Социальные пространства бытия. Пир. Восходящая серия

Если иметь в виду только субъект-объектные отношения, то ребенок поедает мать. Женщина в половом акте поедает мужчину. Начало каннибализма фундаментально для архаического этапа человеческого развития,[17] для самых основ социальности. Страшный танатический аспект жизни преодолевается эротическим аспектом человеческого бытия.

Обратим внимание на табу на еду в одиночку, как и на питие в одиночку. Это запрещено, ибо здесь господствуют стихии Танатоса. Но великое открытие человечности состоит в социальности: пожирание у человека превращается в пир. Мы становимся коллективным телом. Здесь из субъект-объектного поединка с миром возникают субъект-субъектные отношения.

В пиру начинают разворачиваться все социальные пространства, о которых шла речь. В пиру возникает ласковое подлинно человеческое прикосновение, пространство осязания. Пир теснейшим образом связан с миром любви. В пиру заново рождается обоняние, пространство запаха раскрывается иначе, чем просто как средство выживания. Пир развертывается в пространстве звука, музыка родилась из звона бокалов. Наконец, все завершается визуальным пространством. Только в пиру визуальное пространство наполняется подлинным смыслом. Совсем не случайно идеальное общество у Ш. Фурье строится вокруг еды и в значительной мере базируется на «гастрософии».

Танатический природа обжорства

Но в пиру может прорваться, и снова и снова прорывается Танатическое начало. Именно в этом танатическая природа обжорства. Обжорство – это еда «не поделясь», это еда «под одеялом». Вспомним, «Чаепитие в Мытищах» Василия Григорьевича Перова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: