Содержательные характеристики специалиста с высшим образованием

Развитие общества диктует все возрастающие требования к подготовке специалиста. Интенсивное обновление производственных технологий, интеграция научных знаний, увеличение комплексных научных и прикладных проблем междисциплинарного характера ставят перед высшей профессиональной школой задачу подготовки специалиста, готового к творческой постоянно обновляющейся профессиональной деятельности.

В связи с этим от современного высшего учебного заведения требуется внедрение новых подходов к профессиональному образованию, обеспечивающих, наряду с его фундаментальностью и соблюдением требований Государственных образовательных стандартов, развитие личностных качеств будущего специалиста, потребностей у него в профессионально-личностном саморазвитии.

Развитие личности происходит в процессе успешного овладения профессиональной деятельностью, значимой для субъекта. Становление профессионала возможно лишь в результате единства развития как профессионализма, так и личностного развития. Изучение человека в течение его жизненного пути показывает, что образование и проявление в нем качеств активного субъекта деятельности длятся до тех пор, пока эта деятельность продолжается. Прослеживая особенности саморазвития личности как субъекта деятельности, исследователи акцентируют внимание на значении профессиональной деятельности как оптимального условия его творческого саморазвития (А.А. Бодалев, К.А. Абульханова-Славская). Сергеев Н.К. прямо указывает на то, что непрерывное личностное саморазвитие специалиста - важнейший элемент самой профессиональной деятельности, вне которого последняя неэффективна.

Таким образом, содержательные характеристики позволяют нам под профессионально-личностным саморазвитием будущего специалиста понимать многокомпонентный личностно и профессионально значимый процесс, способствующий формированию индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности, помогающий осмыслению собственной самостоятельной деятельности, являющийся средством самосовершенствования в учебно-профессиональной сфере.

Информационно-образовательная среда вуза является ближайшим внешним по отношению к студенту (будущему специалисту) окружением, совокупностью условий, в которых непосредственно протекает его учебно-профессиональная деятельность, формируются его личностные качества.

25.Воспитание и формирование специалиста. Воспитание, обучение и образование, безусловно, являются взаимосвязанным процессом. Обучение – это процесс формирования у человека функциональных стереотипов. Образование – специально организованная деятельность по овладению данными стереотипами. Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности нужной и полезной обществу. Воспитание в обучении – это влияние на становление отношений учащихся к своей деятельности по формированию того или иного функционального опыта. Воспитание наряду с обучением, является составляющей образования. Когда говорят об образованном человеке, имеют в виду его профессиональные знания в той или иной области, его общий уровень культуры, этический облик.

Основное место в структуре актов жизнедеятельности молодежи занимает учебная деятельность. В связи с этим, воспитание в обучении определяет собой направление в реализации различных воспитательных мероприятий в образовательном учреждении.

Воспитание гармоничной и творческой личности - одна из сложных проблем в практике педагогического процесса. В этом направлении должны работать все преподаватели вуза. Только совместными усилиями может быть проведено правильное воспитание, и только в результате его может получиться настоящий человек.

В современных условиях развития человеческого общества, которое приобретает сегодня черты информационного, проблема воспитания становится проблемой подготовки к жизнедеятельности в измененных условиях.

Начинать воспитывать студентов надо с первого дня их появления в стенах вуза. Обычно бывшие школьники тяжело адаптируются в вузовской системе обучения, поэтому преподаватели должны помочь им. Формирование личности студента продолжается в течение всего процесса обучения. Выпуская молодых специалистов, мы не можем говорить о завершении становления личности, а только о промежуточном этапе, в который мы внесли свой вклад.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: