Цели и задачи

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 79» г. Перми

«Рассмотрено» На заседании Педагогического Совета Протокол № ___ от «__»_____________20___г.   «Утверждаю» Директор МАОУ «СОШ № 79»: Веселухина В.Р. /____________/ Приказ № ___ от «__»_______________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

по литературе

на уровень основного общего образования

9 класс

Киримовой Юлии Александровны

Учебный год

Пермь 2015


Структура программы

Данная рабочая программа включает в себя следующие разделы:

- пояснительную записку;

- список требований к уровню подготовки учащихся;

- учебно – тематический план;

- содержание курса;

-календарно – тематическое планирование;

- учебно – методическое обеспечение.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Главнейшая цель школы – подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной лишь тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире. Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Цели и задачи

Данная программа основывается на целях и задачах школы и МО русского языка и литературы.

– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена в соответствии с законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Концепцией модернизации российского образования, Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа ст.Советской, Примерным региональным положением о рабочей программе (Приложение к приказу минобразования Ростовской области от 14.07.2011 №610), должностными инструкциями педагогических работников, примерной программой по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой, с учётом регионального компонента (РК).

Данная рабочая программа составлена в соответствии с образовательным стандартом основного общего образования и на основании учебного плана МБОУ СОШ ст. Советской, реализующего стандарт первого поколения на второй ступени образования.

Рабочая программа относится к основному общеобразовательному виду, является компилятивной.

Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне.

Согласно базисному учебному плану на изучение литературы в 9 классе отводится 3 часа в неделю.

Учебная рабочая программа рассчитана на 34 недели, таким образом, общее количество часов, отведённых на изучение литературы в 9 классе, составляет 102 часа.

Программе соответствует учебник «Литература, 9 класс, в 2-х частях», автор Т.Ф.Курдюмова. – М.: Дрофа, 2010 г.

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность.

Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы. Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс.

Курс 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.

При изучении предмета у учителя остается право на корректировку программы в целях обеспечения высокого уровня образовательного процесса.

Требования к уровню подготовки учащихся

Изучение литературы в 9 классе призвано обеспечить:

-приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;

-формирование гуманистического мировоззрения учащихся;

-развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;

-воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;

-воспитание культуры речи учащихся.

Устно:

-Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

-Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

-Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная).

-Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев (на основе прочитанного).

-Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изученных произведений (в процессе беседы, сообщений, докладов и пр.).

-Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.

Письменно:

-Письменный развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с изученным.

-Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).

-Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.

-Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).

-Создание письменного оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).

-Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.

В результате освоения обязательного минимума содержания предмета «Литература» выпускники должны:

-чтение и восприятие

-прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,

-воспроизвести их конкретное содержание,

-дать оценку героям и событиям;

-чтение, истолкование и оценка

-анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;

-особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера;

-род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;

-выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;

-обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его написания;

-объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;

-чтение и речевая деятельность

-пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;

-давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении;

-писать изложения на основе литературно-художественных текстов;

-писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;

-писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям;

-выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.

Общими показателями учебных достижений школьников в области литературного образования являются:

-начитанность учащихся в области художественной литературы (разносторонность, систематичность, направленность чтения;

-факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы);

-глубина освоения идейно-художественного содержания произведения (личностный характер восприятия, широта охвата раз личных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценки);

-уровень овладения знаниями по литературе (умение применять важнейшие из них к анализу и оценке художественных произведений);

-качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: