Худ-е новаторство в творч. П.Мериме

П.Мериме (1803–1870) — выд-ся франц. писатель, один из основоп. критич. реа­лизма. Мериме одним из первых перех. на позиции нов. худ. метода — критич. реализма. В ром. «Хроника царств-я Карла IX» и драме «Жакерия» он развив. принцип историзма. Согл. Мериме, не от­д. великие личности, а народ дел. историю. В 1830–1840-е гг. Мериме созд. жанр реалистич. новеллы. Его стиль покоряет лаконизмом, ясностью и одно­врем. необычайной разнообразн-ю. Мериме обращ. к жанру «драмы для чтения». Первое опублик. Мериме произв-е – «Театр Клары Гасуль» (1825) – одна из самых ран. и решит. попыток, направл. на разруш. канонов классицизма и утвержд. новых принципов искусства. Мериме выдал свой сборник за сочинение некоей вымышл. им испан. актрисы и общ. деят-цы Клары Гасуль. Творч-во Клары представлял некий Жозеф Л'Эстранж, ее переводчик и издатель (также лицо, вымышл. автором сборника. «Театр Клары Газуль» – чрезвычайно самобытное и примечат.явление во фран. драматургии 20-х гг. 19века. Мериме, включ-ся в романтич. движ-е, избрал наиб. сложный путь для осущ-я своих новаторских замыслов. Он вошел в лит. как драматург, посягнув тем самым на цитадель классицистич. искусства – театр, в то время как первые романтики пока еще разраб. прозаич. жанры, мало интересов. классицистов. Мериме придает построению своих пьес больш.гибкость и разнообр-е. Шир. исп-т принцип своб.композиции, выразив-ся во множеств-ти точек зр., разрушении стройности условной архитектоники классицистской драмы, диалектич. сочет-и завершен-ти и незаверш-ти. Наиб.значит. открытием Мериме явл. устан-е непосредствен.координации между построением худ.произвед-я и развитием действит-ти, кот. стан-ся предметом изображ-я в драматич. произвед. В «Театре Клары Гасуль» эта тенденция выступ. еще в окруж. тех принципов драматургич.построения, с кот.мол.писатель полемизирует и кот.он воспроизв. в иронич. свете. В «Жакерии» принцип, открытый писателем, выступ.в чистом виде. Построение «Жакерии» в наиб.мере отраж. стремление Мериме к безличности, объективности творч-ва. Писатель пыт-ся созд.впечатление, что не автор, а сама жизнь опред-т построение произвед-я. Мериме разраб. синтетич. жанр, явл-ся перех. формой от новеллы к повести и роману. Это своеобр-я удвоен.новелла или эллипс. Под эллипсом поним.такая структура худ.произвед-я, в кот.все сод-е организ-ся вокруг 2х скрытых или явных центров, равноправн.и взаимод-х др.с др.Принцип эллипсности стан-ся жанрообразующим принципом новеллы, к кот.обратился Мериме. В структуре новеллы должен быть один центр, в романе-множ-во. Эллип.новелла разрыв.рамки единичн-ти, но сохран.лаконизм. Контрастность и равноправие 2х центров позволяют в самой структуре жанра заложить возм-ть для диалектич-го раскрытия жизни в объект.изображ-и ее противоречий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: