Анализ стихотворения

Восприятие лирики читателем предельно субъективно, глубокий же анализ стихотворения сродни искусству. Не случайно М, И. Цветаева, говоря о беззащит­ности художественного слова, замечает: «Меня нужно понять — либо меня нет». Каждое стихотворение по-своему уникально: в одном случае размер стиха имеет со­держательный смысл, в другом — лирический сюжет свёрнут настолько, что почти полностью уходит в подтекст стихотворения. Главные задачи поэта в конкретном стихотворении могут быть самыми разными: передача внутреннего состояния ге­роя, воплощение в образной форме философской мысли, создание музыки стиха.

Задача формирования читательской культуры предполагает знание о наи­более общих возможных аспектах анализа стихотворения, умение его интер­претировать. Предложенная в схеме последова­тельность анализа стихотворения условна, хотя и обладает определённой ло­гикой, сложившейся в практике анализа. Создание свободного (в жанре эссе) комментария стихотворения или строго исследовательского текста о нём можно начинать с любого из предложенных в схеме направлений анализа. При этом от­правной пункт анализа, как и логику дальнейших рассуждений, следует искать в самом художественном тексте.

Последовательность анализа стихотворения

1. Историко-биографический материал. Глубокое понимание стихотворения порой требует знания времени его написания, истории публикации, фактов биографии автора, которые связаны с лирическим сюжетом или имеют от­ношение к истории создания стихотворения.

2.Место стихотворения в творчестве поэта. При определении места стихо­творения в творчестве автора требуется отнести произведение к тому или иному периоду творчества поэта, понять контекст, в котором оно создава­лось, что невозможно без знания творческого пути поэта хотя бы в общих чертах. При анализе произведения важно выявить, насколько характерно стихотворение для творчества поэта или в какой мере оно нетипично для его поэтической манеры.

3. Ведущая тема. Темы составляют основу любого произведения (в том числе и лирического). Существует тематическая классификация лирики, которая в наиболее общем виде обозначает традиционные для лирики темы: интим­ная (любовная) лирика, пейзажная лирика, лирика дружбы, гражданская и патриотическая лирика, философская (медитативная) лирика, тема по­эта и поэзии. Выделение этих групп в большой степени условно, однако по­зволяет начать разговор о стихотворении, то есть может служить отправной точкой анализа произведения. Как правило, в стихотворении можно выделить ведущую (или основную) тему. При её определении следует ориентироваться на тематическую классификацию стихотворений, соотнося её с вечными для поэзии темами любви, красоты, смерти, рока и др. Однако важно помнить, что поэтический текст представляет собой сложное сплетение тем и мотивов.

4. Лирический сюжет. Сюжет всегда связан с каким-то событием. Воспоми­нание или случайная встреча, сюжетная сценка или созерцание природы, жизненные перипетии или посетившая поэта мысль становятся импульсом к лирическому переживанию, порождают особое эмоциональное состояние героя. Наличие в стихотворении развёрнутого сюжета переводит произведе­ние в лироэпический жанр.

5. Проблемы. Проблематика стихотворения определяется постановкой во­просов в тексте или подтексте произведения. Проблематика стихотворного произведения не имеет принципиального отличия от проблематики других родов литературы: поэты задаются этическими и социальными вопросами, дают свой отклик на вечные философские проблемы.

6. Композиция. Деление стихотворения на смысловые части позволяет про­следить развитие темы, увидеть смену настроения, вычленить поэтическую мысль, отметить композиционную стройность стихотворения, гармоничную соотнесённость всех его частей. В ряде случаев деление на смысловые части невозможно в силу особой содержательной цельности стихотворения или его миниатюрности. Принцип композиционного членения подскажут строфы.

7. Лирический герой. Содержание и границы понятия «лирический герой» ’спорны, но понятие это необходимо, так как оно ведёт к постижению образа поэта. При анализе стихотворения необходимо учитывать проблему соот­несённости лирического героя и автора. Эти отношения могут быть различ­ными. Лирический герой может выступать поэтическим двойником автора. В этом случае можно говорить о лирическом «я» как о способе раскрытия авторского сознания. Иногда в стихотворении мир предстаёт сквозь призму вымышленного «я». Речь идёт не о лирическом герое, а о лирическом субъ­екте, который порождён авторской фантазией и является способом раскры­тия чужого сознания. Таковы многие стихотворения А. А. Ахматовой.

8. Преобладающее настроение, его изменение. В стихотворении конкретный план может совмещаться с символическим и аллегорическим, но главным для лирического рода литературы является эмоциональное содержание, которое связано с переживаниями лирического героя. Восприятие поэтиче­ского текста предполагает подключение к настроению, которым проникну­то произведение, умение чувствовать переливы душевных состояний героя, объяснять их мотивы.

9. Жанр. Основным жанром лирики является лирическое стихотворение. По­нятие «стихотворение» стало универсальным и обозначает произведение,любого жанра лирики. Однако в ряде случаев поэты предпочитают конкре­тизировать жанр своих стихотворений.

10. Лексика. Анализ лексики стихотворения поможет проникнуть в своеобразие поэтического языка конкретного текста и раскрыть особенности поэтиче­ской манеры художника. Следует помнить, что слово в стихотворении всегда приобретает дополнительный смысл, особую эмоциональную окраску.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: