесписьменными. Ныне разработана письменность на основе латинской графики. Большое распространение получил ряд языков межэтнического общения. На севере это хауса, в центре региона - лингала, в восточных областях Заира -кингвана, один из диалектов суахили.

Народы Центральной Африки занимаются как присваивающим хозяйством (пигмеи), так и производящим - земле­делием и частично (на севере региона) скотоводством. В традиционном хозяйстве преобладали экофильные черты: у охотников запрещалось убивать без нужды животных; земледельцы следили за восстановлением плодородия почвы; скотоводы разрабатывали твердые маршруты перекочевок, следили за сохранностью пастбищ и колодцев. С введением монокультур в сельское хозяйство колоний Африки, появлением частной собственносги на землю, демографическим давлением, привед­шими к невозможности перелога, экологическая ситуация ухудшилась. Интенсивно идет опустынивание, падает плодородие почвы, вырубаются леса.

Пигмеи представляют собой особый охотничье-собирательский ХКТ. Когда-то пигмеи занимали обширные пространства Центральной Африки, но были оттеснены. Охота - мужское занятие у пиг­меев, собирательство - женское. Пигмеи ведут полукочевой образ жизни. Основа хозяйственной и общественной жизни - группа из 6-7 малых семей, кочующих совместно. Она может распадаться и возникать вновь в другом составе в зави­симости от обеспеченности территории дичью. Наследование и счет родства идут но мужской линии, поселения вирилокальны. Пигмеи знают лишь коллективную собственность. Обычное право пигмеев экологично: самыми серьезными проступками считаются неоправданное убийство животных без нужды в мясной пище; рубка деревьев; загрязнение проточной воды. Самая суровая кара - изгнание, запрещение охотиться вместе с группой.

С высокорослыми соседями они связаны отношениями серважа.. Попытки наделять пигмеев землей, вовлекать в работу по найму, как правило, не удавались. Ныне осложняет положение пигмеев то обстоятельство, что почти во всех странах территории их обитания попали в национальные парки, где запрещена охота на крупных животных. Наиболее изолированными остаются пигмеи в бесссйне реки Итури (Заир). В Камеруне и Конго идут попытки вовлечения пигмеев в современную жизнь.

Большинство народов Центральной Африки занимается мотыжным земле­делием экваториального пояса. Здесь возделываются и зерновые: просяные куль­туры, кукуруза; но на первое место все же выдвигаются корнеплоды и клубневые: ямс, таро, кассава. Широкое распространение имеют и бобовые (фасоль, арахис), огородные культуры (в том числе огурцы и тыквы), фруктовые деревья и пальмы (кокосовая и масличная), дерево кола, цитрусовые, бананы. В традиционном земледелии существовала разработанная система и целый цикл смены растений на одном поле. Дифференциации сельскохозяйственных орудий (как у хауса в Западной Африке) здесь не знают. Главное орудие для обработки земли и ухода за посевами-мотыга, вид которой варьируется от народа к народу. Легальные виды работ в земледелии лежат на плечах женщин.

Традиционно использовали чередование культур или, чаще, одновременное высаживание нескольких - так повышалось плодородие почвы, поля меньше засорялись сорняками, повышалась устойчивость к вредителям.

Народы Центральной Африки славятся деревянной скульптурой. У народов этого региона не существовало столь разнообразного литья металла, как в Западной Африке, но кузнечное дело было также почетным распространенным ремеслом. Юго-восточные области Заира издавна снабжал: рудами всю Центральную Африку. Ткачи работали на вертикальных станках, сырьем служили листья пальмы.

Основой пищи пигмеев являются продукты охоты и собирательства. Мясо убитого животного сразу же съедается всей охотничьей группой. Его обжаривают над огнем или кусками запекают в золе очага. Так же готовят крупные клубни и кпрни, некоторые сорта бананов, которые нельзя есть сырыми. Более мелкие продукты: термитов, кузнечиков, гусениц - заворачивают в крупные листья, такой пакет скрепляется черенками, затем его укладывают возле тлеющего огня и прожаривают. Вместо соли пользуются золой растений. Единственный напиток -вода.

У земледельцев экваториального пояса главное место в пищевом рационе занимают клубневые и корнеплоды: яме, маниока, кассава. Перед употреблением в пищу маниоку и кассаву вымачивают, так как некоторые виды содержат алка­лоиды. Затем клубни разрезают, рубят в деревянном корыте, растирают дере­вянными пестиками. Полученную тестообразную массу месят, скатывают в жгуты, обертывают банановым листьями, перевязывают и варят на пару. Так, конго готовят «чикнанго» - хлеб из маниоки. Высушивая размельченную массу, получают тапиоку - муку из маниоки.

Пигмеи ограничивались передниками из кожи или травы. Ныне она практически вытеснена одеждой европейского типа. В Заире и Конго народной одеждой считаются легкие брюки и рубаха с открытым воротом и короткими рукавами у мужчин из легкой одноцветной ткани и длинные платья или юбки с блузами из ярких многоцветных тканей у женщин.

В Центральной Африке встречается и квадратное в плане и круглое жилище. Первый тип характерен для ряда народов бассейна реки Конго (конго, куба и др.), второй - более распространен. Строительный материал - глина или камень на севере региона; дерево, циновки для стен, тростник, травы и пальмовые листья. В условиях переложного земледелия и достаточных сво­бодных земель преобладало хуторское поселение. Ныне они становятся более компактными. Наиболее типичная планировка поселений - кругового плана с открытой площадкой посреди деревни. На ней обычно росло старое дерево, строился открытый навес, где работали ремесленники и собирались члены общины.

Большинство народов Центральной Африки сохраняет местные традиционны верования. Вера в духов природы, культ предков фетишизм, вера в магию колдовство, талисманы и обереги еще сильна. У народов, создавших в доколониальную эпоху собственные государства (конго. куба, лунда, луба), сложился культ священного правителя. Однако ни у одного народа Центральной Африки не развился политеизм. Вес верования сохраняли локальный характер и не выходили за пределы расселения одного народа. Почти у всех народов Центральной Африки, исповедующих местные традиционные культы, есть представление о создателе мира - его называют Нзамби..

Ислам распространен по окраинам региона - на севере, крайнем востоке в юго-востоке и играет в жизни народов Центральной Африки незначительную роль. Исключение составляют Чад и Камерун.

Христианство еще на рубеже XV-XVI вв. стало государственной религией в Конго, однако после распада государства Конго в начале XVIII в- лишилось опоры и практически исчезло. В период колониального раздела Африки в регионе в результате работы католических и протестантских миссий вновь появились христиане. Самый больший процент христиан - в Габоне, Заире,Камеруне, Конго, Анголе. ПИГМЕИ (от греческого pygma'ios — размером с кулак), группа народов в Центральной Африке. Общего самоназвания не имеют. В Демократической Республике Конго, Руанде, Бурунди и Уганде их называют тва, в Габоне и Конго — бинга (бабинга), в Камеруне — бибайя, гиелли, пигмеев побережья реки Итури (эфе, канго, ака) называют мбути. Общая численность 350 тыс. человек, в том числе в Демократической Республике Конго 165 тыс. человек, Руанде 65 тыс. человек, Бурунди 50 тыс. человек, Конго 30 тыс. человек, Камеруне 20 тыс. человек, ЦАР 10 тыс. человек, Анголе и Габоне по 5 тыс. человек. Отличаются низким ростом (мужчины 142—145 см), желтоватым оттенком кожи, узкими губами, узким и низким переносьем. Говорят на языках банту.

До расселения банту пигмеи, по-видимому, занимали всю Центральную Африку, затем были вытеснены в область тропических лесов.

Основные традиционные занятия — охота, собирательство и рыболовство. Традиционное оружие — лук со стрелами, иногда небольшое копьё. Широко используются западни и ловушки. На продукты охоты выменивают у соседей-банту зерно, металл и глиняную посуду. Пигмеи (кроме бинга) не знали способов добычи огня, тщательно хранили головни.

В Конго в районах обитания пигмеев создаются школы и земледельческие хозяйства.

Пища — запечённые клубни, плоды, редко — мясо.

Сохраняют многие черты первобытнообщинного строя, кочуют группами из 2—4 семей по определенной территории (мбути).

Многие пигмеи, живущие в непосредственной близости с земледельцами банту, переходят к оседлости, земледелию (особенно в Уганде). Живут в небольших низких хижинах.

Одежда состоит из кожаного пояса с передником, оседлые пигмеи переходят на европейскую одежду. Искусно выделывают лубяную материю-мбугу.

Предметы быта (браслеты, калебасы, музыкальный инструмент микембо) богато орнаментированы. Декоративное искусство пигмеев, возможно, повлияло на знаменитую художественную школу Пото-Пото в Конго. Богат фольклор: песни о героях-охотниках, бытовые, мифы. Характерны танцы, изображающие удачную охоту, передающие повадки животных. Традиционные верования — анимизм, магия.

Пигмеи обычно говорят на языках окружающих их народов — эфе, асуа, бамбути и другие. В диалектах пигмеев есть некоторые фонетические отличия, но за исключением народа бака, пигмеи утратили родные языки

3. Южная Африка включает население государств: Ботсвана, Лесото, Намибия, Свазиленд, Южно-Африканская Республика.

Значительную часть автохтонного


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: