Предпосылки и проблемы международного лицензирования

Международное лицензирование — это возмездная передача во временное пользование нематериальных активов, осуществляемая компаниями из разных стран.

В числе мотивов лицензирования выделяются:

· экономические (актуальные для обеих сторон соглашения);

· стратегические;

· правовые.

В период реализации и, особенно, заключения соглашения важно эффективно решать характерные для лицензирования проблемы. К числу таковых относятся:

· риск утраты контроля лицензиара за своим активом;

· перспективы дальнейшей деятельности;

· конфиденциальность;

· платежи.

Сюда можно также добавить использование международного лицензирования как средства репатриации прибыли.

Основные условия приобретения лицензий:

1. товар, который будет производиться по технологии лицензиара, должен обладать высоким уровнем конкурентоспособности по сравнению с существующими на рынке аналогами;

2. преимущества технологии лицензиара по сравнению со своими аналогами должно обеспечить лицензиату возможность получения дополнительный прибыли от реализации выпускаемой по лицензии продукции, т.е. его норма прибыли должна быть наивысшей или хотя бы выше средней по отрасли.

Основными критериями выбора объекта при заключении лицензионных соглашений являются:

1. высокий научно-технический уровень разработки;

2. низкая себестоимость изготовляемой продукции;

3. показатели технологичности использования данной продукции в потребляющей отрасли;

4. наличие научно-технических и экономических предпосылок для реализации технологического процесса в производстве.

Предпосылки и проблемы международного франчайзинга

28. Франчайзинг — продажа лицензии на право пользования торговой маркой, сопровождающаяся помощью ее владельца партнеру по сделке.

В числе мотивов выделяются:

· экономические (актуальные для обеих сторон соглашения);

· стратегические;

· правовые.

В период реализации и, особенно, заключения соглашения важно эффективно решать характерные проблемы. К числу таковых относятся:

· риск утраты контроля за своим активом;

· перспективы дальнейшей деятельности;

· конфиденциальность;

· платежи.

Помимо проблем, характерных для лицензирования в целом, здесь возникают специфические вопросы, приводящие к определенным организационным решениям. Например, для международного бизнеса характерна «кустовая» организация франчайзинга, когда лицензия продается одной компании в каждой стране, которая затем занимается дальнейшим продвижением лицензии. Следует также упомянуть нередко возникающие проблемы с поставками, которые приходится решать разнообразными способами, включая прямые инвестиции. В некоторых случаях международный франчайзинг оказывается неэффективным из-за невозможности переноса методов, применявшихся в стране продавца лицензии.

29. Контракты на управление и «под ключ»

Международные контракты на управление заключаются в трех случаях:

· стандартное повышение эффективности;

· управление новым предприятием;

· национализация зарубежной собственности.

С точки зрения получателя услуги такая форма бизнеса привлекательна устранением необходимости в прямых иностранных инвестициях. Отсутствие риска утраты капитала является достоинством подобных контрактов для поставщика услуги.

Специфические проблемы этой формы бизнеса:

· обучение потенциальных конкурентов;

· проблемы контроля местного персонала;

· возможная отложенность положительного эффекта.

Аналогичные проблемы характеризуют и другую специфическую форму нетоварной торговли — строительные контракты «под ключ». К ним добавляются вопросы создания необходимой инфраструктуры, а также определения условий окончательного расчета (актуальность последнего вопроса определяется масштабами сумм, выплачиваемых по таким контрактам).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: