Виды правосознания

1. по его субъектам – носителям выделяют:

- индивидуальное (складывается у отдельного человека под воздействием разнообразных факторов и отношений, в которые он вступает, а также его психофизиологических особенностей)

- групповое (коллективное) отражает специфику той или иной социальной группы. Общность интересов членов группы определяется сходством восприятия ими государственно-правовой действительности(правосознание молодёжи, юристов и т.д.)

- Общественное – связано с характером отношения к праву в обществе. Оно обусловлено индивидуальным и групповым правосознанием, но не сводится к ним. Оно непосредственно воздействует на них. Поэтому эти 3 вида соотносятся как единичное, особенное и общее.

2. в зависимости от уровня, т.е. глубины познания и отражения правовой действительности различают:

- Обыденное (эмпирическое) правосознание – его содержание определяется правовым опытом лица. Складывается стихийно, при этом эмоциональное восприятие превалирует над рациональным, а правовая психология занимает доминирующее положение. Обыденное правосознание устанавливает лишь внешние связи между правовыми явлениями. Однако оно определяет поведение множества людей, т.е. тех кто не имеет специальной юридической подготовки. Поэтому имеет важное социальное значение.

- теоретическое (научное) правосознание – формируется на основе юридической науки и выступает в виде различных теорий, учений, концепций и отражает уровень государственно – правовой действительности.

Особое место в классификации правосознания по уровню и по носителям занимает профессиональное правосознание, которым обладают юристы (адвокаты, судьи, прокуроры, следователи, юрисконсульты и др.), имеющие специальную юридическую подготовку, обладающие широкими знаниями в области права и его применения, понимающие ценность правового порядка и законности в обществе.

Правосознание юристов должно отличатся высокой устойчивостью, уважением права, а также готовностью следовать его предписаниям, т.е. профессиональному сознанию присущь высокий уровень развития, что предполагает максимально полную правовую информированность, установку на активное, творческое правомерное поведение. Однако профессиональному правосознанию свойственны и деформации, порождаемые юридической практикой (чаще всего), в т.ч. обвинительный уклон, известный формализм, стремление действовать в соответствии в буквой, а не духом закона.

47. Понятие правовой культуры, её элементный состав, функции, роль в формировании гражданского общества и правового государства

Правовая культура – к ачественное правовое состояние общества, обусловленное социальным, политическим, экономическим, духовным строем; выражается в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания, степени гарантированности прав и свобод человека. Правовая культура – образ мышления, норма и стандарт поведения, а в целом – правовой менталитет общества.

Характеристики правовой культуры:

- включает в себя ценностную оценку правовых институтов, процессов, форм деятельности общества – характеризует правовые ценности общества;

- является высшей формой осознания правовой жизни страны;

- составляет часть общей культуры, занимая в то же время самостоятельное место в социокультурном пространстве;

- зависит от нравственности общества и нравственных качеств людей, осуществляющих правовую деятельность;

- служит предпосылкой формирования правового государства.

Элементы правовой культуры:

1. уровень развития правосознания населения;

2. развитие правовой деятельности;

3. степень совершенства системы юридических актов, в которых закрепляется право данного общества.

Уровни правовой культуры:

a. обыденный – ограничивается рамками повседневной жизни людей, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений;

b. профессиональный – свойствен лицам, занимающимся юридической деятельностью на профессиональном уровне – присуща высокая степень знания права и понимания правовых проблем, целей и задач правовой деятельности. Профессиональная культура определяет работу всех государственных учреждений, государственного аппарата.

c. теоретический – включает в себя высокий уровень не только знания права, но и понимания его глубинных свойств и ценностей, механизма действия и т.д.

Формы правовой культуры:

1. правовая культура личности – единство правовых знаний, положительного отношения к праву и правомерного поведения; характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным уровнем правовой информированности, обеспечивающей правомерность поведения.

2. правовая культура социальных групп – свойственна отдельным социальным группам, зависит от правосознания данной группы (правовых ценностей данного общества);

3. правовая культура общества – охватывает все виды поведения и действий, связанных с правовым общением и использованием правовых средств регулирования общественных отношений; непосредственно связана с общим культурным уровнем населения, зависит от уровня общественного правосознания, от состояния и характера законодательства.

Функции правовой культуры:

1. познавательно-преобразовательная – направлена на согласование различных интересов общества, создание правовых и нравственных гарантий свободного развития личности, уважения ее достоинства;

2. праворегулятивная – обеспечение устойчивого, эффективно действующего механизма развития правовой системы;

3. Ценностно-нормативная проявляет свое действие че­рез отражение в сознании индивидов, их групп разнообразных фак­тов, имеющих ценностное значение. Иначе говоря, все элементы структуры правовой культуры выступают объектами оценки, что позволяет говорить о ценностях в праве и праве как социальной ценности;

4. Правосоциализаторская направлена на формирование правовых качеств личности посредством воспи­тания ее правовой культуры, осознания личностью своих прав и обязанностей, механизма их правовой защиты, уважения прав и свобод других людей, готовности человека действовать во всех ситуациях правомерно;

5. Коммуникативная обеспечивает общение людей и их групп в юридической сфере, воздействуя на данное общение по­средством аккумулирования в правовой культуре всего ценного, что было присуще прошлым поколениям, и заимствуя прогрессив­ные начала из правовой жизни других народов и стран.

6. прогностическая – предполагает анализ тенденций развития данной правовой системы.

Правовое воспитание – целенаправленная система мер, просветительских, образовательных и иных, формирующая установки уважения и соблюдения права, профилактики правонарушений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: