Содержание учебного курса

Учебно – тематический план

Кол-во часов Наименование раздела Содержание раздела Планируемый результат Система оценки пла- нируемых результатов
    Введение Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции.. Понятие о литературном процессе Знать: роль литературы в духовной жизни России. Уметь: обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в процессе обсуждения произведения  
    Древнерусская литература Патриотический пафос, поучительный характер. Истоки и начало древнерусской литера- туры. Многообразие жанров. «Слово о полку Игореве». Вопрос о времени создания и об авторстве. Историческая основа, сюжет. Роль памятника в судьбах рус­ской культуры Знать: характеристику древнерусской литературы,историческую основу, идеи, образную систему «Слова о полку Игореве». Уметь: дать письменный ответ об особенностях и значении«Слова...»;выявить идею, образную систему, пейзаж произведения, выразительно читать отрывок из «Слова...»; использовать сведения по теории литературы в процессе оценки художественного текста Тест
    Литература XVIII века Знать: характерные черты классицизма и особенности русского классицизма; основные теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного направления. Уметь: обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в процессе анализа произведения. Знать: общие сведения о М. В. Ломоносове как ре­форматоре русского языка, поэте и писателе, понятие жанра оды. Уметь: воспринимать и анализировать поэтику оды, показать прославление Родины, мира, науки в оде М. В. Ломоносова. Знать: общие сведения о жизни и творчестве Г. Р. Державина, содержание оды «Фелица», комедии «Недоросль». Уметь: показать отличительные черты оды Держа -вина «Фелица» от од М. Ломоносова; использовать различные формы изученных художественных произведений; сопоставлять произведения разных писателей;показать проблему образования и воспитания в комедии;рассуждать на тему «Проблемы образования и воспитания в комедии "Недоросль" и в современном обществе»; использовать сведения по теории литературы в процессе изучения художественного текста Знать: понятие о сентиментализме; биографию и творчество Карамзина как писателя и историка. Содержание произведений. Уметь: выделять характерные черты сентиментализ ма в произведениях русской ли­тературы; пользовать- ся различными видами справочной литературы; комментировать изученные произведения и доказа- тельно их оценивать Знать: характерные черты классицизма и особенности русского классицизма; основные теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного направления. Уметь: обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в процессе анализа произведения. Знать: общие сведения о М. В. Ломоносове как ре­форматоре русского языка, поэте и писателе, понятие жанра оды. Уметь: воспринимать и анализировать поэтику оды, показать прославление Родины, мира, науки в оде М. В. Ломоносова. Знать: общие сведения о жизни и творчестве Г. Р. Державина, содержание оды «Фелица», комедии «Недоросль». Уметь: показать отличительные черты оды Держа -вина «Фелица» от од М. Ломоносова; использовать различные формы изученных художественных произведений; сопоставлять произведения разных писателей;показать проблему образования и воспитания в комедии;рассуждать на тему «Проблемы образования и воспитания в комедии "Недоросль" и в современном обществе»; использовать сведения по теории литературы в процессе изучения художественного текста Знать: понятие о сентиментализме; биографию и творчество Карамзина как писателя и историка. Содержание произведений. Уметь: выделять характерные черты сентиментализ ма в произведениях русской ли­тературы; пользовать- ся различными видами справочной литературы; комментировать изученные произведения и доказа- тельно их оценивать Тест
    Литература XIX века Романтизм в русской культуре. Творчество В.А. Жуковского, А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С.Тургенева, А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П.Чехова. Основные темы и мотивы лирики Н.А.Некрасова. Художественный мир лирики Ф.И. Тютчева и А.А.Фета. Знать: основные факты жизни и творчества писателя; необходимые теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного процесса; творческую историю изучаемого произведения; содержание; основные черты классицизма и реализма; материал по теме, технологию тестовой работы с выбором варианта ответа; понятия диа­лектика души, автобиографическая трилогия; понятие подтекста, отличия комического и сатирического текстов Уметь: комментировать изученное произведение и доказательно оценивать; анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; показать основные особенности поэтического языка поэтов; аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; учитывать позицию автора при анализе и оценке произведения; анализировать эпизод и его место в тексте, используя сведения по истории и теории литературы; использовать специфику рода, жанра, тематики, авторской мане­ры и позицию автора при анализе и оценке произведения; применять знания в работе с текстом художественного произведения; составлять сравни­тельную характеристику героя; сопоставлять и оценивать поступки персонажей; использовать сведения по теории литературы в процессе изучения и оценки художественного текста; определять тематику и проблематику произ­ведения;развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал;работать с тестом; пользоваться различными видами справочной литературы; создавать сочинения различных жанров; активно и доказательно использовать другие виды искусства в процессе изучения литературы; выразительно читать, владея различными видами перехода от лирического (интонационного и смыслового свое­образия) к драматическому; владеть: основными видами публичных выступлений Тест Творческая работа Сочинение
    Русская литература XX века Своеобразие русской прозы и поэзии рубежа веков. Проза и поэзия И.А.Бунина. Произведения М. Горького, М.Шолохова, А.Солженицына, В.М. Шукшина, В.П. Астафьева, В.Г. Распутина, А.В. Вампилова. Поэзия А.А. Блока, А.А. Ахматовой, С.А. Есенина, В.В.Маяковского, А.Т.Твардовского, Б.Ш. Окуджавы, Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенского. Сатира М.Булгакова. Знать: основные сведения о жизни и творчестве поэтов и писателей; содержание изучаемых произведений; своеобразие лирики поэтов «серебряного» века; теоретический материал о сатире; понятие поэзия «оттепели», основных авторов этого времени; художественные особенности и своеобразие пьесы Уметь: характеризовать основные образы лирики поэтов, выразительно читать стихотворения; выделять художественные образы в лирике поэтов;давать характеристику героям, совершенствовать навыки анализа текста; анализировать и интерпре -тировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; показать актуальность комедии Булгакова; письменно выражать свое мнение; участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;показать значение образа героя рассказа «Судьба человека», выявить роль пейзажных зарисовок; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; участвовать в диалоге; писать рецензии на прочитанные произведения Выразительное чтение наизусть Творческая работа
   
    Зарубежная литература Творчество У.Шекспира, Ж.-Б.Мольера. Знать: содержание произведений. Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою  
    Итоги года     Контрольная работа

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел Тема урока Тип урока Кол-во часов Дата по плану Дата по факту
1. Шедевры русской литературы Урок ознакомления с новым материалом   03.09.  
Древнерусская литература      
2. 2 Истоки и начало древнерусской литературы. Многообразие жанров. Комбинированный урок   05.09.  
3. 3 «Слово о полку Игореве». Открытие, издание и изучение. Урок ознакомления с новым материалом   09.09.  
4. 4 Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция «Слова…» Комбинированный урок   10.09.  
5. 5 Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея «Слова…». Образы русских князей Комбинированный урок   12.09.  
6. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины Комбинированный урок   16.09.  
7. РР Особенности поэтики текста. Анализ отрывка «Плач Ярославны». Урок применения знаний и умений   17.09.  
8. Символика «Слова», своеобразие авторского стиля. Переводы и переложения произведения Урок обобщения и систематизации знаний   19.09.  
9. Тест по теме «Древнерусская литература» Урок проверки и коррекции ЗУН   23.09.  
Литература XVIII века      
10. Классицизм как литературное направление. Периоды формирования русской литературы 18 века Урок ознакомления с новым материалом   24.09.  
11. Жизнь и творчество М.В. Ломоносова. Жанр оды. Урок ознакомления с новым материалом   26.09.  
12. Средства создания образа идеального монарха в «Оде на день восшествия на престол Елисаветы Петровны, 1747 года». Комбинированный урок   30.09.  
13. Философская проблематика произведений Г.Р. Державина. Взгляды на поэта и поэзию, гражданский пафос лирики. Комбинированный урок   01.10.  
14. Традиция и новаторство поэзии Г.Р. Державина. Комбинированный урок   01.10.  
15. Сатира в творчестве Д. И. Фонвизина. Урок ознакомления с новым материалом   07.10.  
16. История создания пьесы «Недоросль», ее сценическая судьба. Комбинированный урок   08.10.  
17. «Недоросль»: герои и события. Проблемы гражданственности. Комбинированный урок   10.10.  
18. Проблемы воспитания и образования в комедии. Комбинированный урок   14.10  
19. Сентиментализм. Н.М. Карамзин — писатель и историк. Урок ознакомления с новым материалом   15.10.  
20. «Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма Комбинированный урок   17.10.  
21. Конфликт между любовным чувством и нравственными традициями. Комбинированный урок   21.10.  
22. Тест по теме «Литература 18 века» Урок проверки и коррекции ЗУН   22.10.  
  Литература XIXвека      
23. Творческая история создания комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». урок ознакомления с новым материалом   24.10.  
24. Сатирическое изображение жизни и нравов московского дворянства в комедии «Горе от ума». Комбинированный урок   28.10.  
25. Особенности развития комедийной интриги, своеобразие конфликта в комедии. Комбинированный урок   29.10.  
26. Герои и их судьбы в комедии «Горе от ума». Комбинированный урок   31.10.  
27. РР Образность и афористичность языка комедии. Монолог Чацкого Урок применения знаний и умений   11.11.  
28. Изображение донской природы в лирике А.В.Кольцова, И.С.Никитина, А.Н.Майкова. Урок проверки и коррекции ЗУН   12.11.  
29. «Золотой век» русской поэзии. Романтизм как литературное направление Урок ознакомления с новым материалом   14.11.  
30. Элементы романтизма в балладе В.А.Жуковского «Светлана». Комбинированный урок   18.11.  
31. Герои и сюжет баллады «Светлана». Народные обычаи. Комбинированный урок   19.11.  
32. Реализм как литературное направление Урок ознакомления с новым материалом   21.11.  
33. Болдинская осень 1830 года в творчестве А.С. Пушкина. Комбинированный урок   25.11.  
34. Лирика любви, дружбы. Комбинированный урок   26.11.  
35. Тема поэта и поэзии. Комбинированный урок   28.11.  
36. РР. Поэтическое мастерство А.С. Пушкина. Урок применения знаний и умений   02.12.  
37. История создания романа «Евгений Онегин». Замысел и композиция. Система образов романа. Сюжет. «Онегинская» строфа. Урок ознакомления с новым материалом   03.12.  
38. Жизнь столицы и мир деревни в романе А.С.Пушкина. Комбинированный урок   05.12.  
39. Образ Татьяны в романе «Евгений Онегин». Комбинированный урок   09.12.  
40. Онегин и Ленский. Сравнительная характеристика образов. Комбинированный урок   10.12.  
41. Донские критики о А.С.Пушкине: В.Л.Моложавенко «Донские были». РР Творческая работа «Мой Пушкин». Комбинированный урок   12.12.  
42. Светлые и грустные воспоминания детства в лирике М.Ю.Лермонтова. Урок ознакомления с новым материалом   16.12  
43. Раздумье поэта о счастье в лирике М.Ю.Лермонтова Комбинированный урок   17.12.  
44. Тема свободы и одиночества. Комбинированный урок   19.12.  
45. РР Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова. Комбинированный урок   23.12.  
46. Социально-психологический роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Урок применения знаний и умений   24.12.  
47. Печорин в системе образов романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Урок ознакомления с новым материалом   26.12.  
48. Трагедия жизни Печорина и его поколения в романе «Герой нашего времени». Комбинированный урок   09.01.  
49. Роль Гоголя в судьбе русской литературы. Урок ознакомления с новым материалом   13.01.  
50. Замысел и композиция поэмы «Мертвые души». Комбинированный урок   14.01.  
51. Чичиков и чиновники в поэме. Комбинированный урок   16.01.  
52. Чичиков и помещики в поэме. Комбинированный урок   20.01.  
53. Чичиков и помещики в поэме. Комбинированный урок   21.01  
54. Приемы создания образа главного героя. Комбинированный урок   23.01  
55. Образ Чичикова в поэме «Мертвые души». Комбинированный урок   27.01  
56. «Живая Русь» в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Комбинированный урок   28.01.  
57. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Творческая работа по поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя Комбинированный урок   30.01  
58. Станичный быт в повести Ф.Д.Крюкова «Казачка». Комбинированный урок   03.02.  
59. Основные мотивы лирики Ф.И.Тютчева. Урок ознакомления с новым материалом   04.02.  
60. Философская лирика и раздумья поэта о смысле человеческого бытия. Комбинированный урок   06.02.  
61. Тема народного страдания в лирике Н. А. Некрасова. Урок ознакомления с новым материалом   10.02.  
62. Роль поэта в обществе. Комбинированный урок   11.02.  
63. Любовь в жизни и творчестве И. С. Тургенева. Идейный замысел повести «Первая любовь». Урок ознакомления с новым материалом   13.02.  
64. Сюжет повести «Первая любовь» и ее герои. Комбинированный урок   17.02.  
65. Нравственная проблематика повести И.С.Тургенева. Комбинированный урок   18.02.  
66. Творческий путь Л.Н.Толстого. Автобиографическая трилогия писателя. Урок ознакомления с новым материалом   20.02  
67. Формирование характера и взглядов Николеньки Иртеньева. «Диалектика души» героев повести. Комбинированный урок   24.02.  
68. Художественное мастерство Чехова-рассказчика. Урок ознакомления с новым материалом   25.02.  
69. Композиция и общая идея цикла «Маленькие трилогии». Комбинированный урок   27.02.  
70. Сюжет и герои «Человека в футляре». Юмор и сатира в повести «Человек в футляре». Комбинированный урок   03.03  
71. Донские критики о А.П.Чехове: В.Д.Седегов «Родной край в произведениях А.П.Чехова». Комбинированный урок   04.03  
  Литература XX века      
72. Мотивы лирики И.А.Бунина. Психологизм и лиризм бунинского художественного стиля. Урок ознакомления с новым материалом   06.03  
73. Автобиографическая повесть И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева». Главный герой повести в изображении писателя.     11.03  
74. М.Горький. Автобиографическая трилогия. «Мои университеты» Комбинированный урок   13.03  
75. Элементы публицистики в повести. Комбинированный урок   17.03.  
76. Художественные особенности комедии М.А.Булгакова «Мёртвые души» Комбинированный урок   18.03.  
77. Новаторство М.А.Булгакова-сатирика. Комбинированный урок   20.03.  
78. Поэзия Серебряного века. Урок ознакомления с новым материалом   01.04.  
79. Личность и творчество А.Блока. Женские образы в лирике поэта. Комбинированный урок   03.04.  
80. Тема Родины в творчестве А.Блока. Комбинированный урок   07.04.  
81. С. Есенин и его судьба. Образ Родины в лирике поэта. Комбинированный урок   08.04.  
82. Тема любви в лирике Есенина. Комбинированный урок   10.04.  
83. Поэтическое новаторство В.В. Маяковского. Ранняя лирика. Комбинированный урок   14.04.  
84. Сатира В.В. Маяковского. Комбинированный урок   15.04.  
85. Поэзия Ахматовой — лирический дневник. Комбинированный урок   17.04.  
86. РР Анализ стихотворений поэтов Серебряного века. Урок применения знаний и умений   21.04.  
87. Гуманизм произведений М.А. Шолохова. Урок ознакомления с новым материалом   22.04.  
88. Рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиции. Проблема нравственного выбора. Комбинированный урок   10.04.  
89. Военная тема в лирике А.Т.Твардовского. Поэма «Василий Тёркин» Комбинированный урок   24.04.  
90. Собирательный образ главного героя. РР Творческая работа «Главный герой поэмы «Василий Тёркин». Урок применения знаний и умений   28.04.  
91. Судьба талантливого учёного в тоталитарном государстве в рассказе А.И. Солженицына «Как жаль». Комбинированный урок   29.04.  
92. Русская литература 60-90-х ХХ века. Герой-чудик в рассказе В.М. Шукшина «Ванька Тепляшин» Комбинированный урок   05.05.  
93. Нравственные проблемы повествования в рассказах В.П.Астафьева «Царь-рыба». Комбинированный урок   06.05.  
94. Нравственные проблемы в повести В.Г.Распутина «Деньги для Марии». Комбинированный урок   08.05.  
95. Смысл открытого финала произведения. Комбинированный урок   12.05.  
96. Смысл названия пьесы А.В.Вампилова «Старший сын» Комбинированный урок   13.05.  
97. Поэзия времен «оттепели». Стихи Б.Окуджава. Е. Евтушенко, А. Вознесенского. Комбинированный урок   15.05.  
98. «Поэзия в нашей жизни». Урок применения знаний и умений   19.05.  
Итоги года      
99. Повторение изученного по курсу. Урок обобщения и систематизации знаний   20.05.  
100. Контрольная работа по курсу Урок проверки и коррекции ЗУН   22.05.  
101. Итоги года и задание на лето комбинированный урок      
102. Обзор современных литературных новинок Урок ознакомления с новым материалом      

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: