Вопрос 2. Русская иконопись на библейские сюжеты

Таинственная загадочная красота иконы восхищала и увлекала, ее художественный язык, столь отличный от языка европейского искусства становиться предметом изучения и исследования специалистов. Рассматривая иконы мы часто задаем вопросы: “Кто изображен? Что изображено?”, а потом - “Почему так изображено?”. Вопросы эти, кажущиеся на первый взгляд простыми и наивными, чрезвычайно важные и нужные. Без ответа на них невозможно самое первое приближение к древнерусской иконописи. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся композиции русских икон.

Образы Спаса. Главный, центральный образ всего древнерусского искусства - образ Иисуса Христа, Спаса, как его называли на Руси. Спаситель (Спас) - это слово абсолютно точно выражает представление о нем христианской религии. Она учит, что Иисус Христос - Человек и одновременно Бог и Сын Божий, принесший спасение человеческому роду. Традиционно расположены на любом его изображении по обеим сторонам от головы IC XC - обозначение словом его личности, сокращенное обозначение его имени - Иисус Христос (“Христос” по-гречески - помазанник, посланник Божий). Также традиционно окружает головы Спаса нимб - круг, чаще всего золотой, - символическое изображение исходящего от него света, света вечного, потому и обретающего круглую безначальную форму. Нимб этот в намять о принесенной им за людей крестной жертве всегда расчерчен крестом. В древности в византийском искусстве сложились чисто художественные, живописные приемы, позволяющие раскрыть одухотворяющее, божественное начало в самих чертах, в самом реальном облике Иисуса Христа. Эти приемы на протяжении времени развивались, что позволило раскрывать в образах Спаса разные грани его личности. Стремление к разнообразию никогда не было самоцелью древнерусских художников. Наоборот они стремились как можно полнее сохранить то, что было сделано их предшественниками. Древние изображения Спаса повторялись художниками многих последующих поколений. В этих случаях никогда не возникали копии, так как воспроизводились лишь главные характерные черты избранного образца. Нерукотворный образ, или иначе Спас Нерукотворный, - важнейший образец, которому следовали мастера во все времена, пока существовало древнерусское искусство. Легенда о Нерукотворном Образе утверждала не только то, что это изображение было создано по воле самого Иисуса Христа, но и то, что оно было создано им в помощь страждущему человеку. Древнейшая из сохранившихся - “Спас Нерукотворный”, созданный в Новгороде в XII веке и принадлежащий сейчас Третьяковской галерее.

Очень важным и распространенным типом изображения Спаса в древнерусском искусстве был тип, получивший название “Спас Вседержитель”. Понятие “Вседержитель” выражает основное представление христианского вероучения о Иисусе Христе. “Спас Вседержитель” - это поясное изображение Иисуса Христа в левой руке с Евангелием - знаком принесенного им в мир учения - и с правой рукой, деснице, поднятой в жесте обращенного к этому миру благословения. Но не только эти важные смысловые атрибуты объединяют изображения Спаса Вседержителя. Создавшие их художники стремились с особой полнотой наделить образ Иисуса Христа божественной силой и величием. До нас дошло выполненное мозаикой изображение Спаса Вседержителя в куполе одного из древнейших храмов - собора Святой Софии в Киеве (1043-1046 гг). Многочисленны были и иконописные изображения Спаса Вседержителя. И среди них, пожалуй, самое знаменитое - икона, написанная в начале XV века величайшим русским художником Андреем Рублевым. Ее называют сейчас по месту находки в городе Звенигороде “Звенигородским Спасом”.

С теми же атрибутами Владыки мира, что и Спас Вседержитель, - с Евангелием в левой руке и поднятой в благословении десницей - изображался Иисус Христос и в распространенных композициях “Спас на престоле”.

Образы Богородицы. Рядом с образами Спаса с древнерусском искусстве по своему смыслу и значению, по тому месту, которое они занимают в сознании и в духовной жизни людей, стоят образы Богоматери - Девы Марии, от которой воплотился, вочеловечился Спаситель, - образы его земной матери. Предание гласило, что первые иконы Богоматери были созданы еще при ее жизни, что их написал один из апостолов, автор Евангелия Лука. К произведениям художника евангелиста причислялась и икона “Богоматерь Владимирская”, которая считалась покровительницей России, находящаяся сейчас в коллекции Третьяковской галереи. Существует летописное известие, что эта икона была привезена в начале XII века в Киев из Царьграда (Константинополь). Имя “Владимирская” она получила на Руси: ее забрал с собой из Киева, отправляясь в северовосточные земли, князь Андрей Боголюбский. И здесь, в городе Владимире икона обрела свою славу. В центре иконы располагается поясное изображение Богоматери с младенцем на руках, который нежно прижимается к ее щеке.

Изображение Марии и младенца в позах взаимного ласкания - по-русски обозначалось как “Умиление”. Прижимая к себе правой рукой младенца Сына, мягко склонившись к нему головой, левую руку простирает к нему Мария в жесте моления: пронзенная своей материнской скорбью за него, она к нему же несет свою печаль, свое извечное заступничество за людей. Способным разрешить материнскую печаль, ответить на ее молитву изображен здесь младенец Сын: в его лике, в его обращенном к матери взгляде таинственно слились детская мягкость и глубокая, неизречимая мудрость. “Умилением” является прославденная “Богоматерь Донская” - икона, согласно легенде, получившая свое имя в связи с тем, что Дмитрий Донской брал ее с собой на Дон, в битву на Куликовом поле, Где одержана была великая победа над татарами.

Кроме изображений типа “Умиление”, многочисленными и любимыми были изображения Богоматери с младенцем на руках, которые назывались “Одигитрия”, что означает “Путеводительница”. В композициях “Одигитрия”, Богоматерь изображена в фронтальной, торжественной позе. Лишь правая рука Девы Марии невысоко и спокойно поднята в жесте моления, обращенном к сыну. Иногда “Богоматерь Одигитрию”, называют “Богоматерь Смоленская”. Дело в том, что согласно летописному приданию, древнейший из привезенных на Русь списков “Одигитри” находился в Смоленске.

Существует еще несколько различных по композиции изображений Богородицы. К ним относятся: “Богоматерь Казанская”, “Богоматерь Тихвинская”, “Богоматерь Оранта (молящаяся)”, “Богоматерь Знамение”.

Кроме рассмотренных нами икон, существует еще несколько сюжетных групп: иконы с изображением различных праздников, например, Рождества, Сретения, Успения и многих других; иконы с изображениями различных святых, например, Георгия Победоносца, апостолов Петра и Павла, Козьмы и Демьяна и многих других. Все эти иконы пишутся по определенным канонам, т.е. правилам, определяющим сюжет и композицию изображения.

Мы познакомились с образами древнерусской живописи, с лежащими в их основе сюжетами. Эти сюжеты, почерпнутые из христианского слова, в основной своей части знакомы всем христианским народам. Но благодаря особому отношению к христианскому слову, к задачам, опирающейся на него живописи, эти сюжеты стали на Руси основой самобытного, уникального в мировой культуре явления - древнерусской иконописи.

Вопрос 3. Русская иконопись на жития святых.
Икона для православного сознания - это прежде всего рассказ о событиях Священной истории или житие святого в картинах т. е. практически - реалистическое изображение, иллюстрация. Здесь на первый план выдвигается ее экспрессивно-психологическая функция - не просто рассказать о событиях давних времен, но и возбудить в зрителе целую гамму чувств - сопереживания, жалости, сострадания, умиления, восхищения и т. п., а соответственно - и стремление к подражанию изображенным персонажам.
Икона - это визуальный рассказ, но не о повседневных событиях, а об уникальных, чудесных, в том или ином смысле значимых для всего человечества. Поэтому в ней не место ничему случайному, мелочному, преходящему; это обобщенный, лаконичный образ.
Икона - особый символ. Возводя дух верующего в духовные сферы, она не только обозначает и выражает их, но и реально являет изображаемое в нашем преходящем мире. Икона в сущности своей, как и ее главный божественный Архетип, антиномична: это - выражение невыразимого и изображение неизобразимого.
Икона реально являет свой первообраз. Отсюда поклонная и чудотворная функции иконы. Верующий любит икону, как сам архетип, целует ее, поклоняется ей, как самому изображенному лицу ("честь, воздаваемая образу, переходит на первообраз"- были убеждены отцы Церкви), и получает от иконы духовную помощь, как от самого архетипа.
Отсюда следует, что иконописное изображение – это некая ответственность иконописца перед Богом и людьми, которые будут возносить свои молитвы.
В иконе в художественной форме живет церковное Предание, главным носителем которого выступает иконописный канон. В нем, как в специфической внутренней норме творческого процесса, хранятся обретенные в результате многовековой духовно-художественной практики Православия основные принципы, приемы и особенности художественного языка иконописи.

Первые иконописные образы появились в христианском искусстве изначально. Создание первых икон предание относит к апостольским временам и связывают с именем евангелиста Луки.
Иконография основных образов, как и приемы и методы иконописи сложились уже к концу иконоборческих времён. В византийскую эпоху выделяют несколько периодов, отличающихся стилем изображений: «Македонский ренессанс» X — первой половины XI века, иконопись Комниновского периода 1059—1204 годов, «Палеологовский ренессанс» раннего XIV века.

Иконопись вместе с христианством приходит сперва в Болгарию, затем в Сербию и Русь. Первый известный по имени русский иконописец — святой Алипий (Алимпий) (Киев,? — 1114 год). Самые ранние русские иконы сохранились не в древнейших храмах юга, подвергшихся разорению во время татарских нашествий, а в соборе Святой Софии в Новгороде Великом. Именно на русской почве постепенно складывается многоярусный иконостас. Иконопись Древней Руси отличается выразительностью силуэта и ясностью сочетаний больших цветовых плоскостей, большей открытостью к предстоящему перед иконой.
Искусство иконописи пришло на Русь из Византии после принятия крещения в 988 году. Хотя христианские храмы существовали в Киеве и раньше, именно после 988 года началось строительство первой каменной церкви в Киеве, названной Десятинная
Для всего древнерусского искусства важную роль сыграли строительство и роспись Успенского собора в Киево-Печерском монастыре. Строительство и роспись были выполнены константинопольскими мастерами в 1073-89 годах. Древняя роспись, а затем и само здание храма погибли. Однако сохранилось описание, сделанное в 17 веке, из которого ясно основное содержание росписи. Известно, что сам храм служил образцом для строительства соборов в других городах Руси, а иконография его фресок повторялась и оказала влияние на иконопись. Выполнившие роспись иконописцы остались в монастыре, где основали иконописную школу. Из неё вышли первые известные русские иконописцы - преподобные Алипий и Григорий.

Уже с конца X века образцы византийской иконописи начали попадать на Русь и становились не только предметом поклонения, но и предметом подражания. Однако отсюда еще не следует, что русская иконопись была простым ответвлением византийской. Долгое время она находилась в орбите ее притяжения, но уже с XII века начался процесс ее эмансипации. Веками накапливаемые местные черты перешли постепенно в новое качество, отмеченное печатью национального своеобразия. Это был длительный процесс, и очень трудно четко обозначить его хронологические границы.
В пределах Московского княжества этот процесс протекал более медленно. Но и здесь постепенно был выработан свой художественный язык. И если это не привело к решительному разрыву с византийским наследием, то с эпохи Андрея Рублева московская живопись также обрела свое собственное лицо. Именно с именами выдающихся мастеров, таких как Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий, связан расцвет русской иконописи. Именно с этого времени можно всецело говорить о древнерусской иконописи как уже о вполне сложившейся национальной школе.
Рядом с трансформацией традиционных типов, получивших уже иную эмоциональную окраску и соответственную формальную переработку, на Руси шел и другой процесс — процесс создания своих собственных иконографических типов, независимых от Византии. Ранее всего это наметилось в культе местных святых (как, например, Бориса и Глеба), чьи изображения не встречались в Византии.

Расцвет иллюстрирования русских княжеских житий наступил в 16 веке и был связан с интереса к прошлому, с вкладом на Руси христианской святости. Тогда создались новые редакции житийных циклов, а некоторые сочинялись заново; месточтимые святые приобретали общерусское почитание. Многие князья, жившие в 13 веке, и прославившиеся в это суровое время, становились широко известными как раз в 16 веке.
К числу самых оригинальных княжеских житий относится Житие Петра, царевича Ордынского. Он, по преданию, принадлежал к татарской знати, был племянником хана Берке, однако около 1253 года пришел в Ростов, принял христианство и там, благодаря чудесной помощи апостолов Петра и Павла, основал Петропавловский монастырь, посвященный своему патрональному святому.

Приблизительно в середине 16 века складывается особый тип икон русских святых, прославившихся в трагическом для Руси 13 столетии. В этих иконах история и жизни и подвигах князей, причем большая часть в иконописном изображении уделена как раз посмертным чудесам и исцелениям около мощей. В первой, «исторической» части композиции изображается хотя бы одна сцена с иконой, перед которой молится благочестивый князь, нередко - торжественные встречи князя в его владениях; вторая часть посвящена, как правило, сплошь чудесам, которые свидетельствуют о святости изображаемого.

Ранним примером произведений такого рода служит житийная икона ярославских князей Федора, Давида и Константина, созданная около 1560-х и хранившаяся в Спасо – Преображенском монастыре Ярославля в небольшом среднике иконы помещено изображение князя Федора в схиме и его молодых сыновей в княжеских одеждах, а вокруг - тридцать шесть житийных клейм. Событиям из жизни посвящены лишь 12 клейм, все оставшиеся – это посмертные чудеса.

Еще один пример – это икона Александра Невского первой половины 16 века. Центральное изображение святого, а вокруг него кольцо из 35 клейм. И так же тенденция приоритета посмертных чудес на клеймах.

Другой житийный цикл русских святых, в котором отражается особая историческая реальность и другой агиографический пласт, в отличии от византийских канонов, есть цикл на жития Преподобных и святых.

Особое отличие от предыдущего направления, в котором воспевались князья, в житийных изображениях святителей и архиереев, сцены с молениями перед иконами уже не встречаются столь часто.

Со второй половины 14 века, в соответствии с новыми тенденциями духовной жизни православного мира, в житиях преподобных и и архиереев учащаются упоминания об иконах, их создании, молении перед ними. В житии преподобного Сергия, написано Епифанием Премудрым, встречаются целые пассажи, которые можно истолковать как сцены моления перед иконостасом и как размышления перед алтарной преградой.
В житийной иконе митрополита Петра круга Дионисия (Успенский собор Московского Кремля) идея глубокого почитания ионных изображений вылощена в сюжете «Обучение Петра иконописанию»(пятое клеймо на верхнем поле). В один из клейм иконы митрополит Петр изображен как монах, сидит на низком табурете с иконой Богоматери на коленях.

С XVII века в России начинается упадок иконописи, иконы начинают писаться больше «на заказ», а c ХVIII века традиционную темперную (темпера) технику постепенно вытесняет масляная живопись, в которой используются приёмы западно-европейской художественной школы: светотеневая моделировка фигур, прямая («научная») перспектива, реальные пропорции человеческого тела и так далее. Икона максимально приближается к портрету. К иконописанию привлекаются светские, в том числе и неверующие художники.
После так называемого «открытия иконы» в начале XX века появился большой интерес к древней иконописи, технология и мироощущение которой сохранились к тому времени практически только в старообрядческой среде. Начинается эпоха научного изучения иконы, в основном, как культурного феномена, в полном отрыве от главной её функции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: