Римский юрист Модестин определял брак как «единение мужа и жены и объединение всего в их жизни, соединение по божественному и человеческому праву»1

Источники Римского семейного права называют два вида римского брака:

1) Брак cum manu устанавливающий власть мужа над женой, при котором вся соб­ственность жены после заключения брака является собственностью мужа;

2) Брак sine manu, не порождавший власти мужа над женой и первоначально не устанавливающий вообще юридической связи между мужем и женой. Первона­чально юридически чужая мужу и своим детям жена пребывала в том же се­мейном положении, что и до вступления в брак, так как со старой семьей её связывала агнатическая связь. В этом браке супруги имели раздельную собственность.

Существование двух видов брака в Римском праве всегда являлось предметом особого интереса в исследованиях пред­ставителей правовой и исторической мысли. Так, удалось установить, что брак cum manu является более древний, чем sine manu о котором упоминается лишь в источниках III - II вв. до н.э.. Более того, ряд учёных полагают, что изначально брак cum manu являлся - браком патрициев, а брак sine manu - браком плебеев, который впоследствии был признан и патрициатом.

Кроме того, заключение двух видов браков производилось по-разному, несмотря на то, что обоим был свойственен обряд обручения, который также регулировался Римским за­конодательством. В более древние времена нарушение "об­ручения" влекло публичный позор и ограничение права выступать в суде в качестве представителя чужих интересов. В период империи было установлено, что сторона без серь­ёзных оснований нарушившая "обручение" теряла право на возврат подарков, сделанных другой стороне.

Брак cum manu заключался с помощью обрядов и при свидетелях. Заключение брака sine manu представляло собой обыкновенное соглашение лиц, вступающих в брак, и сам факт ухода жены на постоянное место жительства к мужу. Согласно Римскому праву, условиями вступления в брак были: достижение супругами брачного возраста (женихом 14 лет, невестой - 12; согласие лиц, вступающих в брак (до II в. н.э. согласие на брак должны были давать "отцы се­мейств" невесты и жениха, причём закон 1 в. н.э. предоставлял право жениху обжаловать необоснованный отказ своего "отца семейства" на брак); наличие у желающих вступить в брак права создавать римскую семью, то есть отсутствие препятствий к браку, которые могли возникнуть из-за родственных и агнатических связей между женихом и невестой, а также из-за принадлежности их к различным со­словиям. Кроме того, были запрещены браки между опекуном и подопечным, правителем провинции и её жительницами. Так же запрещался брак между супругом, виновном в прелюбодеянии и его сообщником.

Моральная деградация, поразившая римское общество в конце республики, имела своим следствием кризис семей­ных устоев, чему способствовала и свобода брачных отно­шений. С целью сохранения стабильности семейных отноше­ний, пресечения злоупотреблений свободой развода и стимули­рования вступления в брак и деторождения Август издал ряд законов. Так, закон 18 г. до н. э. предусмотрел уголовную ответственность за нарушение супружеской верности В то же время этот закон легализовал внебрач­ные сожительства лиц, между которыми брак был запрещен законом (например, браки между вольноотпущенниками и представителями сенаторского сословия). Такое сожитель­ство лиц, ни одно из которых не состояло в браке, с намерени­ем создания жизненной общности называлось конкубинатом. Дети, рожденные в конкубинате, хотя и не признавались за­конными, все же имели некоторые права наследования после родителей, ряд прав был признан и за конкубиной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: