Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 79» г. Перми
«Рассмотрено» На заседании Педагогического Совета Протокол № ___ от «__»_____________20___г. | «Утверждаю» Директор МАОУ «СОШ № 79»: Веселухина В.Р. /____________/ Приказ № ___ от «__»_______________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по литературе
на уровень основного общего образования
9 класс
Киримовой Юлии Александровны
Учебный год
Пермь 2015
Структура программы
Данная рабочая программа включает в себя следующие разделы:
- пояснительную записку;
- список требований к уровню подготовки учащихся;
- учебно – тематический план;
- содержание курса;
-календарно – тематическое планирование;
- учебно – методическое обеспечение.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Главнейшая цель школы – подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной лишь тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире. Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
|
|
Цели и задачи
Данная программа основывается на целях и задачах школы и МО русского языка и литературы.
– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
|
|
научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена в соответствии с законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Концепцией модернизации российского образования, Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа ст.Советской, Примерным региональным положением о рабочей программе (Приложение к приказу минобразования Ростовской области от 14.07.2011 №610), должностными инструкциями педагогических работников, примерной программой по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой, с учётом регионального компонента (РК).
|
|
Данная рабочая программа составлена в соответствии с образовательным стандартом основного общего образования и на основании учебного плана МБОУ СОШ ст. Советской, реализующего стандарт первого поколения на второй ступени образования.
Рабочая программа относится к основному общеобразовательному виду, является компилятивной.
Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне.
Согласно базисному учебному плану на изучение литературы в 9 классе отводится 3 часа в неделю.
Учебная рабочая программа рассчитана на 34 недели, таким образом, общее количество часов, отведённых на изучение литературы в 9 классе, составляет 102 часа.
Программе соответствует учебник «Литература, 9 класс, в 2-х частях», автор Т.Ф.Курдюмова. – М.: Дрофа, 2010 г.
Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность.
Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы. Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс.
|
|
Курс 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.
При изучении предмета у учителя остается право на корректировку программы в целях обеспечения высокого уровня образовательного процесса.
Требования к уровню подготовки учащихся
Изучение литературы в 9 классе призвано обеспечить:
-приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
-формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
-развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
-воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;
-воспитание культуры речи учащихся.
Устно:
-Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.
-Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
-Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная).
-Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев (на основе прочитанного).
-Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изученных произведений (в процессе беседы, сообщений, докладов и пр.).
-Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.
Письменно:
-Письменный развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с изученным.
-Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).
-Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.
-Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
-Создание письменного оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).
-Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.
В результате освоения обязательного минимума содержания предмета «Литература» выпускники должны:
-чтение и восприятие
-прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,
-воспроизвести их конкретное содержание,
-дать оценку героям и событиям;
-чтение, истолкование и оценка
-анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;
-особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера;
-род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;
-выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;
-обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его написания;
-объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;
-чтение и речевая деятельность
-пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
-давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении;
-писать изложения на основе литературно-художественных текстов;
-писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;
-писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям;
-выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.
Общими показателями учебных достижений школьников в области литературного образования являются:
-начитанность учащихся в области художественной литературы (разносторонность, систематичность, направленность чтения;
-факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы);
-глубина освоения идейно-художественного содержания произведения (личностный характер восприятия, широта охвата раз личных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценки);
-уровень овладения знаниями по литературе (умение применять важнейшие из них к анализу и оценке художественных произведений);
-качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний).