Учение как социокультурная деятельность

Учение означает основное внутреннее содержание образования.

Пока учение не будет рассматриваться как непосредственная

предметная область социологии образования, пока данная наука не сможет проникнуть в суть процесса учения (выразить его как основную форму жизнедеятельности субъектов в сфере образования), до тех пор суждения социологов, их инструментальный аппарат будут оставаться поверхностными и непродуктивными. Конечно, изучение процесса учения — нечто новое для отечественной социологии образования. Средства социологического исследования — опросы, анкетирование, пилотаж, мониторинг и т.д. — универсальны и применимы в принципе к любому социальному явлению, попадающему в поле научного или практического внимания. Но учение как процесс обладает некоторой спецификой, вынуждающей отнестись к нему с осторожностью в данном случае.

Взять хотя бы индивидуальный характер этого процесса, о чем много говорилось в последнее время. Словом, стоит задуматься прежде чем идти дальше.

Требуется обратить внимание на культурные ценности, по поводу освоения которых «складывается процесс учения как вид социокультурной деятельности», и рассмотреть социологию образования как подотрасль социологии культуры. Соответственно принципы, условия и теоретические выводы последней становятся для социологии образования обязательными. Вместе с тем социология образования становится частью социологии воспитания. Таким образом, социология образования в качестве отраслевой социологии получает привязку еще к двум отраслевым социологиям.

Но все же как быть с процессом учения? На первый взгляд, изучение законов, принципов, механизмов и технологий учения более приличествует педагогике и психологии, а, может быть, философии. Эти области знания не закрыты для социолога, желающего серьезно отнестись к своему исследованию. Такая задача должна прослеживаться при рассмотрении структуры социологии образования с точки зрения анализа учения. Однако, заглянув в соответствующий раздел, обнаруживаешь, что структура социологии образования трактуется столь широко, что фактически растворяется бесследно. Предлагаются рассуждения по поводу научной формы закона, комплексности, системности применения методов, разнообразия культурно-исторических подходов и т.п.

Для обозначения этого процесса используется ряд терминов: учение, обучение, научение, образование и др. ведущей категории «ценность», которую он определяет как основную категорию и социологии культуры, и социологии образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: