Природные характеристики

Общей характеристикой является преобладание аридных ландшафтов с широким распространением пустынь, полупустынь и сухих степей, наличием огромных бессточных областей Лучшей увлажнённостью отличаются побережья Средиземного, Чёрного, юга Каспийского морей, а также юго-запад Аравийского полуострова и некоторые горные районы.

Регион богат нефтью (главным образом в бассейне Персидского залива и Каспийского моря).

Важную роль в сельском хозяйстве большинства стран Передней Азии играет наличие пастбищных угодий, что определяет развитие здесь скотоводства (во многих районах — кочевого).

Переднеазнатская раса, или, по старой терминологии, арменоидный тип, а по Деникеру – ассироидный (Деникер, 1902), характеризуется слегка волнистыми или прямыми волосами, сильно развитым третичным волосяным покровом, с обильной растительностью на лице, смуглой кожей, темными глазами и волосами, своеобразной формой носа с опущенным кончиком, широкими и высокими крыльями носа, умеренно толстыми губами, узкой прорезью глаз, средней ширины и довольно высоким лицом, брахикранным, очень высоким черепом, нередко с сильно наклонным лбом и плоским затылком. Рост выше среднего. Этот тип имеет большое распространение во всей Передней Азии, в Закавказье, на плоскогорьях Сирии и Ирана. Своеобразная форма носа арменоидного типа обращала на себя внимание, считаясь характерной лишь для армян (Loushan, 1911). Дошедшие до нас изображения на древних рисунках, скульптурах и барельефах древних жителей Месопотамии, Урарту, Греции и др. также говорят о наличии такой же совершенно специфической формы носа у древних народов Передней Азии. В. В. Бунак в своей книге «Grania Armenica» в 1927 г., анализируя иконографический материал и сравнивая его с данными, полученными при изучении древнейших костных остатков и современного краниологического типа, пришел к выводу, что на значительном протяжении древнейшей истории Переднего Востока, начиная с более глубокой древности, доступной изучению, население Передней Азии главным образом слагалось из двух расовых элементов, которые различались между собой приблизительно по тем же признакам, что и современные арменоидная и медитеранная расы и стояли более или менее близко к этим расам. Он писал: «Семитский тип выступает только в ограниченный период времени, и в дальнейшем начинает преобладать арменоидный тип. Этот последний известен с самых ранних времен и имеет широкое распространение во всех областях Двуречья, начиная с его южной части до верховьев Тигра и Евфрата, и далее, до западного конца Анатолийского полуострова, с одной стороны, и до внутренних областей Ирана – с другой. Никаких других расовых элементов в древнейшем населении Передней Азии констатировать нельзя. Образование этого типа завершилось уже до появления в Передней Азии европейских и азиатских племен – фракийцев, эллинов, турок, которые, по-видимому, не оказали существенного влияния на антропологический тип населения, растворившись в устойчиво сформировавшейся АРМе

Отделение животноводов от земледельцев описано еще в Библии (история о Каине и Авеле). Невозможность заниматься земледелием и другими производствами привело к возникновению кочевого-скотоводства. Большинство источников питания, орудий труда, временные жилища кочевые народы получают от скота — мясо, молоко, кожа и др. Наиболее распространен этот тип производства был в Евразии — Передняя Азия (арабы бедуины, туареги), тюркские народы, монголы и др

Пере́дняя А́зия (За́падная А́зия, Юго-Западная Азия) — географический регион в Азии, включающий в себя, с географической точки зрения, Закавказье, Копетдаг, Малоазиатское, Армянское и Иранское нагорья, Месопотамию, Аравийский полуостров и Левант, а с политической точки зрения три региона — Ближний Восток (без Африканской части), Средний Восток и Закавказье (Южный Кавказ).

Курды

Курды, курд, или курмандж (самоназвание), народ в Юго-Западной Азии, автохтонное население Курдистана — область в Западной Азии — на территории Ирана (5,5 млн.), Турции (6,5 млн.), Ирака (4 млн.), Сирии (720 тыс.). Всего, по ориентировочным данным, общая численность более 18 млн. человек (по некоторым данным — свыше 20 млн. человек). В бывшем СССР их численность 152,7 тыс., в том числе в Армении — 56,1 тыс. человек, в Грузии — 33,3 тыс., Казахстане — 25,4 тыс., Азербайджане — 12,2 тыс., Киргизии — 14,3 тыс., Узбекистане — 1,8 тыс. В Российской Федерации 4,7 тыс. человек, преимущественно в Краснодарском крае. Язык курдский иранской группы индоевропейской семьи. Диалекты: северные (курманджи, заза), южные (сорани) и др. Письменность на арабской графической основе, в Турции и Сирии на латинской графической основе, в странах СНГ на русской графической основе.

Большинство курдов — мусульмане-сунниты (есть шииты); имеются также приверженцы синкретических культов (езиды и др.).

До начала XX века курды объединялись в союзы племён, делившиеся на мелкие родо-племенные группы. В XIV—XVIII вв. находились в номинальной зависимости от Ирана и Османской империи. В Турции, Иране, Ираке, Сирии подвергались национальной дискриминации. Попытки властей лишить курдов национально-культурных прав приводили к многочисленным восстаниям в Курдистане. К концу XIX века усилились миграционные процессы: из Турции и Ирана курды переселялись в Закавказье. Курдский народ в 1937 из Армении и Азербайджана, в 1944 из Грузии был депортирован в Казахстан, Среднюю Азию. Особенно подверглись репрессиям семьи духовенства. В дальнейшем, после распада СССР, курды Средней Азии, Казахстана, Закавказья мигрировали в отдельные районы Краснодарского и Ставропольского краёв, Ростовской области, Адыгеи. В XX веке у курдов развиваются процессы консолидации, особенно в Ираке, Иране, где они заняты в основном в нефтяной промышленности.

Преобладают традиционные занятия: полукочевое скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот), земледелие (зерновые, садоводство, табак).

Летнее жилище кочевников — шатёр без конька из нескольких рядов жердей, покрытых шерстяной материей. Зимним жилищем в горных районах Курдистана (раньше также у закавказских курдов) служат землянки или полуземлянки с земляным куполообразным или плоским перекрытием, имеющим светодымовое отверстие в центре. Балки перекрытия опираются на столбы. Жилища земледельцев в предгорных и равнинных районах и городах одно-, двухэтажные, глинобитные или каменные, прямоугольные в плане, с плоской крышей. Хозяйственные помещения примыкают к жилому, нередко имея общий вход. Очаг (тандур) в земляном полу служит для обогрева жилья по-чёрному, приготовления пищи, выпечки хлеба, соблюдения ритуальных обрядов. В домах состоятельной части населения — стенные камины. Вне жилища выпекают хлеб на круглом выпуклом железном листе (садж, сель).

Традиционная одежда мужчин имеет несколько вариантов. Общие элементы — широкие шерстяные шаровары, бязевая рубаха с разрезом на груди и длинными рукавами, к которым пришиты куски материи (факиана), пояс (пэштэн), шерстяной жилет, а в холодное время шерстяная куртка или длинная войлочная накидка, головной убор (колав), сверху обмотанный большим платком, обычно с кистями. Обувь (клаш) надевают на шерстяные вязаные носки. Костюм курдов дополнял кинжал за поясом. Женская одежда — матерчатые шаровары, длинная рубаха, платье-рубаха с факиана, жилет, пэштэн. У курдов Турции, Северо-Западного Ирана, Сирии и Закавказья известны юбки и передники, праздничный головной убор (кофи).

Преобладает мясо-молочная пища. В земледельческих районах распространены блюда из пшеницы, риса, острые приправы из овощей, в Ираке, Сирии — из бамии, в горах — из съедобных растений.

Фольклор — песни, танцы, в том числе хороводные с предводителем хоровода и др. Развиты ковроделие, производство шерстяных изделий, металлической посуды, чеканка по металлу, резьба по дереву.

Южная Азия

ндостан, Индо-Китай,— а также юго-восточные провинции Китая относятся к зоне тропических муссонов. В летнее время эти районы Азии захватываются экваториальным муссоном, приносящим влажные млссы экваториального воздуха, и зимнее время — континентальным тропическим иоздухом, приносимым ветрами северо-восточного направления. В Индостане континентальный тропический воздух формируется на месте из воздушных масс, приносимых антипассатами. Воздух этот характеризуется высокой температурой. Континентальный воздух умеренных широт в Индостан и в западные районы Индо-Китая не проникает, так как такому проникновению препятствуют высокие горные хребты, расположенные в северной части Индостана. Однако зимой он может проникать в восточную часть Индо-Китая и в Южный Китай, которые с севера открыты для его прохождения. Поэтому зима в Южном Китае и в соседних с ним районах Индо-Китая более холодная, чем в Индостане. Температура воздуха зимой в Южном Китае и в восточных районах Индо-Китая быстро убывает по мере продвижения на север.

Муссониая циркуляция на юге Азии создает особый климат, характеризующийся сухой и теплой зимой, засушливой и жаркой весной, дождливым летом и теплой сухой осенью. Самые высокие температуры в области тропических муссонов наблюдаются не летом, а в конце весны. Так, в центральной части Индии май — самый теплый месяц в году. Средняя температура в мае около 34,5°

Экваториальный муссон достигает наибольшего развития в июне—августе. На эти месяцы приходятся к наибольшие количества осадков. Годовые количества осадков колеблются в широких пределах к зависимости от рельефа и экспозиции. Так, на западных склонах Западных Гат годовые суммы осадков местами доходят до 5000—6000 мм, к востоку от них — до 1000 мм. Особенно много осадков выпадает в Ассаме и на южных склонах Восточных Гималаев. В Черрапунджи, по данным за 80 лет, в год выпадает в среднем около 11 000 мм осадков.

Аравийский полуостров и южные части Ирака и Ирана находятся в области, где преобладающей воздушной массой в течение круглого года является континентальный тропический воздух. Воздух этот очень сух и только на побережьях Персидского залива, Красного и Аравийского морей он значительно увлажнен в нижнем слое. Циклоны в данной зоне наблюдаются очень редко. Осадков выпадает мало —60—225 мм в год. Средние температуры июля высоки — до 30°, а в южной части Ирака они доходят до 35°. Средние температуры января колеблются от 15 -20° в южной части зоны, до 10—15° — в северной. Юго-Восточная и Южная Азия

В антропологическом и этническом отношении население неоднородно. Древнейшие обитатели этого региона относились к австрало-негроидной расе. С эпохи мезолита началось смеше­ние с проникавшими сюда европеоидами, а затем и монголоида­ми. В результате этих процессов у современного населения при­сутствуют особенности всех трех больших рас, между которыми существуют промежуточные метисные варианты — расы второго порядка: индо-средиземноморская — одна из ветвей европеоид­ной расы; веддоидная — вариант австралоидной; дравидийская, или южноиндийская — результат метисации между ними.

Представители Индо-средиземноморской расы Характеризуются темной окраской волос и глаз, смуглой кожей, волнистыми во­лосами, узким лицом и мезокефалией. В основном высокорос­лы, рост мужчин до 172 мм. Эти расовые особенности присущи народам Индии и Шри-Ланки: тамилам, раджастханцам, сик­хам, дардам, кашмирцам, бенгальцам Бангладеш и некоторым другим.

Представители Ввддоидной расы Отличаются от типичных ав-стралоидов лишь более слабым развитием волосяного покрова, менее широким носом, меньшим прогнатизмом, меньшими раз­мерами головы и лица, более низким ростом. Цвет кожи у вед-доидов темно-коричневый, волосы волнистые, нос плоский, умеренно широкий. Средний рост мужчин 153-156 см. Эти чер­ты прослеживаются у народов Западной и Центральной Ин­дии — маратхов, гуджаратцев, бхиллов, у веддов Шри-Ланки.

Дравидийская раса Распространена в Южной Индии. Зани­мает промежуточное положение между индо-средиземномор­ской и веддоидной расами. Представители ее обладают средним ростом, прямыми или волнистыми темными волосами. Цвет кожи варьирует от светло-коричневого до темно-шоколадного. К дравидийской расе относятся белуджи и телугу Индии, брагуи Пакистана.

Среди населения северо-восточной части горных районов Гималаев проживают малые группы говорящих на языках тибетско-бирманской ветви — носителей монголоидных расо­вых черт, возникших в результате метисации. В разной степени монголоидность обнаруживается и у некоторых народов восточ­ных районов Южной Азии, например у бенгальцев Бангладеш.

В процессах расообразования в регионе Южной Азии важ­ную роль играли социальные факторы. В частности, касты, су­ществующие в Индии с глубокой древности и разделенные жест­кими социальными барьерами, препятствовали смешению и способствовали формированию большого количества антро­пологических типов. До современности сохранилось деление на пять основных каст: брахманов, кшатриев (воины), вайшьев (скотоводы, земледельцы, торговцы), шудр (слуги, ремесленни­ки) и неприкасаемых. Хотя кастовая дискриминация запрещена законом, касты оказывают влияние на жизнь современного об­щества.

До 1970-х гг. кастовую принадлежность связывали с расовым типом. Считалось, что среди брахманов преобладает индо-среди­земноморская раса, а южноиндийскую и веддоидную составляют низшие касты. Антропологические исследования, осуществ­ленные в 70-х гг. XX в. советскими учеными в Индии, подтвердили различия между представителями отдельных каст в физическом типе. Однако 100%-процентной эндогамности, или абсолютной изоляции, внутри каст не существовало.

В центре Южной Азии господствует индуизм, в периферийных же районах население исповедует другие религии: на западе и востоке (в Пакистане, Бангладеш и Мальдивской Республике) - ислам, на юге и севере (в Шри Ланке, Бутане, частично в Непале) -буддизм (в Шри Ланке - в форме тхеравады, в остальных странах - в форме махаяны). На территории Южной Азии преобладают языки индоиранской ветви индоевропейской языковой семьи.

САВАРА, савары, сабара, сора, сахара, сахра, сар, саур, саора, соери, суир, шабара и др., народ группы мунда в Индии (в основном в штате Орисса, также в штатах Андхра-Прадеш, Мадхья-Прадеш, Бихар, Западная Бенгалия, Ассам и др.). Численность свыше 500 тыс. человек. Говорят на языке савара, или сора. Придерживаются традиционных верований.

В древности и средние века савара играли главенствующую роль среди племён центральной Индии, но были оттеснены другими племенами мунда и гондами в горные районы.

Основное занятие — ручное подсечно-огневое земледелие (суходольный рис, кукуруза, просо, бобовые), начинают использовать плуг.

Во второй половине XX века у савара усилилось имущественное и социальное расслоение, расширились контакты с жителями равнин, развилось отходничество в города, на чайные плантации Ассама, угольные копи и рудники Бихара и Мадхья-Прадеша.

Сохранили деление на роды (биринда). Брак патрилокальный, существует полигиния, замужняя женщина продолжает сохранять связи со своим родом. По материальной культуре близки народу мунда.

Распространены шаманизм, анимизм. Язык савара (сора) принадлежит к ветви мунда австроазиатской языковой семьи.

[править] Традиционный уклад жизни

[править] Одежда

Мужчины савара носят дхоти, подпоясанные длинным поясом, концы которого свешиваются сзади. Женщины носят сари.

[править] Социальная организация

Эндогамия племени сочетается с экзогамией входящих в него родов. Род савара носит название Биринда, и обычно являет собой объединение потомков общего предка-мужчины (4-5 поколений). Практикуется многоженство и выкуп за невесту.

Светский глава племени носит название гоманго (Gomango), религиозный — байя (Buyya). Функции судей выполняют мондал (Mondal), райто (Raito) и барик (Barik). Все эти должности являются наследственными.

Савара холмистых областей обычно делятся на субплеменные структуры на основании рода занятий: Джати Савара — земледельцы, Арси — ткачи, Мули — кузнецы, Киндал плетут корзины, а Кумби — гончары.[1]

[править] Религиозные верования

Часть савара исповедуют христианство, часть — индуизм, но традиционные верования продолжают играть большую роль в жизни народа. До сих пор часть племени поклоняется духам предков, божествам природы. Практикуются жертвоприношения животных, множество языческих праздников сохранились и празднуются.

[править] Хозяйство

Основа хозяйства савара — переложное и террасное земледелие. Выращиваются зерновые и бобовые культуры.

[править] Ремесла

Савара искусны в ткачестве, обработке железа, плетении корзин и гончарном деле. Они также знамениты своими картинами — эдитал (idital)[

ЮГО ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ

Юго-Восточная Азия расположена на территории полуострова Индокитай и многочисленных островах Малайского архипелага. Страны региона граничат с Южной и Восточной Азией, Австралией и Океанией. В состав региона входят 10 стран: Вьетнам, Таиланд, Малайзия, Лаос, Камбоджа, Индонезия, Филиппины, Бруней, Сингапур и Восточный Тимор.

Юго-Восточная Азия соединяет Евразию с Австралией, разграничивая вместе с тем бассейны Тихого и Индийского океанов. Территорию региона омывают моря, наибольшими из которых являются Юго-китайское и Филиппинское моря Тихого океана, Андаманское море Индийского океана Агроклиматические и грунтовые ресурсы. Теплый и влажный климат является основной предпосылкой относительно высокой эффективности земледелия, на протяжении года здесь собирают 2-3 урожая. На достаточно плодородных красных и желтых фералитных грунтах выращивают много сельскохозяйственных культур жаркого пояса (рис, кокосовая пальма, каучуковое дерево - гевея, бананы, ананасы, чай, пряности). На островах используют не только прибрежные территории, но и сглаженные вулканической деятельностью склоны гор (террасированное земледелие).

Водные ресурсы активно используют для орошения земель во всех странах. Дефицит влаги в сухой период года нуждается в немалых расходах на строительство ирригационных сооружений. Водные горные артерии п-ва Индокитай (Иравады, Менам, Меконг) и многочисленные горные речи островов способны обеспечить нужды в электроэнергии.
Исключительно богаты лесные ресурсы. Регион расположен в Южном лесном поясе, леса покрывают 42 % его территории. Многочисленные лесные массивы имеют Бруней (87 %), Камбоджа (69 %), Индонезия (60 %), Лаос (57 %), а в Сингапуре общая площадь лесов - всего 7 % (наиболее низкий показатель в регионе). Леса региона особенно богаты на дерево, которое имеет очень ценные свойства (прочность, огнестойкость, водоотталкивающую способность, привлекательный цвет): ток, сандаловое дерево, деревья семейства бобовых, местные виды сосен, дерево сундри (мангровое), пальмы.

Рыбные ресурсы прибрежной зоны морей и внутренних вод имеют немалое значение в каждой стране: рыбу и другую морскую продукцию широко используют в питании населения. На некоторых островах Малайского архипелага добывают жемчужины и перламутровые раковины.

Богатый природно-ресурсный потенциал и благоприятные климатические условия региона дают возможность заниматься земледелием в продолжение всего года, а разнообразные запасы минеральных ресурсов оказывают содействие развитию горнодобывающей промышленности и нефтепереработки. Благодаря существованию ценных пород деревьев традиционной областью является лесная. Тем не менее, из-за интенсивного вырубания лесов площадь их каждый год уменьшается, что ухудшает экобаланс. Это предопределяет необходимость природоохранных мероприятий, которые осуществляются в Индонезии, Малайзии, на Филиппинах и в других странах, для сохранности уникальных флоры и фауны региона.

1. Население

Расовый состав. Подавляющее большинство населения принадлежит к переходным типам между монголоидной и австралоидной расами.

В отдельных районах сохранились не смешанные с монголоидами «чистые» австралоидные группы: ведоиди (Малаккский п-ов), близкие к папуасам жители Восточной Индонезии, негритоский тип (на юге п-ва Малакка и на Филиппинах).

Этнический состав. Только в наибольшей стране региона - Индонезии живет свыше 150 народностей. На небольшой сравнительно с Индонезией территории Филиппин насчитывается до сотни своеобразных малайско-полинезийских этнических групп. В Таиланде, Вьетнаме, Камбодже, Лаосе свыше 2/3 жителей представленные сиамцами (или тай), вьетами, кхмерами, лао и бирманцами. В Малайзии до половины населения - близкие по языку малайские народы. Наиболее смешанное и разноязычное население Сингапура - это выходцы из соседних азиатских стран (китайцы - 76 %, малайцы - 15 %, индийцы - 6 %). Во всех государствах наиболее многочисленным национальным меньшинством являются китайцы, а в Сингапуре они представляют даже большинство населения.

В регионе представлены такие языковые семьи: китайско-тибетская (китайцы в Малайзии и Сингапуре, бирманцы, карены в Таиланде); тайская (сиамцы, лао); австро-азиатская (вьетнамцы, кхмеры в Камбодже); австронезийская (индонезийцы, филиппинцы, малайцы); папуасские народности (в восточной части Малайского архипелага и на западе о. Новая Гвинея).

Религиозный состав. Этнический состав и историческая судьба народов региона обусловили его религиозную мозаичность. Наиболее распространенными являются такие конфессии: буддизм — во Вьетнаме (махаяна — наиболее лояльная форма буддизма, сосуществует с местными культами), в других буддийских странах — хинаяна); ислам исповедуют почти 80 % населения Индонезии, Малайзии, частично на Филиппинах; христианство (католицизм) является основной религией Филиппин (следствие испанской колонизации), частично в Индонезии; индуизм особенно выражен на о. Балле в Индонезии.

Аборигены стран Юго-Восточной Азии широко исповедуют местные культы.

ри развитии хозяйственно-культурных типов ручных (мотыж­ных) земледельцев свайное жилище получило дальнейшее развитие, превратившись в жилище, хорошо отвечающее хозяйственно-бытовым требованиям, защищающее людей от холода, солнца, дождей и ветров, а также дающее убежище от диких зверей и нападения врагов.

ТАЙЦЫ
Тайцы - коренное население Таиланда. Вероисповедание - буддизм. Язык - тайский. Иначе их называют сиамцы или кхонтаи. Численность - 90 млн чел., в Таиланде проживает 64,2 млн. Родственные им народы лао, чжуаны, буи, шань, тай и др. называют общим термином таи. Их язык входит в более крупную семью тай-кадайских народов. Этимология слова 'тай(тхай)' - 'свободный', то есть то же, что в Европе означало слово 'франк'.
Происхождение и ранняя история
Человек на территории Таиланда обитает с палеолита. В начале 1тсл. здесь обитали мон-кхмерские народы. В 7 в. здесь было государство Дваравати (позже - Лопбури). В 7-8 в. - государство Харипунджая со столицей Лампун. Тайцы первоначально жили на Юньнаньском нагорье в Китае, откуда в 13 в. последних тайцев вытеснили монголы. Затем они постепенно заселили долины Менама, Меконга, Салуина и вытеснили мон-кхмеров. В 12-13 вв. они создали государство Сукхотаи. Была основана столица - Аютия (Аютхайя), царство стало называться Аютия или Сиам. Первый король Сукотаи - Рамакхамхаенг Великий (1275-1318), первый король Аютии - Раматиббоди I(1350-1369).
На протяжении всей истории Сиам (или Таиланд) был королевством. В 16-19вв. Таиланд не однократно переживал попытки колонизации со стороны ряда держав Европы: португальцев, голландцев, англичан и французов. Вместе с тем, Королевству Таиланд неизменно удавалось остаивать свою независимость и остаться единственным государством Юго-Восточной Азии не ставшим колонией. Немалая роль в этом принадлежит Российской империи, в которой в конце 19в. Сиам видел возможного союзника, рассчитывая напомощь в отстаивании независимости и сохранении политического суверенитета.
Тайцы позаимствовали у кхмеров некоторые достижения культуры, например, письменность. Буддизм проник сюда в 13 в.
Быт и хозяйственная деятельность
Традиционные занятия - сельское хозяйство, основная культура - рис. Дополнительно выращивают злаковые, тутовник, овощи, чай. Развито ого огородничество и садоводство, выращивают бананы, цитрусовые, рамбутаны, манго, яблоки, персики и др. Разводят скот - буйволов и лошадей (как рабочую силу), коз, коров, свиней, кур, уток.
Рыболовство у тайцев развито речное и морское, но по технике одно от другого мало отличается. Есть чисто рыболовецкие селения. Основные промысловые рыбы(и прочие морепродукты): форель, камбала, минога, карп, окунь, сом, налим, креветки, трепанг, морская капуста. В рыболовстве используется тяжелый бот (руа пет), бамбуковые ловушки.

Среди ремесел очень почетна резьба по дереву(применяется в строительстве). Это сложная профессия, обычно она передается по наследству. В ювелирном деле развита только обработка камней. Золотые и серебряные изделия изготовляют обычно бирманцы. Основные женские ремесла - ткачество и гончарство. Почти в каждом доме есть ткацкий станок.
Основная утварь в доме - из тыквы, кокосов, бамбука, но для варки пищи используется керамика. Бытует фарфор, но изготовляется он чаще местными китайцами.
Из транспорта очень популярны лодки - сампан, лорчи(транспортный бот большой грузоподъемности, парусный). Столица Таиланда, Бангкок (по-тайски Крунг-Тхеп, или 'город ангелов') изрезан каналами(клонгами), иногда целые семьи живут прямо на воде, в лодках. Поэтому Бангкок называют 'Венецией востока'. В старом Сиаме водные пути были главными. В 15 - 16 Сиам славился судостроением. Речной транспорт и сейчас важен, но к нему добавились автотранспорт и авиация.
Традиционное жилище - свайный дом (характерен вообще для многих стран востока, спасает от наводнений), прямоугольный, каркасный, имеет 2-3 комнаты, обычно 1 этаж, веранду. пол бамбуковый, конёк прогнутый. На севере строят не свайные дома, а на фундаменте. Развито культовое зодчество. Основным типом храма является пагода в виде ступы(по-тайски - прачхеди).
Пища - основная - рис, рыба и овощи. Мясо едят редко(по праздникам, утки, куры, свинина). Молоко не пьют. Рис варят, овощи употребляют сырые, варят или жарят на растительном масле, обычно это томаты, тыква, огурцы, редис, бобы, горох, лук и т. д. Важны фрукты. Употребляют острые соусы, из рыбы с перцем. Едят обычно всей семьей, на веранде или на кухне. Сидят на циновках вокруг плоского подноса или низкого столика.
Одежда - панунг - несшитые штаны (намотанные, обычно у мужчин, но носят их и женщины), рубашки. У женщин также - несшитые юбки и кофты. Женщины используют широкий шарф(пахом). Головной убор - шляпа из пальмовых листьев. Обувь - сандалии, но часто ходят и босиком.
Культура
До 1932 г. в Сиаме была абсолютная монархия. Короля почитали, как бога. Простые смертные не имели права приближаться к королю, иначе, как на коленях. Король обладал высшей законодательной властью, судебной, был главнокомандующим всех вооруженных сил, верховным покровителем господствующей религии, буддизма. В 1932 г. произошёл переворот, была принята конституция, в 1939 г. Сиам переименовали в Таиланд, но король по-прежнему обладает довольно большой властью.
В тайском языке существует несколько разновидностей. Так, одним стилем говорит простой народ, совершенно по другому говорят при королевском дворе. Там существует свой язык.
Большое влияние на жизнь тайцев оказывает буддизм. В Бангкоке около 400 храмов. Наиболее крупный - Бенчам-обопит, сооруженный из белого мрамора(в переводе - Мраморный храм). Как и в соседних странах, здесь большое число буддийских монахов, которые не имеют права работать, а могут жить только подаянием.
В Таиланде несколько видов театра: кхам-пхак, или нангтхалон(кукольный), кхон(актёров в масках), нан(экранизированный), Йик(сатирический). На С.-В. Таиланда был издавна распространен жанр мор лам(народная драма). На юге древнейшим является жанр лакхон нора или Манора(малайского происхождения). Это - танец или танец-драма, где действуют три персонажа: принц(Будда), принцесса и клоун. Принцесса Манора - мифический персонаж, полу-птица, полу-женщина. Позднее возник жанр лакхон нок, отличающийся грубоватым юмором. Придворный вариант драмы - лакхон най, где играют мужчины, также танцевальный. Основными сюжетами были сюжеты из 'Рамаяны'. На юге развивался народный театр Ликай, с элементами оперы. В нём заметно влияние ислама.
Тайский национальный оркестр называется пситпат. В него входят ксилофоны, цимбалы, гонги, барабаны.
В литературе у кхонтаи первой была заимствованная из Индии и Цейлона культовая литература типа 'Жизнеописаний Будды'. Затем появились свои летописи. Местные традиционные космогонические мифы - нитти. Местный жанр любовной поэзии и песни - клон пет тон(строфа - две октавы). Частым персонажем является Кина Ре - полу-женщина, полу-птица. В литературе заметно влияние Индонезии и Китая.
Широко известен вид местного единоборства, тайского бокса (или муай-тай, в переводе 'свободный бокс'). Имея сходство с каратэ, он имеет также и отличия, для него очень характерны удары ногами, и широкое применение ударов коленями и локтями.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ

Центра́льная Аз́ия (каз. Орталық Азия, туркм. Merkezi Aziýa, узб. Markaziy Osiyo, кирг. Орто Азия, тадж. Осиёи Марказӣ, перс. آسیای مرکزی‎, урду وسط ایشیا, кит. 中亚) — обширный, не имеющий выхода к океану регион Азии, включающий (не по географическому признаку) Узбекистан, Республика Тува, Туркменистан, Таджикистан, Кыргызстан, а также Казахстан. (Географически Казахстан располагается помимо Центральноазиатского региона (преимущественно южные области Казахстана) в восточноевропейской зоне (Атырауская, Западно-Казахстанская области, часть Актюбинской и Мангистауской областей), на Урале (частично Актюбинская и Костанайская области), Сибири (северные области Казахстана)

По определению ЮНЕСКО, регион включает Монголию, Западный Китай, Пенджаб, северную Индию и северный Пакистан, северо-восточный Иран, Афганистан, районы азиатской России южнее таёжной зоны и пять бывших советских республик Средней Азии.

Существует и другой метод определения границ Центральной Азии — исходя из этнического состава населения (за основу берутся районы, населённые восточно-тюркскими народами, монголами и тибетцами). Сюда входят Синьцзян, тюркоязычные регионы юга Сибири, пять бывших советских среднеазиатских республик (хотя Таджикистан населён ираноязычными народами) и север Афганистана.

Впервые выделил Центральную Азию в качестве отдельного региона мира географ Александр Гумбольдт (1843).

Центральная Азия исторически всегда ассоциировалась с населяющими её просторы кочевыми народами и Великим шёлковым путём. Центральная Азия всегда выступала как место, где сходились люди, товары и идеи с разных концов Евразийского континента — Европы, Ближнего Востока, Южной и Восточной Азии.

Средняя Азия

Антропологический состав населения Средней Азии сме­шанный, ибо на протяжении веков на обширных просторах это­го региона взаимодействовали европеоидные и монголоидные расы. Климатогеографические условия в локальных экологиче­ских нишах способствовали расовой дифференциации.

В данном регионе выделяются три различные по расовому составу области.

Распространена южносибирская (промежуточная между ев­ропеоидами и монголоидами) раса второго порядка, охватывает территорию Казахстана и Киргизии.

Центральная область, расположенная между Амударьей и Сырдарьей, является ареалом расселения памиро-ферганского типа европеоидной расы, который наиболее выражен у узбеков и таджиков.

Третью, южную область занимает Туркмения, здесь распро­странена индо-средиземноморская европеоидная раса.

Южносибирская раса Характеризуется более густым по сравне­нию с монголоидами ростом бороды, выступающим носом с высоким переносьем, ослабленным развитием эпикантуса, прямыми, умеренно жесткими волосами, темной пигментацией глаз и волос, уплощенным широким лицом, брахикефалией (го­ловной указатель колеблется от 84 до 86 у мужчин и от 85 до 87 У женщин).

Казахи и уйгуры обладают более смягченными признаками южносибирской расы. На всей протяженности расселения ка­захи довольно гомогенны по описательным и измерительным расовым признакам. Для мужчин и женщин казахских популя­ций характерны прямые, тугие, темные волосы. По росту бороды и волосяного покрова на теле выделяются мужчины западных и южных районов Казахстана. У первых отмечен более слабый рост бороды и волосяного покрова на теле, у южных казахов — наоборот. В то же время в южных районах Казахстана отмечена максимальная частота узкого разреза глаз. В среднем эпикантус у казахов встречается до 21,7 % у женщин и 34,6 % у мужчин. Длина тела казахов варьирует в пределах 163,5-168,5 см у муж­чин и 150,5—155,7 см у женщин, скуловой диаметр — от 146—151 мм у мужчин и 137-142 мм у женщин.

Киргизы и дунгане по своим антропологическим особенно­стям также относятся к южносибирской расе. Но они отличают­ся более выраженными монголоидными особенностями: более широколицы, чаще встречается косой разрез глаз и эпикантус. Лишь у киргизов Ферганской долины монголоидные особенно­сти несколько смягчены по сравнению с киргизами Тянь-Шаня.

<H2>Памиро-ферганскому типу индо-средиземноморской расы СвойственнаH2>

Памиро-ферганскому типу индо-средиземноморской расы Свойственна темная пигментация, широковолнистые волосы, сильное развитие третичного волосяного покрова, средневысокое лицо, выступающий узкий, прямой нос, прямой лоб со слабо развитым надбровьем. Для таджиков характерно широкое лицо и брахикефалия (головной указатель 84-86). Эти черты особен­но выражены у горных популяций центральных районов Сред­ней Азии. У равнинных жителей отмечается незначительная монголоидная примесь.

У узбеков по сравнению с таджиками более выражены мон­голоидные черты. У узбеков Хорезма низкое переносье, ослаб­ленный рост бороды, 35 % имеют эпикантус. Особенно сильны монголоидные черты у каракалпаков.

В южном ареале (индо-средиземноморской европеоидной расе) Среди туркмен преобладает Европеоидный тип С хорошо профи­лированным узким и невысоким лицом, развитым волосяным покровом. По сравнению с памиро-ферганским типом — более долихокефальный (головной указатель 75-77). Монголоидная примесь выражена в целом незначительно, хотя и подвержена групповым вариациям. Так, туркмены-чаудыры Хорезма более монголоидны (у них 24 % эпикантуса, ниже переносье, слабее рост бороды, выше и шире лицо), чем туркмены-йомуды. Эпи­кантус чаще встречается у йомудов, текинцев и чаудыров, более редко у гокленов, салыров и др.

Территория Средней Азии была заселена человеком в эпоху палеолита в ашелльский период. Об этом свидетельствуют сто­янки, открытые в последнее 15—20 лет в Джамбульской и Юж­но-Казахстанской областях Казахстана, в долине р. Вахш, в юж­ном и западном Таджикистане и др., на которых найдены орудия архантропа.

Фрагментарность ископаемых останков по всем периодам не позволяет проследить трансформацию древних типов в совре­менные и соотношение различных расовых компонентов в пред­шествующие эпохи.

Более представительны коллекции переходного периода от позднего палеолита к мезолиту. Судя по находкам в Мачайской пещере и в Самаркандском поселении в Узбекистане, население этого периода можно отнести к европеоидной расе. Отмечено сходство между этими находками и ископаемыми людьми верх­непалеолитической стоянки Дольни-Вестонице III в Чехослова­кии, а также пещеры Хоту в Иране и Васильевских могильников эпохи мезолита на юге Восточной Европы. Суждения эти услов­ны, так как из-за плохой сохранности материала сравнивалось лишь строение нижних челюстей, на которых расовые особен­ности выражены неотчетливо.

В Средней Азии постоянно взаимодействовали две палеоли­тические провинции — западная (каспийская, или средиземно­морская) и восточная (сибирско-монгольская, охватывающая территории от северного и восточного Казахстана до Памира). На территории южного Казахстана, Узбекистана и Таджикиста­на контакты этих культур отражаются в антропологическом об­лике населения.

В эпоху неолита в Средней Азии также обитало европеоидное население. На территории Таджикистана люди кроманьонского облика в отдельных случаях имели налет экваториальных черт (находки в Туткаула близ Душанбе). В этот период отчетливо прослеживаются различия между населением северо-восточного Казахстана, где был распространен европеоидный тип, схожий с типом афанасьевской культуры на юге Сибири, и жителями южных районов Средней Азии, где преобладал протоморфный вариант индо-средиземноморской расы. Последующие периоды изучены еще более детально, так как палеоантропологических находок больше.

УЗБЕКИ, узбек (самоназвание), сарты (устаревшее русское название), народ в Узбекистане (численность 14 145 тыс. человек). Живут также в Таджикистане (1198 тыс. человек), Казахстане (332 тыс. человек), Киргизии (550 тыс. человек), Туркмении (317 тыс. человек), России (127 тыс. человек). В Афганистане 1,78 млн., в Китае 15 тыс. человек. Говорят на узбекском языке тюркской группы алтайской семьи. Наречия: карлукское (или карлукско-чигилеуйгурское), кыпчакское, огузское и многочисленные переходные говоры и диалекты. Распространены также русский и таджикский языки. Письменность на основе русской графики. Верующие узбеки — мусульмане-сунниты.

Этногенез узбеков протекал в Среднеазиатском междуречье и сопредельных районах. В формировании узбеков принимали участие древние народы Средней Азии, говорившие на восточноиранских языках — согдийцы, бактрийцы, хорезмийцы, ферганцы, сако-массагетские племена. Тюркоязычные племена стали проникать в Среднеазиатское междуречье около рубежа нашей эры, в связи с продвижениями кочевых племён Северо-Восточной и Центральной Азии. Со времени вхождения Средней Азии в состав Тюркского каганата (VI век) численность тюркоязычного населения стала возрастать. В последующие века основным этнокультурным процессом было сближение и частичное слияние ираноязычного и тюркоязычного населения. Процесс формирования этноса, впоследствии ставшего именоваться узбеки, особенно активизировался в XI—XII вв., когда Средняя Азия была завоёвана объединением тюркских племён, возглавляемых династией Караханидов. Новая волна тюркских, а также монгольских племён влилась в состав населения Средней Азии после монгольского завоевания XIII века. Завершение формирования этноса связано со временем правления Тимура и первых Тимуридов (вторая половина XIV—XV вв.). Этноним узбеки утвердился значительно позднее, после ассимиляции в её среде дештикыпчакских узбеков (название кочевников Золотой Орды со времён хана Узбека, XIV век), пришедших в конце XV—XVI вв. во главе с Шейбани-ханом из степей Казахстана.

К началу XX века в составе узбеков выделялись три большие субэтнические группы: сарты — древнее оседлое население оазисов; тюрки — сохранявшие полукочевой быт потомки домонгольских тюркских племён Среднеазиатского междуречья, смешавшиеся со средневековыми огузами и тюрко-монгольскими племенами, пришедшими в составе войск Чингисхана; узбеки — потомки дештикыпчакских племён, переход которых к оседлости завершился лишь к началу XX века. Первая группа численно преобладала, населяя большинство городов и крупных селений. Вторая группа по численности значительно уступала двум другим. После присоединения среднеазиатских ханств к России в XIX веке процесс национальной консолидации узбеков значительно усилился. В 1924 образовалась Узбекская ССР, с 1991 — Республика Узбекистан.

Традиционными занятиями узбеков в оазисах были многоотраслевое ирригационное земледелие, ремёсла и торговля. В земледелии достигшая высокого уровня агротехника сочеталась с примитивными орудиями (омач, кетмень и др.) и архаической ирригацией. Возделывали главным образом зерновые (пшеница, ячмень, рис, сорго, кукуруза, просо), зернобобовые (маш, лобия, горох, чечевица), овощные (морковь, редька, репа, свёкла, редис, лук, перец красный, кориандр и др.), бахчевые (дыня, арбуз, тыква пищевая и посудная), масличные (кунжут, лён, сафлор), садовые (абрикос, персик, инжир, айва, груша, яблоня, гранат, виноград, тут, грецкий орех и др.), кормовые (люцерна), технические (хлопчатник). Абрикос, виноград, тут, дыня наряду с зерновыми и зернобобовыми имели большое значение в питании населения. Их употребляли как в свежем, так и в сушёном и вяленом виде. Эти продукты находили широкий сбыт на местных рынках, особенно у полукочевого населения. Курага и изюм экспортировались в Россию и Сибирь. Товарной культурой в ещё большей степени был хлопчатник. Товарной отраслью было и шелководство, которым занимались в основном женщины. Земледельческие работы выполняли преимущественно мужчины. Женщины участвовали в сборе хлопка, сборе и переработке фруктов, винограда и тутовых ягод, а также дынь. В предгорьях и степях на землях нерегулярного орошения и неполивных возделывали пшеницу, ячмень, просо, кунжут, лён, бахчевые, а также люцерну. Богарная пшеница, славившаяся своими вкусовыми качествами, находила широкий сбыт в городах.

Скотоводство в оазисах из-за недостатка корма имело лишь потребительское значение; здесь держали (главным образом на стойловом содержании) рабочий и транспортный скот (волов, лошадей, ослов), минимум молочного (одну-две коровы на большую семью) и мясного (откармливали несколько голов курдючных баранов). В Бухарском и Каршинском оазисах богатые люди, нанимая чабанов, разводили на отгонных пастбищах в степи каракульских овец, шкурки новорождённых ягнят которых шли на вывоз. Скотопромышленники, как и крупные торговцы, были в основном из среды оседлого населения — узбеков и таджиков. В предгорной и особенно в степной зонах у полукочевых узбеков скотоводство было одним из основных занятий. Овцеводство и отчасти коневодство имели товарное направление. Коз, крупный рогатый скот, местами и верблюдов разводили главным образом для собственных нужд. Верблюды использовались и для купеческих караванов. Выпас скота был мужским делом, а женским — ведение молочного хозяйства (заготовка масла и сыра), обработка шерсти и шкур и изготовление различных изделий из них (кошмы, ковры, паласы, торбы, перемётные сумы, скатерти, попоны и др.).

В городах и крупных торгово-ремесленных селениях были представлены разнообразные виды ремесла (кузнечное, ткацкое, гончарное, ювелирное, кожевенное, мыловаренное, кондитерское, хлебопекарное и др.), а в небольших селениях лишь отдельные виды. В семьях ремесленников женщины помогали мужьям, выполняя отдельные операции, подготовляя полуфабрикаты. Были распространены и женские промыслы (прядение, шитьё одежды, вышивание, ковроткачество и др.).

С 1960-х гг. результаты реорганизации сельского хозяйства были противоречивыми. Механизация и химизация земледелия, введение новых сортов и новой агротехники, хотя и повысили производительность труда и урожайность, но привели к утрате многих достижений веками разработанной народом агротехники и селекции. Монокультура хлопчатника в земледелии орошаемой зоны отрицательно сказалась на других культурах и на содержании скота, что привело к резкому ухудшению питания населения.

Строительство крупных водохранилищ в Голодной степи, Центральной Фергане, Каршинской и Шерабадской степях позволило расширить площади посевов хлопчатника, но вместе с тем имело тяжкие последствия: оно ускорило гибель Арала, уменьшило площадь пастбищ для выпаса овец, вынудило для освоения новых земель переселить горцев в знойные степи. Адаптация их к новым условиям протекала тяжело. Переселение горцев повлекло за собой и утрату их традиционной культуры, их хозяйственных навыков. Подобно тому как монокультура хлопчатника отрицательно сказалась на других отраслях земледелия, так примат каракулеводства (ради экспорта смушек) в овцеводстве привёл к утрате или порче ценных мясо-сальных пород овец (гиссарской, джайдари), выведенных трудом многих поколений узбекских овцеводов, а также резко ухудшил уровень жизни населения.

На формирование особенностей быта узбеков оказали глубокое воздействие общинные традиции — выработанные веками навыки организации коллективных работ, твёрдые правила земле- и водопользования. В городах и крупных торгово-ремесленных селениях сложились квартальные общины и объединения ремесленников по профессиям. Члены общины были связаны между собой не только соседством, но и родственными узами. У полукочевых узбеков, сохранявших родо-племенное деление, община внешне имела форму родовой. Однако как соседской, так и «родовой» общине было свойственно глубокое социальное расслоение. Устойчивости общинных традиций способствовала неразделённая семья, когда, стремясь не дробить землю и скот, сыновей после женитьбы не выделяли. Чтобы избежать расходов на калым и приданое, практиковались кузенные браки и притом ранние. Отношения в семье зиждились на подчинении младших старшим, на авторитете главы семьи (обычно отца) и его жены. Были характерны бесправие и затворничество женщин, особенно среди оседлых узбеков. Однако в урегулировании внутренней жизни семьи и квартальной общины, особенно в проведении обрядов жизненного цикла, отдельные женщины (жена, вдова главы семьи или духовного лица, или женщина, выделяющаяся особыми способностями) играли видную роль и пользовались авторитетом.

Господствующей формой современной семьи является малая семья, состоящая из родителей и детей. Однако сыновья после женитьбы стремятся поселиться вблизи отцовского дома, чтобы постоянно помогать друг другу и родителям, с которыми остаётся обычно младший сын. Хорошо налаженные широкие родственные связи каждая семья по-прежнему считает своим

достоянием и поэтому уделяет большое внимание воспитанию родственных чувств у детей. Сохраняется и традиция жить в тесном общении по месту жительства, вне зависимости от родства [кишлак, в крупных селениях и городах — квартал (махалля)]. Эта традиция превратилась в одну из черт национальной культуры узбеков, их характера и психологии. Поэтому в каждой семье придаётся большое значение общественному мнению.

В жилищном строительстве используются, особенно в сёлах, черты традиционного строительного искусства: сейсмостойкий деревянный каркас, крытая терраса, ниши в стенах домов для постельных принадлежностей, посуды и другой утвари.

Мужская и женская одежда узбеков состояла из рубахи, штанов с широким шагом и халата (стёганого на вате или просто на подкладке). Халат подпоясывали кушаком (или сложенным платком) или носили свободным. С конца XIX — начала XX вв. распространилась верхняя одежда в талию — камзол. Головные уборы у мужчин — тюбетейки, войлочные колпаки, чалмы, меховые шапки, у женщин — платки. Выходя из дому, женщины (в городах) набрасывали на голову накидку — паранджу, закрывали лицо сеткой из конского волоса — чачваном. Девушки и женщины до рождения первого ребёнка заплетали волосы в мелкие косички (до 40), остальные женщины — в две косы. Традиционная обувь — кожаные сапожки на мягкой подошве, на которые надевались кожаные, позднее — резиновые калоши.

В одежде узбеков ныне можно проследить все стадии развития её форм за последнее столетие — от глубоко традиционной, состоящей из рубахи и халата свободного туникообразного покроя (без шва на плечах) и штанов с широким шагом, до костюма современных европейских модных фасонов. Наряду с распространением европейских стандартов прослеживается и другой процесс — стирание локальных различий и сложение общенациональных форм (например, мужской прямоспинный халат и чёрная тюбетейка с белым узором, женское платье на короткой кокетке, со сборами на груди и спине, отложным воротником, нередко сочетающееся с шароварами). Давно вышли из употребления паранджа и чачван. Ныне основной головной убор женщин — платок.

Пища узбеков состоит из растительных, молочных и мясных продуктов. Важное место в питании занимает хлеб, выпекаемый из пшеничной муки в виде лепёшек. Распространены и готовые хлебные изделия. Ассортимент блюд отличается разнообразием. Такие кушанья, как лапша, супы и каши из риса и бобовых, приправляют растительным или коровьим маслом, квашеным молоком, красным перцем и различными травами. Излюбленное блюдо — плов. Большое место в питании занимают овощи, фрукты, виноград, арбузы, дыни. Главный напиток — чай, чаще зелёный. Национальный колорит сохраняют посуда и застольный этикет.

Семейные обряды сохраняют национальную специфику. Однако многие из них потеряли своё былое магическое значение и совершаются ныне лишь с развлекательной целью или вовсе исчезли и на их месте возникли и закрепились новые (например, ежегодное празднование дня рождения, торжественная регистрация брака и др.). Высокого развития достигли традиционные виды народного искусства (вышивка, гончарство, чеканка и гравировка медной посуды, резьба и роспись по дереву и ганчу, резьба по камню и др.), сохранившие свою самобытность в отдельных историко-культурных областях (Хорезм, Фергана и др.). Процветает устное народное творчество (эпос, дастаны, разнообразные песни и сказки). Популярны народные театр и цирк — выступления острословов, кукольников, канатоходцев. Развивается профессиональная культура.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: