Формы сотрудничества и сроки контракта

Существует несколько вариантов дистрибьюторских отношений. Дистрибьютору может быть предоставлено монопольное право. Тогда поставщик в течение срока действия договора обязуется не передавать другому лицу в пределах договорной территории права на распространение или продажу товара, но сохраняет за собой право заключать сделки с определенными и согласованными с дистрибьютором покупателями с оплатой ему при таких продажах соответствующего вознаграждения.

Другая форма сотрудничества предполагает предоставление дистрибьютору исключительного (эксклюзивного) права продажи. При этом поставщик берет на себя обязательство не продавать свои товары на договорной территории никому, кроме дистрибьютора.

Типовой контракт допускает возможность назначения субдистрибьюторов или агентов по продаже товара на договорной территории, но при условии извещения об этом поставщика до их назначения. Важно помнить, что дистрибьютор не посредник и не брокер, он покупает товары для перепродажи от собственного имени и за свой счет. Этим он отличается от агента.

Договор может быть заключен как на определенный, так и на неопределенный срок действия. При заключении контракта на неопределенный срок каждая из сторон вправе отказаться от исполнения договора, известив в письменной форме другую сторону, причем срок извещения до даты предполагаемого расторжения контракта зависит от срока действия контракта. Если контракт действовал менее 5 лет, то извещение о расторжении должно быть получено не менее чем за 4 месяца.

Дистрибьюторский договор можно сравнить с договором коммерческой концессии. Но если договор коммерческой концессии регулирует вопросы передачи прав на фирменное наименование, патенты, товарные знаки, промышленные образцы и ноу-хау, то объем прав, передаваемых грантором дистрибьютору, значительно больше. Согласно Руководству по составлению международных дистрибьюторских соглашений, утвержденному Международной торговой палатой (далее - Руководство), дистрибьютор должен:

а) приобретать и перепродавать товар от своего имени и за свой счет;

б) принимать на себя организацию продаж на определенной территории;

в) не создавать обязательств для производителя.

Указанное совсем не означает, что грантор и дистрибьютор в рамках дистрибьюторского соглашения не могут регламентировать использование товарных знаков и иных объектов интеллектуальной собственности. Однако данные условия все же вторичны по сравнению с приобретением дистрибьютором продукции и ее перепродажей от своего имени и за свой счет. Таким образом, можно в ряде случаев признать, что некоторые положения дистрибьюторских договоров подпадают под законодательство, регулирующее отношения коммерческой концессии, но в целом знак равенства между договором коммерческой концессии и дистрибьюторским договором ставить нельзя.

Наиболее тесно связаны дистрибьюторские отношения с посредническими договорами, в частности с агентированием. Это подтверждается и терминологически, поскольку грантора нередко именуют, как и сторону агентского договора, принципалом. В Руководстве даже имеется специальный раздел, посвященный агентским и дистрибьюторским отношениям. При этом указывается, что в том случае, если дистрибьютор решил выступить в данном правоотношении еще и в качестве агента, соответствующий договор должен включать подробное разграничение правил, относящихся к каждому виду деятельности. Для упрощения договорной работы в Руководстве предлагается у контрагента выделять основные функции (перепродажа или агентирование) и дополнительные, отразив это в договоре.

Одним из существенных условий дистрибьюторского договора является условие о согласовании договорной территории. При определении территории стороны могут придерживаться как строгих географических границ определенного государства, так и границ конкретного региона. Под территорией в практике заключения дистрибьюторских соглашений понимается государство или часть государства (административно-территориальная, муниципальная, историческая или иная область) либо содружество государств, т.е. территория, находящаяся в пределах государственной юрисдикции.

В дистрибьюторских договорах можно определить меры поддержки грантором дистрибьютора, например:

предоставление дистрибьютору технической и коммерческой информации, связанной с продажами товара (включая передачу ноу-хау);

организация тренингов и семинаров для персонала дистрибьютора;

порядок обеспечения дистрибьютора рекламной продукцией и т.д.

Для эффективного осуществления продаж в рамках определенной сторонами территории очень важно включить условие об исключительности передаваемых дистрибьютору прав продажи данных товаров. В сущности, передача исключительных прав на продажу очень похожа на передачу исключительных прав на объекты промышленной собственности. Однако если в первом случае российское законодательство не предусматривает дополнительных процедур, то во втором необходима государственная регистрация соответствующего договора в патентном ведомстве. Во внешнеторговых отношениях возможен запрет для грантора вступать в гражданско-правовые отношения (в некоторые договоры даже вводят условие о запрете переговоров) с хозяйствующими субъектами, которые осуществляют или могут осуществлять на "договорной" территории продажи. Предполагается, что эти действия должен осуществлять дистрибьютор.

Внешнеторговые дистрибьюторские договоры в отличие от большинства российских включают условие об отказе от конкуренции с грантором. Это означает, что дистрибьютор обязуется не продавать (а также не выступать в качестве посредника при продажах) товары, конкурирующие с товарами, распространяющимися в рамках дистрибьюторского соглашения. Как более мягкий вариант применяется оговорка о том, что дистрибьютор согласовывает с грантором перечень иных сбываемых им товаров, которые могут конкурировать с распространяемыми товарами. В контрактах можно предусмотреть необходимость строгой отчетности дистрибьютора и всех его аффилированных компаний о своей деятельности, включая продажу и прочих товаров.

В договоре предусматриваются санкции за нарушение типичных для дистрибьюторского договора условий, например о минимальном уровне продаж, определении цены (продажа по заниженной цене может негативно отразиться на деловой репутации грантора), уменьшении установленного запаса товаров (дистрибьютор обязан их хранить, чтобы удовлетворять интересы третьих лиц).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: