Обследование детей с дизартрией

Дизартрия — это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопро-износительной и просодической сторон речи, связанное с орга­ническим поражением центральной и периферической нервной системы. Нарушения произношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых наблюдаются и иска­жения, и замены, и пропуски звуков, страдают темп, вырази­тельность речи, модуляция. В целом произношение становится не­внятным.

Логопедическое обследование детей с дизартрией строится на общем системном подходе, разработанном в отечественной лого­педии, с учетом специфики как речевых, так и неречевых нару­шений, общего психо-неврологического состояния ребенка и его возраста. Чем младше ребенок и чем ниже уровень его речевого развития, тем большее значение в диагностике имеет анализ не­речевых нарушений.

 

В настоящее время на основе оценки неречевых нарушений разработаны приемы ранней диагностики дизартрии. Наиболее часто первым проявлением дизартрии является наличие псевдо-

8 2589


бульбарного синдрома, первые признаки которого можно отме­тить уже у новорожденного. Это слабость крика или его отсутствие (афония), нарушение сосания, глотания, отсутствие или слабость некоторых врожденных безусловных рефлексов (сосательного, поискового, хоботкового, ладонно-рото-головного). Крику таких детей длительное время остается тихим, плохо модулированным, нередко с носовым оттенком, иногда в виде отдельных всхлипы­ваний, которые производятся в момент вдоха.

Дети плохо берут грудь, вяло сосут, при сосании захлебывают­ся, синеют, иногда молоко вытекает из носа. В особо тяжелых слу­чаях дети в первые дни жизни вообще не берут грудь, их кормят через зонд, при этом отмечаются и нарушения глотания. Дыхание поверхностное, нередко учащенное и аритмичное. Эти наруше­ния сочетаются с асимметрией лица, подтеканием молока из од­ного угла рта, отвисанием нижней губы, что препятствует захвату соска или соски.

По мере роста ребенка все отчетливее проявляется недостаточ­ная интонационная выразительность крика, голосовых реакций. Звуки гуления, лепета отличаются однообразием и появлением в более поздние сроки. Ребенок длительное время не может жевать, кусать, давится твердой пищей, не может пить из чашки. Врож­денные безусловные рефлексы, которые были угнетены в период новорожденности, с возрастом также проявляются в значитель­ной степени, затрудняя развитие произвольной артикуляционной моторики. Все большее значение приобретают речевые симпто­мы — стойкие нарушения произношения, недостаточность про­извольных артикуляционных движений, голосовых реакций, не­правильное положение языка в полости рта, его насильственные движения, нарушения голосообразования и речевого дыхания, за­держанное развитие речи.

Изучение речи ребенка с дизартрией в каждый возрастной период необходимо начинать с наблюдения за состоянием ми­мической мускулатуры. Обследование начинают с наблюдения за мимической мускулатурой в покое. При этом отмечают выра­женность носогубных складок и их симметричность, характер линии губ и плотность их смыкания. Устанавливается, есть ли насильственные движения (гиперкинезы) мимической мускула­туры. У ребенка проверяют умение держать рот закрытым, за­крывать глаза (оба и каждый глаз изолированно), нахмуривать брови, отмечают появление содружественных движений (синки-незий).

Обследование двигательных функций рекомендуется произво­дить при различных нагрузках и многократном повторении. При этом отмечается качественная сторона каждого движения, его полноценность или неполноценность. В последнем случае фикси­руется время включения в движение, истощаемость движения,


изменения его темпа и плавности, объем, появление содруже­ственных движений. При многократных движениях могу г быть выявлены стертые формы пареза. При такой нагрузке может быть слюнотечение, которое сопутствует дизартрии.

Далее логопед переходит к изучению особенностей артикуля­ционного характера (неправильный прикус, короткая подъязыч­ная связка, куполообразное нёбо и т.п.).

Обследование включает в себя изучение следующих компонен­тов артикуляционной моторики:

- движения губ: смычка, оскал, вытягивание вперед;

- движения нижней и верхней челюсти: открывание и закры­
вание рта;

- движения языка: вперед-назад, вверх-вниз, влево-вправо,
распластывание, высовывание «жалом»;

- состояние мягкого нёба: поднимание нёбной занавески при
энергичном произнесении звука «а», наличие или отсутствие утеч­
ки воздуха через нос при произнесении гласных звуков, равно­
мерность утечки, наличие или отсутствие глоточного рефлекса
(появление рвотных движений при легком прикосновении шпа­
телем к мягкому нёбу).

При очень тяжелых случаях бульбарного паралича могут отсут­ствовать произвольные движения губ, языка и других органов ар­тикуляции; в этом случае необходимо обнаружить некоторые реф­лекторные движения. Например, раздвигание губ при улыбке, отдергивание языка при прикосновении шпателем, движение мягкого нёба при покашливании, зевании и т.д.

Парез голосовых связок и мягкого нёба отражается на дыха­нии и голосообразовании. Может наблюдаться носовой оттенок голоса. Дыхание обычно поверхностное, неровное, вдох и выдох короткие.

Произношение звуков обследуется по общепринятой мето­дике. При этом отмечаются особенности артикуляции, четкость движений, входящих в артикуляционный уклад звуков, плав­ность перехода от одного звука к другому в стечении соглас­ных, появление призвуков. Помимо дефектов звукопроизноше-ния важно обратить внимание на уровень владения слоговой структурой слова.

После обследования звукопроизношения выявляют особенно­сти различения звуков. Ребенку предлагают повторить за логопе­дом слоговые ряды с оппозиционными звуками, например: та-да-та, ша-са-ша, ра-ла-ра. Поскольку дети часто не произносят эти звуки, ребенку даются задания, исключающие проговарива-ние исследуемых звуков и рассчитанные на их узнавание и выде­ление.

При обследовании детей, страдающих дизартрией, важно вы­являть особенности различения не только часто смешиваемых со-

R* ~ 115


гласных звуков, но и гласных (они обычно плохо дифференциру­ются в артикуляции).

У детей школьного возраста выявляют навыки звукового ана­лиза, умение читать отдельные буквы, слова различного слогово­го состава, специально подобранные тексты и осмыслять прочи­танное.

Уровень развития лексико-грамматической стороны речи об­следуют с помощью приемов, разработанных для детей с ОНР. При обследовании лексики необходимо учитывать значительные трудности, которые представляет для детей с дизартрией само название предметов. Поэтому если ребенок отказывается назвать какой-либо предмет, проверяют, есть ли это слово в его пассив­ном словаре.

В результате проведенного обследования логопед получает пред­ставление не только о нарушениях артикуляции и звукопроизно-шения, но и об уровне общего речевого развития.

Диагноз ставится совместно врачом и логопедом. В речевой карте ребенка с дизартрией наряду с клиническим диагнозом, отража­ющим по возможности и форму дизартрии, должно быть и лого­педическое заключение, основанное на принципе системного подхода к анализу речевых нарушений. Например:

- псевдобульбарная дизартрия, фонетический дефект;

- псевдобульбарная дизартрия, фонетико-фонематическое не­
доразвитие речи;

- псевдобульбарная дизартрия, фонетико-фонематическое не­
доразвитие, артикуляторно-акустическая дисграфия (такой вари­
ант может быть у школьника);

- псевдобульбарная дизартрия, общее недоразвитие речи (III уро­
вень).

Знание структуры речевого нарушения при разных формах диз­артрии, механизмов нарушения общей и речевой моторики позво­лят обеспечить полноценную коррекцию имеющихся нарушений.

Контрольные вопросы

1. Какие нарушения являются ведущими при дизартрии?

2. Каковы проявления дизартрии в раннем возрасте?

3. В чем заключается особенность изучения речевых двигательных функ­
ций при дизартрии?

4. Какова роль логопеда в постановке диагноза при дизартрии?

Литература

Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой. — М., 1989.

Левченко И.Ю., Лриходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М., 2001.

Филичева Т. Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г. В. Нарушения речи у детей. — М., 1993.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: