Международные стратегические альянсы

Альянс — формальный или неформальный союз, позволяющий объединить ресурсы участников с целью решения стратегических задач.

Основные свойства альянсов:

· создаваемая альянсом ценность больше, чем ценности, создаваемые его участниками порознь;

· организации-участники сохраняют независимость;

· участники делят выгоды и контроль за деятельностью альянса;

· участники альянса оказывают поддержку стратегическим направлениям его деятельности.

По взаимоотношениям участников выделяются 5 форм альянсов:

· горизонтальные;

· вертикальные;

· с дистрибьюторами;

· родственные диверсифицированные;

· перспективные диверсифицированные.

С точки зрения организации альянсы делятся на 2 группы: контрактные соглашения и соглашения об участии в активах. Первая из них включает функциональные и неформальные соглашения, вторая — совместные предприятия и соглашения без образования юридического лица.

Необходимым условием успешности альянса является своевременное решение следующих вопросов:

· согласование целей участников;

· определение вкладов участников;

· соответствие сложности задач, решаемых альянсом, его организации;

· взаимосвязь стратегии, структуры, систем управления и персонала участников.

31. Последствия создания международных стратегических альянсов

Такие объединения дают отличные перспективы и возможности новому бизнесу, свежий «поток мысли» и изобретений уже устоявшихся компаний. Избавляет компании от «ненужной» конкуренции, что в результате приводит к повышению эффективности компании.

Несомненно, компании, вступающие в международные стратегические альянсы идут на большой риск, но сверхприбыли являются достаточным мотивом для объединения. Об этом свидетельствуют следующие примеры:

Пример 1.

В декабре 2007 года операторы скоростных железнодорожных веток Германии, Франции, Австрии, Швейцарии, Бельгии и Голландии создадут альянс, который будет действовать по такому же принципу, что и альянсы авиационных компаний.

Фундамент для сотрудничества заложили немецкий Deutsche Bahn и французский SNCF. Теперь, как сообщает Deutsche Welle со ссылкой на издание Handelsblatt, к ним решили присоединиться операторы еще четырех стран ЕС.

К созданию альянса под рабочим названием Railteam операторов подтолкнула растущая конкуренция со стороны авиакомпаний, прежде всего – бюджетных, которые предлагают билеты по ценам ниже железнодорожных.

Также как и конкуренты-авиаперевозчики, участники железнодорожного альянса будут осуществлять совместные рейсы между городами Европы. Первый объединенный рейс будет запущен уже в декабре – по маршруту Мюнхен-Париж.

Операторы также планируют пересмотреть расписание движения скоростных поездов с тем, чтобы пассажирам не нужно было часами томиться в ожидании на "перевалочной станции".

На основании изложенных фактов можно сделать вывод что международные стратегические альянсы чаще всего образуются в развитых странах. Однако, предприятия и производства стран, не входящих в эту группу, так же стремятся стать членом стратегического альянса. В свою очередь, альянсы группы развитых стран так же извлекают выгоду из вступления в альянсы с предприятиями стран, относящихся к группе развитых и развивающихся.

32. Факторы успеха/неудачи международных стратегических альянсов

Альянс — формальный или неформальный союз, позволяющий объединить ресурсы участников с целью решения стратегических задач.

Основные свойства альянсов:

  • создаваемая альянсом ценность больше, чем ценности, создаваемые его участниками порознь;
  • организации-участники сохраняют независимость;
  • участники делят выгоды и контроль за деятельностью альянса;
  • участники альянса оказывают поддержку стратегическим направлениям его деятельности.

По взаимоотношениям участников выделяются 5 форм альянсов:

  • горизонтальные;
  • вертикальные;
  • с дистрибьюторами;
  • родственные диверсифицированные;
  • перспективные диверсифицированные.

С точки зрения организации альянсы делятся на 2 группы: контрактные соглашения и соглашения об участии в активах. Первая из них включает функциональные и неформальные соглашения, вторая — совместные предприятия и соглашения без образования юридического лица.

Необходимым условием успешности альянса является своевременное решение следующих вопросов:

  • согласование целей участников;
  • определение вкладов участников;
  • соответствие сложности задач, решаемых альянсом, его организации;
  • взаимосвязь стратегии, структуры, систем управления и персонала участников.

Результативными и долговечными альянсы, как правило, бывают в тех случаях, когда объединению подлежат не только и не столько основные и финансовые фонды участников, а их бизнес — знания и управленческие навыки. Успех альянсов во многом зависит от степени доверия, сходства культур и взаимопонимания его участников.

33. Принципы, лежащие в основе МНК

Многонациональная компания (МНК) является одной из наиболее сложных форм организации международного бизнеса. Такая компания использует международный подход в поиске заграничных рынков и при размещении производства, а также комплексную глобальную философию бизнеса, предусматривающую хозяйственную деятельность как внутри страны происхождения, так и за ее пределами. Организация, формы и структурные особенности различных МНК могут быть достаточно разнообразными. Тем не менее можно выделить следующие основные принципы, лежащие в основе МНК и отличающие эту форму организации международного бизнеса от других форм международного бизнеса, в частности, МСА:

♦ корпоративная целостность, основанная на принципе акционерного участия;

♦ ориентация на достижение единых для компаний МНК стратегических целей и решение общих стратегических задач;

♦ наличие единой управленческой вертикали (с различной степенью жесткости) и единого центра контроля в виде холдинговой компании, банка, либо группы взаимосвязанных компании;

♦ бессрочный характер существования МНК.

Наряду с термином многонациональный- для определения бизнеса, ведущего международные операции по кому миру, часто используют понятия -мировой или глобальный». При этом предполагается, что менеджмент глобальной компании:

♦ применяет глобальный, интегрированный подход к бизнесу с целью поиска новых рыночных возможностей, оценки возможных угроз для бизнеса со стороны конкурентов, поиска новых ресурсов для расширения деятельности (включая человеческие и финансовые ресурсы);

♦ стремится закрепить присутствие компании на ключевых; страновых (региональных) рынках;

♦ ориентирован на поиск общих черт, присущих различным географическим рынкам.

С этой точки зрения, многонациональная компания — это разновидность холдинговой компании, осуществляющей хозяйственную деятельность на различных национальных рынках и стремящаяся через менеджеров дочерних подразделений адаптировать свои продукты и маркетинговую стратегию к местным особенностям.

Наряду с терминами «многонациональная* и «-глобальная» компания в научной, специальной и деловой литературе используется и целый ряд сходных понятий. Так, по традиции, ООН и правительственные организации развитых стран в течение десятилетий использовали применительно к фирмам, ведущим бизнес более чем в одной стране, термин «транснациональный* (транснациональная корпорация, ТНК). В последнее время ряд ученых стал использовать этот термин в отношении компаний, которые можно охарактеризовать и как глобальные, и как многонациональные, то есть в отношении компаний, стремящихся к достижению эффекта масштаба за счет глобальной интеграции и в то же время высоко адаптивных к специфической внешней среде (новый термин; «многокулъ-турная MHKv). Видно, что это определение весьма сходно с введенным ранее понятием глобальной компании. Бизнесмены, со своей стороны, часто используют термин -«транснациональная корпорация» в отношении бизнеса, образовавшегося в результате слияния (а не образования совместного предприятия или стратегического альянса) двух компаний примерно одинакового размера, однако представляющих различные страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: