Ренессанс

В развитии культуры Возрождения различают следующие этапы:

1. Ранний Ренессанс - (Петрарка, Боккаччо, Донателло, Боттичелли, Джотто) – XIV в.

2. Высокий Ренессанс - (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Франсуа Рабле Джорджоне, Тициан) – XV в.

3. Поздний Ренессанс - (Веронезе, Тинторетто, Эль Греко, Питер Брейгель, Лукас Кранах, Ганс Гольбейн, Шекспир, Сервантес) – XVI в.

Проторенессанс – крайний ренессанс - Джотто ди Бондоне (ок.1267 - 1337) «Поцелуй Иуды. Падуя», капелла дель Арена, южная стена. (есть свет и тень, очень четкие лица, явный дневной свет).

Поздний ренессанс - Ганс Гольбейн Младший (1497— 1543) «Послы» (все обычные бытовые детали, практически нет более библейского сюжета).

Культура Возрождения зародилась в Италии. Итальянское Возрождение делят на четыре этапа:

1. Проторенессанс (Предвозрождение) или треченто - вторая половина XIII - XIV века (Данте Алигьери Франческо Петрарка, Пико делла Мирандола, Лоренцо Вала, Джотто, Никколо и Джованни Пизано)

2. Раннее Возрождение или кватроченто- XV век (Донателло, Мазаччо, Боттичелли, начало Возрождения в музыке).

3. Высокое Возрождение или квинточенто - конец XV - первая треть XVI в. (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль);

4. Позднее Возрождение (Веронезе, Тинторетто) - конец XVI века.

Росписи становятся мелкими, на них хочется любоваться, происходит наслаждение от вИдения таких вещей. К примеру, Джованни Пизано (1245 или 1250 - после 1314) Фасад кафедрального собора в Сиене. В России этот процесс начался несколько позже, только веке в 16 росписи российских церквей становятся мелкими и т.п. Люди не просто молятся на образы, но осмысляют и представляют эти образы (происходит работа сознания).

Главный смысл возрождения заключался в том, что человечество переходит от религиозного сознания к обыденному, которым мы руководствуемся в обыденной жизни.

Отличительные черты культуры возрождения:

1. Синтез античной и физической красоты и христианской духовности.

Идет бурная секуляризация (ярчайшие творения рождаются в русле церковного искусства, т.е. строятся храмы, делаются скульптуры для этих храмов, пишутся картины, создавались мессы (музыка), переводилась библия на национальные языки, т.е. жизнь становилась секуляризованной, мирской, но делалось это пока методами, которыми работала католическая церковь).

2. Гуманистическое возрождение – антропоцентризм, обращение культурного наследия античности. Возрождается античный идеал человека и понимание красоты как соразмерность с человеком. (золотое сечение - ???).

Стали основоположниками национальных литературных языков. Танто, Петрарка, Боккаччо создают итальянский. Чоссер – английский (кентерберийские рассказы). Ронсан и Дебелле – французский. Мартин Лютер – немецкий. В это время происходит расцвет героической поэмы, в центре которой человек, могущий совершить поступок или великое дело (в русской культуре это появляется в 17 веке – появляется герой, который знает на что и зачем идет и добивается результата).

3. Наиболее полно идеалы возрождения отражают архитектура, скульптура и живопись. Живопись выходит на первый план, у неё больше выразительных средств. В архитектуре ведущую роль начинают играть светские здания, т.е. дворцы, городские дома, общественные здания. Архитектура уходит только от строительства духовных зданий.

4. В музыке в это время появляются новые жанры, - сольные песни, оперы. 16 век Италия дарит всему миру такую вещь, как опера. Разделяются пения и музыка, появляется инструментальная музыка. Формирование национальных музыкальных школ. В этом вопросе Россия отстанет достаточно серьезно, так как российская национальная школа возникнет только с появлением Глинки, он возьмет европейские классические формы (опера - соната) вложит в них национальное содержание. И напишет свою первую оперу «Жизнь за царя» и покажет её в России, но её не воспримут, но за рубежом он увидит успех и только после того, как в России узнали об успехе этой оперы за рубежом, её снова поставят на родине и только после этого начнет постепенное привыкание к такому виду музыки.

5. В театре развиваются традиции народного искусства. (т.е. отмирает античный театр, в котором сущ-ют только плохие и хорошие герои). Сочетаются трагические и комические элементы, т.е. раньше если была греческая трагедия, то была только трагедия, если комедия, то комедия, а сейчас появляются драматические пьесы, в которых прослеживается и трагизм и комизм.

6. Тесная связь биологии и искусства, т.к. для того чтобы правильно нарисовать человека нужно было знать структуру его тела.

7. Переход от ренессанса к следующему этапу развития духовного мира – это больший объем гуманитарных наук – этики, педагогики (формируется сегодняшнее отношение учитель-ученик), истории (начали писать историю как реальный процесс), филология и риторика (в них происходит качественный сдвиг). Из-за того, что начинают изучать античные и египетские тексты, то переводят на европейские современные языки трактаты о мире, о медицине, о математике, об астрономии и на основе этих трактатов продолжают изучение этих дисциплин уже в 15, 16, 17 веках. Мир развивается, нужны технические приспособления, поэтому развивается область наук о природе, особенно заметными были достижения в математике: Лука Пачоли (алгебра, геометрия, бухучет),т.к. Италия торгует и ей нужны методы, как учитывать приход-расход, поэтому он серьезно занимается бухучетом, Региомонтан (Иоганн Мюллер) составил таблицу планет, были успехи в картографии, географии, астрономии, судостроении, что делает возможным в 15 веке совершать морские дальние экспедиции, и в конечном итоге, великие географические открытия.

Качественные сдвиги происходят в медицине, поскольку во время ренессанса художники часто ходят в анатомические театры или покупают трупы и препарируют их для того, чтобы понимать как работает мышца и как она двигается и т.д. для того, чтобы нарисовать это всё правильно. И открытие всемирного значения – изобретение книгопечатания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: