Риторика от Аристотеля до наших дней

Планы семинарских занятий

По дисциплине русский язык и культура речи

Для заочного отделения

Планы семинарских занятий являются необходимым условием самостоятельной работы студентов по изучению риторики. Они содержат название темы, систему вопросов, выносимых на обсуждение, практические задания, темы рефератов и список литературы, с которой студент должен ознакомиться, готовясь к занятию.

Прежде всего, студент должен ознакомиться с конспектом лекции по соответствующей теме, а потом перейти к изучению необходимых разделов учебников. Для более глубокого овладения материалом студенту предлагается прочитать и законспектировать некоторые издания из списка дополнительной литературы. Она приведена к каждой теме.

В ходе семинарских занятий предполагается заслушивание рефератов, темы которых приводятся в настоящих планах семинарских занятий.

Риторика призвана научить студента правильно говорить, строить высказывания, слушать и понимать собеседника, вступать в дискуссию. Поэтому и подготовка к семинарскому занятию должна носить творческий характер. Этому способствует система соответствующих практических заданий.

Тема №1.

Риторика от Аристотеля до наших дней.

Время: 2 часа.

Цель занятия: Семинарское занятие призвано раскрыть суть риторики, необходимость и условия её появления. Студенты должны усвоить роль риторики в демократическом обществе, в формировании культуры современного специалиста.

Вид семинара: тематический семинар

Учебные вопросы, выносимые на обсуждение:

1.Что такое риторика?

2.Когда и где возникла риторика как наука и мастерство?

3.Почему риторику называют «дитя демократии»?

4.Почему в нашей стране вновь стали изучать риторику?

5.Роды и виды ораторской речи.

Задания и методические указания студентам по подготовке к семинару:

1. Изучить соответствующие темы по основным учебным пособиям (на выбор):

- Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Март, 2008

- Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов: Учебное пособие.– Ростов н/Д: Феникс, 2002

- Кохтев Н.Н. Риторика: Учебное пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1994.

- Кузнецов И.Н. Риторика. – Минск: Амалфея, 2000

- Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. – М., 1996.

2. Ознакомиться с дополнительной литературой:

- Аннушкин В.И. Советы обучающимся риторике // Рус. словесность – 1994, № 1

- Аннушкин В.И., Муратова К.В. Как научиться владеть словом // Русская речь.– 1989, № 1.

3. Практические задания:

1)Письменно (в пределах одной страницы) сформулируйте основные положения вашего рассуждения на тему: «Какую роль может сыграть риторика в современной общественной жизни?»

2)Прочитайте предложенные фрагменты речей, определите их тему, род и вид. Как в содержании речей проявляется их отношение к определенному роду? Какие характерные особенности вы заметили?

1. Господа судьи, господа присяжные заседатели! Вам предстоит произнести приговор по делу, которое по своей трудности, сложности и важности превышает все дела, разбиравшиеся до сих пор в стенах этого суда. Трудно­сти эти состоят прежде всего в том, что преступление, о котором идет речь, совершено уже давно, очень дав­но— 15 лет тому назад. Затем, перед вами, вопреки тому, что бывает в большей части преступлений, не является потерпевше­го лица, а между тем его помощь необходима правосудию в деле, в котором существуют расчеты коммерческие, так как оно одно может объяснить их обстоятельно и полно. (...)

Только впоследствии случай дал возможность возбудить уго­ловное дело вновь, и вот в настоящее время оно подлежит ваше­му рассмотрению. Вам, господа присяжные, предстоит присталь­но взглянуть в отдаленное прошлое, сквозь заслоняющую его массу томов и документов, сквозь целый ворох имен и чисел; вам придется всмотреться в ту даль, на которой написано «1858 год»; вам надлежит беспристрастным взглядом оценить обстановку завещания Беляева и затем произнести ваш приго­вор. (…)

Я обвиняю Александра Мясникова в том, что он задумал составить подложное завещание от имени Беляева и привел это намерение в исполнение.(...)

2.Половину своего второго века пережил наш Мос­ковский университет. С усиленным биением пульса бу­дут приветствовать его 12 января 1905 г. многочислен­ные его питомцы, рассеянные по городам и селам про­странной России. Каждый из них, подписывая приветст­венную телеграмму, живее вспомнит свои лучшие годы, бодрее освежит свои светлые воспоминания. Старый студент вспомнит, когда он был молод и как хорошо был молод; молодой положит себе завет не забывать родного университета и когда состарится. Разделенные пространством, возрастом, житейскими стезями, убеждениями, все они мысленно сольются в плотную духовную корпорацию, объединенную солидарным нравствен­ным чувством и одинаковыми умственными интересами.(...)

В это пятидесятилетие десятки тысяч студентов вышли из университета и, расходясь по городам и усадьбам отечества, бу­дили местные силы духовными интересами и знаниями, вынесен­ными из университета. Это был с каждым годом нараставший всесословный резерв русского просвещения, вербовавшийся из различных общественных состояний. Всесословность положена была в основу Московского университета его устроителями, про­свещеннейшим и благороднейшим русским вельможей Шувало­вым и светилом европейской науки, архангельским крестьяни­ном Ломоносовым.

3. Хозяйственный быт великоросса. В старой Киев­ской Руси главная пружина народного хозяйства, внеш­няя торговля, создала многочисленные города, служив­шие крупными или мелкими центрами торговли. В верх­неволжской Руси, слишком удаленной от приморских рынков, внешняя торговля не могла стать главной дви­жущей силой народного хозяйства. Вот почему здесь видим в XV—XVI вв. сравнительно незначительное количество городов, да и в тех значительная часть населения занималась хлебопаше­ством. Сельские поселения получили здесь решительный перевес над городами. Притом и эти поселения резко отличались своим характером от сел южной Руси. В последней постоянные внеш­ние опасности и недостаток воды в открытой степи за­ставляли население размещаться крупными массами, скучивать­ся в огромные, тысячные села, которые до сих пор составляют

отличительную черту южной Руси. Напротив, на севере поселе­нец посреди лесов и болот с трудом отыскивал сухое место, на котором можно было бы с некоторою безопасностью и удобст­вом поставить ногу, выстроить избу. Такие сухие места, откры­тые пригорки, являлись редкими островками среди моря лесов и болот. На таком островке можно было поставить один, два, много три крестьянских двора. Вот почему деревня в один или два крестьянских двора является господствующей формой расселения в северной России чуть не до конца XVII в.

4.Человек был поставлен венцом природы, чтобы оду­хотворить и преобразить ее. А вместо этого он сам со­блазнился своеволием, внял голосу Змия-Сатаны. Люди захотели жить по собственному произволу, пожелали «стать, как боги». Возгордившись, они отпали от своего Господа и, вместо того, чтобы исполнить вселенское де­ло, возложенное на них, попали под власть де­монических сил.

Вместе с человеком на землю пришел грех. Грех — это созна­тельное нарушение воли Божией. На первых же страницах Биб­лии мы видим людей, восстающих против небесной правды во имя своего хотения.

5.Ядерное оружие разделяет человечество, угрожает ему. Но есть мирное использование ядерной энергии, ко­торое должно способствовать объединению человечества. Разрешите мне сказать несколько слов по этой теме, свя­занной с основной целью форума.

В эти дни в выступлениях участников много раз упо­миналась катастрофа в Чернобыле, явившаяся приме­ром трагического взаимодействия несовершенства техни­ки и человеческих ошибок.

Нельзя, тем не менее, переносить на мирное использование ядерной энергии то неприятие, которое люди вправе иметь к ее военным применениям. Человечество не может обойтись без ядерной энергетики. Мы обязаны поэтому найти такое решение проблемы безопасности, которое полностью исключило бы воз­можность повторения чего-либо подобного чернобыльской ката­строфе в результате ошибок, нарушения инструкций, конструк­тивных дефектов и технических неполадок.

Такое кардинальное решение — размещение ядерных реак­торов под землей на глубине, исключающей выделение радиоак­тивных продуктов в атмосферу при любой мыслимой аварии. При этом будет также обеспечена ядерная безопасность в слу­чае войны, ведущейся без использования ядерного оружия. Осо­бенно существенно иметь полную безопасность для теплофика­ционных станций, располагаемых вблизи больших городов. Идея подземного расположения ядерных реакторов не нова, против нее выдвигаются соображения экономического характера. На са­мом деле с использованием современной землеройной техники цена будет, как я убежден, приемлемой. Жалеть же деньги на предотвращение радиационных катастроф нельзя. Я считаю, что мировая общественность, обеспокоенная возможными последст­виями мирного использования ядерной энергии, должна сосредо­точить свои усилия не на попытках вовсе запретить ядерную энергетику, а на требовании обеспечить ее полную безопасность.

4. Вопросы для самоконтроля:

1) Почему homo sapiens (человек мыслящий) это обязательно homo eloquence (человек говорящий)?

2) Когда и где возникла риторика? Назовите имена известнейших риторов античности.

Темы рефератов:

1. «Риторика» Аристотеля как риторика вероятного и возможного

(Литература: Кохтев Н.Н. Риторика: Учебное пособие для учащихся. – М.: 1994, с.8-11; Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. – М., 1996, с. 19-22 /§ 7/)

2. История риторики в России

(Литература: - Кохтев Н.Н. Риторика: Учебное пособие для учащихся. – М.: 1994, с.24-34; Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. – М., 1996, с. 22- 29 /§ 8-11/)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: