Восприятие лирики читателем предельно субъективно, глубокий же анализ стихотворения сродни искусству. Не случайно М, И. Цветаева, говоря о беззащитности художественного слова, замечает: «Меня нужно понять — либо меня нет». Каждое стихотворение по-своему уникально: в одном случае размер стиха имеет содержательный смысл, в другом — лирический сюжет свёрнут настолько, что почти полностью уходит в подтекст стихотворения. Главные задачи поэта в конкретном стихотворении могут быть самыми разными: передача внутреннего состояния героя, воплощение в образной форме философской мысли, создание музыки стиха.
Задача формирования читательской культуры предполагает знание о наиболее общих возможных аспектах анализа стихотворения, умение его интерпретировать. Предложенная в схеме последовательность анализа стихотворения условна, хотя и обладает определённой логикой, сложившейся в практике анализа. Создание свободного (в жанре эссе) комментария стихотворения или строго исследовательского текста о нём можно начинать с любого из предложенных в схеме направлений анализа. При этом отправной пункт анализа, как и логику дальнейших рассуждений, следует искать в самом художественном тексте.
Последовательность анализа стихотворения
1. Историко-биографический материал. Глубокое понимание стихотворения порой требует знания времени его написания, истории публикации, фактов биографии автора, которые связаны с лирическим сюжетом или имеют отношение к истории создания стихотворения.
2.Место стихотворения в творчестве поэта. При определении места стихотворения в творчестве автора требуется отнести произведение к тому или иному периоду творчества поэта, понять контекст, в котором оно создавалось, что невозможно без знания творческого пути поэта хотя бы в общих чертах. При анализе произведения важно выявить, насколько характерно стихотворение для творчества поэта или в какой мере оно нетипично для его поэтической манеры.
3. Ведущая тема. Темы составляют основу любого произведения (в том числе и лирического). Существует тематическая классификация лирики, которая в наиболее общем виде обозначает традиционные для лирики темы: интимная (любовная) лирика, пейзажная лирика, лирика дружбы, гражданская и патриотическая лирика, философская (медитативная) лирика, тема поэта и поэзии. Выделение этих групп в большой степени условно, однако позволяет начать разговор о стихотворении, то есть может служить отправной точкой анализа произведения. Как правило, в стихотворении можно выделить ведущую (или основную) тему. При её определении следует ориентироваться на тематическую классификацию стихотворений, соотнося её с вечными для поэзии темами любви, красоты, смерти, рока и др. Однако важно помнить, что поэтический текст представляет собой сложное сплетение тем и мотивов.
4. Лирический сюжет. Сюжет всегда связан с каким-то событием. Воспоминание или случайная встреча, сюжетная сценка или созерцание природы, жизненные перипетии или посетившая поэта мысль становятся импульсом к лирическому переживанию, порождают особое эмоциональное состояние героя. Наличие в стихотворении развёрнутого сюжета переводит произведение в лироэпический жанр.
5. Проблемы. Проблематика стихотворения определяется постановкой вопросов в тексте или подтексте произведения. Проблематика стихотворного произведения не имеет принципиального отличия от проблематики других родов литературы: поэты задаются этическими и социальными вопросами, дают свой отклик на вечные философские проблемы.
6. Композиция. Деление стихотворения на смысловые части позволяет проследить развитие темы, увидеть смену настроения, вычленить поэтическую мысль, отметить композиционную стройность стихотворения, гармоничную соотнесённость всех его частей. В ряде случаев деление на смысловые части невозможно в силу особой содержательной цельности стихотворения или его миниатюрности. Принцип композиционного членения подскажут строфы.
7. Лирический герой. Содержание и границы понятия «лирический герой» ’спорны, но понятие это необходимо, так как оно ведёт к постижению образа поэта. При анализе стихотворения необходимо учитывать проблему соотнесённости лирического героя и автора. Эти отношения могут быть различными. Лирический герой может выступать поэтическим двойником автора. В этом случае можно говорить о лирическом «я» как о способе раскрытия авторского сознания. Иногда в стихотворении мир предстаёт сквозь призму вымышленного «я». Речь идёт не о лирическом герое, а о лирическом субъекте, который порождён авторской фантазией и является способом раскрытия чужого сознания. Таковы многие стихотворения А. А. Ахматовой.
8. Преобладающее настроение, его изменение. В стихотворении конкретный план может совмещаться с символическим и аллегорическим, но главным для лирического рода литературы является эмоциональное содержание, которое связано с переживаниями лирического героя. Восприятие поэтического текста предполагает подключение к настроению, которым проникнуто произведение, умение чувствовать переливы душевных состояний героя, объяснять их мотивы.
9. Жанр. Основным жанром лирики является лирическое стихотворение. Понятие «стихотворение» стало универсальным и обозначает произведение,любого жанра лирики. Однако в ряде случаев поэты предпочитают конкретизировать жанр своих стихотворений.
10. Лексика. Анализ лексики стихотворения поможет проникнуть в своеобразие поэтического языка конкретного текста и раскрыть особенности поэтической манеры художника. Следует помнить, что слово в стихотворении всегда приобретает дополнительный смысл, особую эмоциональную окраску.